Вертолётный скандал
Экономика07 марта 2021

Вертолётный скандал

Откровенно говоря, уже когда глава «Укроборонпрома» Юрий Гусев рассказывал в конце февраля о начале сборки на одесском заводе знаменитых американских вертолётов Bell UH-1 Iroquois («Ирокез»), чувствовалось что-то неладное. Как-то всё внезапно, без привычной при таких раскладах шумной информационной кампании. Удивляло и другое: собирать «ирокезы» собрались на ремонтном заводе (бывшая ремонтная мастерская Одесского аэроклуба), когда в Запорожье есть «Мотор Сич».

Непонимания добавляло недавнее распоряжение Зеленского к середине 2021 года «поднять в воздух» как минимум четыре звена боевых вертолётов Ми-24, ради чего в Запорожье успешно провели испытания собственных лопастей для этих вертолётов.

И, наконец, показалось странным, что об «ирокезовом пополнении» ни слова не сказали на прошедшем летом 2020 года Первом всеукраинском съезде авиастроителей. Нет о нём упоминания и в стратегии «Видение Воздушных сил 2035».

Однако Гусев вещал складно и детально, вплоть до гарантии лицензирования компании Bell Helicopter Textron, описания цехов и точной даты сборки первого вертолёта к дате 30-летия украинской самостийности (август 2021), так что рассеивались сомнения даже закоренелых скептиков.

Эксперты плавно перешли от дискуссий о физической возможности выпуска вертолётов к разговорам о целесообразности именно этой модели. Машина, известная армейцам со времен Вьетнама, завоевала своих почитателей во всем мире и, несмотря на свой возраст, как уверяли свидомые товарищи, призвана окончательно декоммунизировать и оторвать от России вертолётную Украину.

И вдруг 3 марта польское военное издание Zbiam рассказало, что лицензий Украине американцы не выдавали. «Bell Textron сообщила в письме в редакцию, что не выдавала «Укроборонпрому» или другим хозяйствующим субъектам Украины лицензию на производство вертолетов UH-1 Iroquois», – написали стратегические партнёры Киева поляки.

При этом американцы передали через них и то, что они готовы поддержать усилия Украины по модернизации парка вертолётов, но лишь в рамках правительственной процедуры Foreign Military Sale (FMS). Те же поляки заявили, что строительство военных машин должно быть обусловлено заказом, но Минобороны не высказывались относительно пополнения «ирокезами» армии. Молчит и СБУ, а Аваков, как известно, покупает для МВД вертолёты во Франции.

Вертолётный скандал

То есть, Гусев «отчитался», но недоумевающие янки заявляют, что не понимают, о чём идет речь.

Польский информационный душ вернул критикам трезвость и привёл к объяснениям. Объяснялся, правда, не Гусев, а глава Одесского авиазавода Виталий Юхачев.

Смысл таков: переговоры (супер-суперсекретные) с американцами ведутся уже несколько лет, а в 2017 году даже был подписан меморандум («генеральное соглашение») о сотрудничестве в деле крупноузловой сборки транспортно-пассажирского вертолёта среднего класса, экипаж которого состоит из двух человек, а борт способен вместить до 13 пассажиров. Под «ирокез» подходит, хотя Юхачев называет будущий «гвынтокрыл» не американским вертолётом, а «национальным продуктом». Кстати, опустил ответчик и упоминание о компании Bell Helicopter Textron и её лицензиях.

Иными словами, Юхачев заявил о каком-то тайном соглашении с неизвестным партнёром о создании неизвестной демонстрационной машины за средства неизвестного инвестора.

Между тем, стало известно, что ремонтный завод из Одессы за последние годы подписал в 2018 году лишь одно соглашение – с компаниями Aviastar Invest Corp (США) и Distar CZ a.s. (Чехия) о начале кооперации по разработке и производству самолётов на Украине. Чехи действительно занимаются созданием летательных аппаратов, но не вертолётов, а сверхлёгких самолётов, а вот американская компания якобы возглавляется Геннадием Крейерманом, имеющим бизнес (ООО Авиастар Инвест Украина) и недвижимость в Киеве.

Залетевший было в Шумерию американский «ирокез» споткнулся о хитрые схемы, понять которые сложно. Не исключено, что Гусеву просто надули в уши, что с американцами все на мази, и он восторженно поспешил «порадовать нацию». Но считать Гусева идиотом нельзя, ведь одним из показателей эффективности работников концерна он назвал «количество прочитанных книг».

Можно предположить, что Гусев просто конструирует в голове некие собственные реальности, где строит с американцами «ирокезы» и несётся с ними под Вагнера долбить Донбасс. В этой реальность есть всё – достроенная вторая «Мрия», осуществлённый перуанский проект «Антонова», созданный турками авианосец «Небесна сотня» и конечно, парад на Красной площади.

Только вот реалии современности в большей степени поддерживают другую версию – Гусев сочинял осознанно. Обещали ведь украинский десант на Марс с последующим строительством там хуторов. Многие поверили, как поверили «ирокезам» на день незалежности. Увы, но «гвынтокрыл» по факту обернётся новым гигантским трезубцем из кукурузы или портретом Шевченко из сала.

Василий КАЧУРА

Написать комментарий