Можно ли выгнать корабли США из Чёрного моря?
Геополитика03 марта 2021

Можно ли выгнать корабли США из Чёрного моря?

По доброй воле коллективный Запад свои корабли из Чёрного моря, некогда называвшегося Русским, не уберёт

Этот вопрос возникает часто и задают его разные люди. Сразу отвечу: «Нет, нельзя». И на то есть веские основания. Однако есть и обстоятельства, из которых рождаются подобные вопросы.

Вообще, существуют принципы Международного морского права. К примеру, кто против свободы мореплавания и права мирного прохода через территориальные воды других государств? Главное – не нарушать суверенитета прибрежных держав и соблюдать установленные правила. В то же время существует ряд специфических ограничений.

С вопросами мореплавания в Чёрном море и через Черноморские проливы связаны многочисленные войны и конфликты. Наиболее заинтересованными сторонами здесь выступали Россия (СССР) и Турция, поддерживаемая в определённые периоды западными державами. В значительной мере блок вытекавших отсюда проблем удалось решить лишь к 1936 году, когда в швейцарском городе Монтрё была заключена Конвенция о режиме Черноморских проливов. Конвенция действует до сих пор. Порой раздаются голоса за пересмотр её положений, но среди дипломатов, экспертов немного сторонников подвергать её ревизии. Основа обеспечения стабильности в этом районе – соблюдение положений Конвенции Монтрё, а также эффективность действий гаранта её выполнения – Турецкой Республики, контролирующей Проливную зону (проливы Дарданеллы и Босфор, Мраморное море).

Напомним основные положения Конвенции, касающиеся самой возможности нахождения в Чёрном море кораблей флотов нечерноморских держав.

Во-первых, срок нахождения здесь конкретных кораблей не может превышать трёх недель. Во-вторых, есть ограничения по классам и водоизмещению кораблей, заходящих в Чёрное море. Так, авианосцы, линкоры и подводные лодки нечерноморских держав не имеют права прохода в него. Кроме того, хотя в конвенции этого нет, не имеют права плавания в черноморских водах корабли и суда с ядерной энергетической установкой. Этот запрет относится и к черноморским державам – Чёрное море является внутренним, что предъявляет особые экологические требования. В-третьих, общий тоннаж кораблей нечерноморских государств, находящихся в Чёрном море, не может превышать 45 тыс. тонн, при этом тоннаж плавсредств одной  страны не должен быть больше 30 тыс. тонн.

Однако ничто не вечно под луной. За 85 лет через Босфор и Дарданеллы много воды утекло, что как раз и позволяет вести с переменным успехом дискуссии о роли Конвенции в современном мире.

За время после подписания этого документа мир стал ядерным, что уже в 1945 году подвергло Конвенцию мощнейшей эрозии, ведь мощь одного ядерного заряда, размещённого на корабле небольшого тоннажа, зашедшем в Чёрное море, многократно превышает мощь всей артиллерии любого линкора, ограниченного в праве прохода Проливной зоны. Кроме того, сомнительным представляется положение о заходе в черноморскую акваторию авианосцев, ведь сегодня большинство боевых кораблей, независимо от класса, несёт летательный аппарат – вертолёт, причём зачастую их на носителе размещается даже несколько. А с активным внедрением в военную сферу БПЛА практически любое плавсредство становится их носителем. К тому же тактико-технические характеристики большинства геликоптеров и дронов превышают возможности и качества самолётов, размещавшихся на авианосцах 30-х годов ХХ века. Кстати, в последние десятилетия в Чёрное море заходили американские и британские корабли-доки, на которых базируется несколько вертолётов. Гостили они в Одессе, участвовали в учениях, в том числе с подъёмом летательных аппаратов.

Есть проблемы и с вопросами попадания, скажем так, боевых плавединиц нечерноморских держав в Черноморский бассейн, минуя Проливы. Прецеденты такого рода имели место ещё в период Великой Отечественной войны, есть они и сейчас. Во время войны немцы по сухопутью, а затем по Дунаю перебросили в Чёрное море (в румынскую Констанцу) несколько подводных лодок. Так же действовали и итальянцы. Кроме того, их катера были доставлены в Крым по железной дороге. Во время распада Югославии в 90-е годы на Дунае появились боевые катера американского спецназа. Они беспрепятственно ходили водами Чёрного моря с «морскими котиками» на борту, побывали в Севастополе. Не так давно из Чёрного моря в Азовское на трейлерах были переброшены украинские малые бронированные катера типа «Гюрза», базирующиеся сейчас в Бердянске. Таким же образом возможно появление здесь же боевых плавсредств других стран.

Ничто, к примеру, не мешает зайти в украинский Николаев американскому боевому кораблю для фиктивного ремонта и застрять там на несколько лет; ведь в данном случае – это воды Южного Буга или Ингула, а не черноморские… Представим такой вариант: «вдруг сломался» эсминец УРО ВМС США типа «Арли Бёрк» и встал у заводской стенки с девятью десятками ракет на борту, часть которых, возможно, имеет ядерные боеголовки.

Наверное, есть смысл вспомнить, что в феврале-марте 2014 года в Чёрном море вместо 21 суток в течение 33 суток находился американский эсминец «Тэйлор». Он якобы наскочил на мель, повредив винт, и потерял ход при заходе в турецкий порт Самсун.

Возникают вопросы и по количеству тоннажа плавединиц нечерноморских держав, одномоментно находящихся в Чёрном море. Так, в январе этого года через Проливы прошёл американский танкер USNS Laramie (T-AO-203) класса Henry J.Kaiser. Одновременно с ним в акватории находились эсминцы УРО Donald Cook и Porter типа «Арли Бёрк». Их общее водоизмещение – под 50 тысяч тонн, что по всем параметрам превышает ограничения Конвенции как для военных плавсредств всех нечерноморских держав. Данный танкер имеет все признаки военного корабля, начиная от окраски корпуса, бортового номера и заканчивая наличием в составе экипажа военнослужащих. И тут есть как минимум поле для дискуссии в отношении нарушения одного из принципиальных положений Конвенции.

Весьма беспокоящим является проект Эрдогана по строительству параллельного проливу Босфор канала «Стамбул».

Так что нужно делать, чтобы материализовать неудовольствие присутствием американцев и их союзников в «нашем» Чёрном море?

Ответ на этот вопрос непрост. Вспоминается такая история (байка). Когда в 1961 году в Бельгийском Конго был убит борец с колониализмом Патрис Лумумба, Хрущёв якобы дал команду маршалу Малиновскому отправить к африканским берегам советскую эскадру. На это министр обороны вместе с главкомом ВМФ адмиралом Горшковым вроде бы ответили: «На подготовку к походу нужно лет десять – для начала эту эскадру нужно построить». То, что ВМФ СССР мало что может в Мировом океане, в следующем году продемонстрировал Карибский кризис: максимум, что смог послать Советский Союз к берегам Острова Свободы, это четыре дизельные подводные лодки, три из которых американцы принудили к всплытию в водах Атлантики. Однако уже в 1969 году поход черноморских кораблей в Гавану и к Мексиканскому заливу в Штатах наделал переполох – шутка ли, русские демонстрируют свои флаг и ракеты у берегов Флориды! А вскоре наши субмарины постоянно стали «тереться» об американские берега. К слову, в ту пору американцы в Чёрное море не заходили.

Вынудить геостратегических конкурентов России убраться из Черного моря и не допускать провокаций в других морях можно лишь адекватными действиями, основанными на морской мощи государства. Один из путей – перенос зон напряжённости и противостояния в дальнюю морскую и океанскую зоны, что потребует от наших оппонентов растягивания сил. Опять же пример: во времена существования 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ СССР (1967-1992 гг.) Восточное Средиземноморье если было не нашей вотчиной, то уж точно находилось под нашим контролем. О зоне напряжённости в Черном море тогда и помыслить никто не мог. Сейчас в Средиземном море есть наши корабли, но они составляют группировку из нескольких единиц, а не эскадру из полусотни вымпелов – боевых кораблей, подводных лодок, вспомогательных судов...

И заметьте: как только в начале 1990-х годов наши корабли перестали ходить за Босфор, «случились» Югославия, Ливия, Сирия…

При этом, как бы ни оценивать политику Эрдогана, российско-турецкие отношения должны быть стабильными, прогнозируемыми и партнёрскими. Иначе Конвенцию Монтрё начнут ревизовать (в том числе в Анкаре), а канал «Стамбул» ускоренно строить.

Естественно, Черноморскому флоту, Южному военному округу, 4-й армии ВВС и ПВО требуется отслеживать силы флотов, направляющих в Чёрное море и воздушное пространство над ним корабли и летательные аппараты. От политиков и дипломатов требуются победы на международных площадках. От общественников и журналистов – поддержание информационного дирижабля на должном уровне и под высоким давлением. Давно надо понять: по доброй воле коллективный Запад свои корабли из Чёрного моря, некогда называвшегося Русским, не уберёт. Это для НАТО и ЕС, увы, уже внутренняя акватория. И от этого никуда не деться…

Сергей ГОРБАЧЁВ

2 комментария

Написать комментарий
  • гость
    03 марта 2021
    Что значит "выгнать пиндостанские корабли" с Чёрного моря? Чёрное море - международное море, кого там выгонять собрались? На Чёрном море сущестсвуют как минимум 4 страны-членов НАТО, общей протяжённостью береговой линии 2700 км (включая проходные дворы для натовцев типа Украины и Грузии, без Крыма). И напротив, у России протяжённость черноморской берег.линии - порядка 1000 км. всего (с Крымом). Собственно ради такого дела и мутился майдан - получить контроль над всем Чёрным морем, а не её части береговой линии. Тот, кто по межд.законам получает преимущество в территориях и протяж. береговой линии - тот и диктует правила нахождения кораблей во внутренних морских акваториях. Пишут законы и наблюдает за их исполнением остальными приходящими-уходящими корабликами. Именно за береговые линии и прибрежные зоны идёт масштабная открытая или закулисная драчка. Собственно именно так и ведутся войны за морские гешефты - сначала разрушается СССР и блок стран-членов Организации Варшавского Договора (из-за чего Румыния и Болгария становятся членами Наты), а потом устраиваются гос.перевороты (в Грузии и Украине) - по итогам которых ещё какой-то кусочек Чёрного моря выходит из морской юрисдикции одной федерации или альянса стран договора коллективной безопасности - бывшего союза республик. Не тешьте себя иллюзиями - рано или поздно война за Чёрное море будет, и она будет проходить по всем негласным законам морских захватов и пиратских набегов - оно же сетецентрических диверсий и провокаций. Просто потому, что по другому в капитализме не бывает.
    Ответить
  • Истина
    03 марта 2021
    Все просто, наложить санкции на пиндостан и его союзников, в виде салюта калибров при заходе в Черное море их судов , за нарушение ними прав пингвинов в Экваториальной Гвинеи, тоесть симметрично санкциям за Анального, будущую швею трунделей и 🐓 лидера.
    Ответить
💬 Последние комментарии
Мудрость народная
А он помнит пословицу? КТО КАК ОБЗЫВАЕТСЯ.........?
Весёлый Роджер
ОЙ забыл совсем! ЭЙ Шмуля, а твой хвалёный Союз не обдирал своих крепостных крестьян-колхозников? А им нельзя было никуда уйти, кроме как в тюрьму, набил морду председателю, получал 1-3 года лагерей - зато потом, по выходу получал паЧпорт и свободу перемещения. А вот были трудодни, а чаму так несправедливо, вот откуда ноги растут у твоего спекулянтского Пьемонта - к примеру - в Калужской области за 1 трудодень платили 0.25 руб, а в Винницкой 2.20руб? Чаму? За что так??? Ну так давай напой ещё тут про ОГРОМНЫЕ пенсии в колхозах, в 25-30 руб, тоже скажешь не было такого? И главное это кто мне всё это пишет??? Вор-несун, у которого вся хата забита ворованным барахлом, типа солдатских кальсон и просроченных консервов. Ну пипец, ну ты мразь!
Весёлый Роджер
Шмуля поведуй о щирых перемогах у пиндоколонии! Скики бибик собрали заводы никак ыщо не вмырущие? Що? Ны чую – шо там скики? Шо? – фуй, да ни фуя? Ах да, Весь Свит з вами, с дэбилами скакунами? А у москалей опять вони е!!! Ось таки так! То значит, шо ты Шмуля - полный мудак! «Выпуск легковых машин в РФ в январе – марте 2012года вырос на 13,2%, до 365 000 штук - Росстат» Значит до конца рока – будэ БИЛЬШЕ МУЛЬОНА!!! Ось цэ дило, а не боГатение мечтами щирого дэбила!
Весёлый Роджер
Шановни читачі та читачки, остановите свои тачки, никогда не читайте длинные высеры, тн АНАЛитика и борзописца «запорожца, запора, оно же заднемотора», на статьи Р.Ищенко и А.Роджерса!!! Никогда!!! Он им завидует, тк он когда-то работал вместе с ними. НО, они выбрали путь к свету, к москалям, а хитродупый запор – швыдкий шлях до панувания- до Сороса. Итог: эти получают в РФ добри гроши, не слезают там с экрана, а гэтот недоносок, недоАНАЛитик - лишь жалкие подачки, ну щоб не сдох падлюка. И увага! Там у запора, как впереди нима мотора, так и нима никакого смысла, тильки щирое русофобное гивно, это не информация – это набор звуков, як и у него коллеги по цензору, Шмули, ну того пропахандона, шо тут пишет в образе «младой» девственницы, 56-летней дивчины Елен. Ну тот старый 70-летний солдафон, шо ходит по дому у ворованых солдатских кальсонах, а поверх надевает кружевные жиночи труселя, с надписью – «Майдан з нами». Ну того, шо приписывает хамские слова про белорусов - суки и поддонка Кравчука, Солженицину! И гэтот падлюка ыщо думовает, шо тут уси ТУПЫЕ селюки, мол проглотят, як на майдане поверили обещалкам Сени про 1000эвро чи кулю у лоб. Запомните!!! Их задача пропахандонов одна – обсерать! Не трате своё время.
Весёлый Роджер
ЭЙ мудак, бандеровский ты большевик, почитатель Порошенко с Беней! А что крепостное право, а что нельзя уволится и найти лучше условия или они устраивают или мабуть они даже лучше чем у других? АСь мразЬ? То что ты пишешь мудак, называется разжигание классовой ненависти, а придумал это, нет! не твои кумир Великий наэбщик и мечтатель ~120 лет назад, а мудрецы из МИ6. А его, этого лентяя, ни где не проработавшего и года, они наняли за копейки и он согласился работать по их правилам. А ТО, что он потом, всех и хозяев этих и других наэбал, ... то совсем другая истроия!
----
мореманы
Весёлый Роджер
Лучше расскажи про вакцинацию у вас!? Как Шмуля писал, у вас же там тысячами мрут на вулицах... А Вот к примеру, щиродупому пану пердуну Шмуле_Елен, ну пыдару пропахандону у жиночих труселях до колен, таки ему лично пиндосы привезли свою вакцину! Ось да - пиндосная литака С-130!!! села прямо к нему в огород, а оттуда вышли чернодупые мореваны и отымели него у рот! А чаму, а тому шо вин щирый дэбил та ТУПОЙ обормот! Вот!