Власть бензоколонки, часть 1/III

07.11.2018 09:09
Почему топливо стоит столько, сколько оно стоит

Одной из заметных тем уходящего года в России стал резкий рост цен на моторное топливо. Актуально это было и для Беларуси, хотя и в меньшей степени — на причинах этого мы ниже остановимся отдельно. На Украине к настоящему моменту цена литра топлива по сравнению с началом года выросла уже на 5,5–6 грн. (13–15 руб. в пересчёте). Правда, сами украинцы уже настолько привыкли к постоянному росту цен, что, в отличие от РФ, никакой сенсационности в реакции СМИ на эту динамику не наблюдалось. Хотя скачок действительно стал самым ощутимым за последние годы.

Многие из тех, кто будет читать эти строки, сами регулярно заправляют топливом баки своих «самодвижущихся экипажей» или даже «железных коней». Однако мало кто задумывается о том, почему литр бензина или дизтоплива стоит столько, сколько стоит, каков на самом деле механизм формирования цены. Вернее, механизмы, ведь в каждом случае есть свои отличия. Ещё меньше знают о том, что структура конечной цены литра топлива, т. е. цифры, которые мы видим на стеле при въезде на АЗС, — это своего рода радиоактивный изотоп углерода. В том смысле, что по структуре цены литра топлива можно многое сказать о налоговой системе государства, а значит, и о её экономике. А всё потому, что нефть — это не просто сырьё, из которого производят бензин и дизельное топливо.

Небольшая предыстория

Есть такой немного публицистический термин — эра нефти. Тем не менее он достаточно точно описывает значение жидкого ископаемого топлива для мировой экономики. С тех пор успели объявить начало многих эр: электричества, автомобилестроения, радиоэлектроники, интернета, нанотехнологий. Однако ничто из этого пока не отменило и не заменило нефть — так, как когда-то сама она свергла с пьедестала уголь.

Человечество добывало и использовало нефть с незапамятных времён. Однако добыча и использование нефти в нынешнем понимании начались примерно во второй половине XIX века. Точную дату назвать затруднительно, зато можно назвать знаковые события. Скажем, в 1866 году полковник Александр Шпаковский создал форсунку, позволявшую паровому котлу работать на жидком топливе так же, как до этого он работал на угле. Уже спустя 2 года изобретение очень пригодилось пожарным в Санкт-Петербурге: во время пожара насосы конструкции Шпаковского работали бесперебойно трое суток, что позволило спасти товары на сумму в несколько миллионов рублей.

Однако было очевидно, что изобретение полковника можно использовать не только для пожарных команд: форсунки Шпаковского (вернее, уже доработанные другими инженерами для более полного сгорания топлива в рабочей зоне) с 1870-х годов открыли жидкое топливо для пароходов на Волге и на Каспии. Причём сам Шпаковский как раз для пароходов свой котёл и создавал. «Для Каспийского и Чёрного морей, где пуд нефти стоит 30 коп., а пуд каменного угля, например, донского антрацита, обходится в 40 коп., эта топка будет выгодна и в экономическом отношении, так как 1 пуд нефти заменит более чем 1 пуд угля», — писал он в 1867 году в «Записках Русского технического общества».

Источник: «Русская планета», 11 ноября 1867 г.
Учитывая, что в XIX веке именно пароходы были единственным видом транспорта, обеспечивающим трансатлантическую логистику, сложно переоценить роль этого изобретения для международной торговли.

Спустя 14 лет после Шпаковского видим не менее значимое изобретение: бензиновый карбюраторный двигатель (1880) конструкции Огнеслава Костовича. Что характерно — тоже российского офицера. Спустя 8 лет он получит на него патент в России, США и Великобритании.

Для контраста можно вспомнить, к примеру, «Знак четырёх» Артура Конан Дойла, а именно финал произведения — гонки на паровых катерах по Темзе. И «Аврора» Мордехая Смита (якобы самая быстрая на Темзе), и полицейский катер Скотланд-Ярда (да и все прочие, что уж там) — все они работали на угле. На дворе в это время стоял как раз 1888 год.

Вероятно, в т. ч. этим обстоятельством можно объяснить резкий скачок добычи, а значит, и потребления нефти в России конца позапрошлого века. Как раз к концу 1890-х Россия догнала по добыче США (примерно 7,5 млн тонн в год) и даже несколько лет удерживала первенство, добывая на пике более 11 млн тонн в год (сегодня — в 50 раз больше).

Источник: 30 лет деятельности Товарищества нефтяного производства братьев Нобель: 1879–1909. — Санкт-Петербург, [1914]
К слову, по времени это примерно совпадает с изобретением дизельного двигателя. Менее известно, что двигатель Рудольфа Дизеля тоже немножко русский.

В 1898 году Эммануил Нобель купил лицензию на производство ДВС конструкции Дизеля, а уже в следующем году их производство было налажено в России. Причём российские инженеры его немного доработали, чтобы он мог работать на сырой нефти. В историю такая модификация вошла как «русский дизель».

Итого к концу XIX века нефть начала оформляться в то, чем она является сейчас, а именно универсальное сырьё для производства топлива, которое не только питает подавляющее количество всех (в пределах планеты) видов транспорта, но и, что гораздо важнее, делает глобальную торговлю действительно глобальной. Первый шаг к этому сделал уголь, но нефть и двигатели внутреннего сгорания позволили значительно увеличить концентрацию промышленного капитала: мелкие производства в провинции всё чаще не выдерживали конкуренции. Раньше их защищала неудобная и дорогая логистика, но с годами она становилась всё удобнее и дешевле. Вплоть до сегодняшнего дня, когда судно из какого-нибудь Гуанчжоу везёт вам посылку с товаром, купленным на AliExpress, хотя ни продавца, ни производителя этого товара вы в глаза не видели и, скорее всего, никогда не увидите. А компания-перевозчик доставляет эту посылку к порогу квартиры.

Ещё 5–7 лет назад интернет-магазины перечисляли перечень регионов, с которыми они работают. Сегодня всё чаще можно увидеть простое слово worldwide. Расстояние между производителем, продавцом и покупателем в последнее время сохранило лишь стоимостную характеристику: не существует проблемы доставки, есть только стоимость доставки. Что перевело пословицу «За морем телушка — полушка, да рубль перевоз» в разряд анахронизмов.

Возможно, мы немного затянули оду нефти, но она того заслужила, ведь именно она дала нам глобальную торговлю в том виде, в котором мы её сегодня знаем.

Структура цены топлива: кому и сколько

Есть у этой благодати и свои издержки. Раз уж всё вокруг работает на нефти, вернее продуктах её перегонки, раз сплошь и рядом товары даже в рамках одной страны могут преодолевать сотни километров до потребителя (а не производиться на месте), то всё зависит от стоимости топлива: растёт она, растут и цены. Поэтому самое время понять, из чего складывается розничная цена топлива. Начнём по алфавиту — с Беларуси.

Беларусь

Звучит, конечно, скучно: «Структура розничной цены на топливо». Тем не менее интернет-пользователи темой активно интересуются: даже на Youtube можно найти немало тематических видеороликов. К сожалению, большинство из них выдержано в стилистике «дерут с нас 3 шкуры, сволочи» и, собственно, анализа там нет, только манипуляции. Вот характерный пример:
Итак, о структуре, в которой ведущий Youtube-канала «Автогарант», по его же словам, «не хочет ковыряться».

Источник

Комментарии

md гость, 08.11.2018 06:42

"Гитлер на весь мир кричит: «Мне ничего не стоит потопить в крови миллионы людей, чтобы стать властителем мира». И мы видим, что людоед Гитлер залил кровью земли Европы — Францию, Бельгию, Голландию, Норвегию, Грецию, Польшу, Югославию... Гитлер кровью наших единоверных и единокровных братьев и сестер залил поля Бессарабии, Украины и Белоруссии".

md гость, 08.11.2018 06:41

Комментирующие, отчего промолчали на публикацию?

Добавить комментарий