Что на самом деле сказал Владимир Путин о теле Ленина и мощах святых

17.01.2018 09:13
По социальным сетям разбежались громкие заголовки: «Путин сравнил тело Ленина в Мавзолее с мощами святых», «Путин сравнил коммунистическую идеологию с христианством» и тому подобные. Заголовки вызвали ожидаемое волнение: многие поспешили истолковать это в том смысле, что, мол, президент путает коммунизм с Православием, а тело Ленина – с мощами святых.

Вся эта шумиха поднялась вокруг интервью Путина для документального фильма «Валаам», снятого телеканалом «Россия» о знаменитом православном монастыре.

Если бы Владимир Путин имел в виду нечто подобное, то это действительно было бы довольно неоднозначным посланием.

Сам В.И. Ленин, насколько мы можем судить по его сохранившемуся наследию, реагировал бы на это сравнение в выражениях, подпадающих сразу под несколько статей УК. Православные отреагировали бы менее темпераментно, но, скорее, с некоторым огорчением.

Однако на самом деле мы столкнулись с очередным примером медийного искажения – когда широкие массы блогеров оказываются взволнованы словами, которые в реальности не были произнесены, и позициями, которые не были заявлены.

В социальных сетях есть шутливое сокращение: ПЗ-ПГ. «Прочел (только) заголовок – постил гневные (комменты)». Дело более чем обычное, не читать дальше заголовка – это фактическая норма сетевого поведения, а заголовки очень редко адекватно отражают содержание новости. Это не чья-то злая воля – просто так уж работает интернет. Ужать содержание новости в заголовок из четырех–пяти слов – большое искусство. Не поддаться при этом соблазну заострить тему, чтобы привлечь внимание – очень трудно.

Далее срабатывает другой механизм – потребность пользователей интернета высказаться, не тратя время на попытки прочитать новость целиком. Это со всеми бывает. Притормозить и ознакомиться с материалом – это, скорее, редкий подвиг.

И третий механизм – то, что психологи называют «склонностью к подтверждению своей точки зрения». Люди склонны видеть в высказываниях других – будь то известные публичные фигуры или просто случайные сетевые собеседники – не то, что они действительно сказали, а то, что им полагалось бы говорить в соответствующей картине мира.

Для либеральной части интернета, которая пишет в «Фейсбук» по подпольному интернету из бараков ГУЛАГа, нужно, чтобы Путин саморазоблачился как кровавый коммунистический диктатор, эдакий Сталин сегодня.

Для тех, кто, напротив, продолжает ностальгировать по коммунизму – чтобы он подтвердил любезный им курс на идеологический синкретизм, смешение Православия с диалектическим материализмом.

Ни того, ни другого в словах президента, как легко убедиться, нет.

Речь идет о другом – о том, что коммунизм позаимствовал многое из христианства. Прочитать в тексте именно идеологические симпатии к коммунизму или приравнивание В.И. Ленина к святым довольно трудно. Президент признает «богоборчество» советской власти и отзывается о нем с несомненным неодобрением.

Вот, например:

«Патриарх рассказывал: когда советские войска готовы уже были войти на архипелаг, они почему-то остались на берегу, пригласили священнослужителей из монастыря. Один из них поехал, и вдруг советский офицер ему говорит: «Сколько вам нужно времени, чтобы все собрать и уехать?» Они попросили несколько дней, собрали все самое дорогое, все святыни. Сами уехали и все вывезли.

И в этой связи я подумал: конечно, в тяжелейшие дни гражданской войны и богоборчества потом, когда были заложены семена раскола в российском обществе, семена единения всегда оставались с нами. В первую очередь, как раз благодаря Русской православной церкви. И то, что офицеры тогда позволили монахам уехать и вывезти святыни, – это лучшее свидетельство того, что семена единения никогда нас не покидали».
Он также с благодарностью отзывается о финнах, которые позволили сохранить православные святыни перед лицом советских гонений:

«Финляндия наш добрый сосед, если бы не Финляндия, Валаамский монастырь вообще мог бы прекратить свое существование – мы знаем, как советские власти относились к религиозным ценностям. Они были вывезены в Финляндию и там были сохранены. И за это нужно сказать спасибо финнам и нашим соотечественникам, которые сохранили там Ново-Валаамский монастырь и святыни Валаама. Эти святыни дороги и финнам, и нам. Финны их хранят и обеспечивают свободный доступ всем, кто хочет к святыням попасть. И мне кажется, что эти святыни должны быть тем, что нас объединяет, в том числе и в духовной сфере».

Слова, пересказанные в заголовках, находятся во вполне однозначном контексте:

«Православная вера всегда нас сопровождала, она укреплялась, когда нашей стране, нашему народу было особенно тяжело. Были совсем жесткие богоборческие годы, когда уничтожали священников, разрушали храмы, но одновременно ведь создавали и новую религию. Коммунистическая идеология очень сродни христианству, на самом деле.

Свобода, братство, равенство, справедливость – это же все заложено в Священном писании, это все там есть. А кодекс строителей коммунизма? Это сублимация, это примитивная выдержка из Библии, ничего там нового не придумали. Ленина положили в мавзолей – чем это отличается от мощей святых для православных, да просто для христиан? Мне говорят: «Нет, в христианском мире нет такой традиции». Как же нет? На Афон поезжайте, посмотрите, там мощи святые есть, да и здесь тоже святые мощи Сергия и Германа.

То есть, по сути, ничего нового тогдашняя власть не придумала, она просто приспособила под свою идеологию то, что человечество уже давно изобрело».

Сама мысль о том, что коммунизм являл собой суррогатную религию, никоим образом не нова. Ее можно найти уже у Н.А. Бердяева – а, возможно, и раньше. Вот что писал Николай Александрович в своей работе «Правда и ложь коммунизма» в 1931 году:

«Коммунизм и как теория, и как практика, есть не только социальное, но также и духовное и религиозное явление. И коммунизм страшен именно как религия. Как религия противоположен он христианству и хочет заменить его.

Как социальная система, коммунизм мог бы быть религиозно нейтрален. Подобно религии коммунизм несет с собой целостное отношение к жизни, решает все основные вопросы жизни, претендует дать всему смысл, имеет свои догматы и свою догматическую мораль, издает свои катехизисы, имеет даже зачатки своего культа, он захватывает всю душу и вызывает энтузиазм и жертвенность.

Коммунизм, в отличие от большей части политических партий, не признает секуляризованной, отделенной от целостного миросозерцания политики. В нечеловеческой активности коммунизма мы встречаемся как бы с переключением энергии, накопленной в человеческой душе длительным религиозным процессом. На служение безбожной и антихристианской идее коммунизма идет религиозная энергия души.

Если бы коммунистам удалось путем антирелигиозной пропаганды окончательно вырвать из человеческой души религиозное чувство, веру и готовность жертвовать во имя своей веры, то они сделали бы невозможной и веру в коммунизм, они подорвали бы собственное существование и никто не пожелал бы уже нести жертв во имя коммунистической идеи».

И эта мысль достаточно очевидна.

«Тоталитарные политические идеологии как суррогат религии» – совершенно обычная тема для многих мыслителей, пытающихся осознать трагический опыт Европы ХХ века. Мощная соблазнительность этих идеологий в том и состояла, что они отзывались на глубочайшие человеческие потребности – потребность обрести смысл жизни, единство со своими ближними, потребность посвятить свою жизнь чему-то великому и достойному, что служило бы ей смыслом и оправданием. Потребности, на которые традиционно отвечала религия.

Коммунизм, конечно, не был религией в смысле «организованного поклонения высшим силам». Он провозглашал идеологию атеизма и материализма. Но он вполне подпадает под другое определение религии, данное Паулем Тиллихом – «предельная забота», то, что человек считает самым важным в своей жизни.

Впрочем, многие люди до сих пор ищут смысл своей жизни в политических идеологиях – коммунизме или, напротив, яростном антикоммунизме.

Бывает печально видеть, как одни посвящают свою жизнь борьбе с режимом, которого уже четверть столетия как нет, и даже производят при этом немалые разрушения (как это особенно легко видеть на Украине), другие продолжают яростно защищать учение, опровергнутое его же собственным критерием – практикой.

Одни при этом гневно спрашивают «ненавидишь ли ты проклятых красных, как ненавижу их я?», другие, напротив, требуют благоговейного почитания материалистических святынь.

Каждый прочитывает любое слово в интернете именно в контексте своей яростной идеологической борьбы.

Но Валаам – это одно из тех мест, где весь этот шум и ярость оказывается пустым и бессмысленным. Да, наши предки (и часть наших сограждан сейчас) приняли суррогат за подлинник, тяжело ошиблись. Но мы не собираемся ненавидеть их за это. Мы собираемся вернуться к подлиннику – святой Православной Вере.

Как сказал президент, «конечно, в тяжелейшие дни гражданской войны и богоборчества потом, когда были заложены семена раскола в российском обществе, семена единения всегда оставались с нами. В первую очередь, как раз благодаря Русской православной церкви».

И с ним трудно не согласиться.

Сергей Худиев

Комментарии

ua Ани, 18.01.2018 14:46

Коммунизм тоже имеет все признаки религии архаичного даже не средневекового типа, вера в невидимое светлое будущее, сладкая жизнь функционеров и похуже адептов партии, египетского типа мавзолей где забальзомировали своего "святого", верующие фанатики тоже были.

fr Три десятины., 18.01.2018 13:09

Попы заставляли хохлов платить десятину, для этого как известно, была построена Десятинная церковь в Киеве))). ... После реформы, проведенной при Николае I, служителям церкви стали платить зарплату, и запретили брать деньги за исполнение служб.. и тут пуканы задымели! загудели ! хохляцкие Попы Гапоны выразили свою "нэдовиру" ...Но! тут Пришел Ленин и прекратил Попивський рэкет - разрешил хохлам вообще не платить эту унизительную дань попам (Отделяя десятую часть от всех своих доходов и посвящая эту сумму Богу) - Православная Энциклопедия

ru Гость, 18.01.2018 02:53

Кому чего, а кому не надо.

ru пожилой, 18.01.2018 02:43

Запорожцу(13:50;17.01.18.). Не надо входить не в своё дело.

ru пожилой, 18.01.2018 02:36

Гостю(12:54; 17.01.18.). Ваше слово - это краткое правильное суждение.

ua запорожец, 17.01.2018 16:37

да как бы, чтобы вынести попа-мироеда из церквушки и надавать ему подсрачников - только лишь большевиком-атеистом быть не обязательно, а для анархиста или интервента-белогвардейца, европейского католика-протестанта какого-то это само собой разумеется. Но не всё так просто - тут же фишка в том, что сами интернациональные деятели из объединённой партии партийных-беспартийных(а не только вкпб) создали в симбиозе с революционным духовенством на обломках синода единую комиссарско-стукаческую службу. Ну и закончилось всё закономерно, во время Великой Отечественной их здорово ограничили по социальным правам карать и миловать(конкретно 1942 год), а затем после смерти Сталина наступил реванш политкомиссаров-духовников коммунизма на целое поколение Хрущёва-Брежнева-Горбачёва. Как тогда говорили "хорошо вам товарищ комиссар, рот закрыл - рабочее место убрано". И этот религиозно-атеистический симбиоз в партийной номенклатуре КПСС привёл взагали к печальному результату. Поэтому к любым интеграционным, но противоречивым высказываниям (в том числе и ВВП), надо относиться критически; и не бежать впереди паровоза на штурм Гулага, если услышал на диссидентской кухне пересказ шЁпотом солженицинского Архипелага какого-нибудь. В этом главная претензия к автору статьи, если кто не понял, о чём тут вообще базар - Администрация Президента Рф и РПЦ МП сами могут объясниться между собой за свою позицию по телу Ленину и по вопросам первичности-вторичности библейско-коммунистической морали, особенно зная, что любые их телодвижения будут рассматривать в телескоп и микроскоп одновременно. Ну а дело народа - слушать и мотать на ухи, никто попов-комиссаров за язык не тянул.

ru Ил-2, 17.01.2018 15:53

А как по мне так ход хороший. У вас свои мощи , а у них другие. Почему одним можно их иметь, а другим нельзя? Я ещё в молодые годы сравнив моральный кодекс строителя коммунизма и библейские заповеди увидел плагиат. А семена раскола в нашем обчестве были заложены ещё в 17 веке благодаря церкви. Старообрядцев никониане сжигали в срубах за то, что те не признавали реформу религии. Потому в то время, когда большевики громили церкви многие не особо напрягались из-за церковных погромов, а во времена революции фабриканты, как Морозов и другие спонсировали революцию - они были старообрядцами. Старообрядцы отлично помнят "человеколюбие" никониан, ну а РПЦ - суть никониане. Хотя, должно признать объединяющую роль нынешней РПЦ.

ua запорожец, 17.01.2018 14:43

не путай религию, философию и иконоборчество - Ленина потушили те же перцы, что и царя-страстотерпца. Когда философы переделывают под себя библейские мотивы и создают свою инквизицию, то получается чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и попам становится неуютно - ужас ужас. А когда церковники создают инквизиторскую комиссию и геноцидят философов, плагиатя потом их учёные тексты - это почему то считается нормальным. Да буде известно, что в Советской России некоторые несознательные товарищи на полном серъёзе планировали вести календарный отсчёт от рождества ВИЛа, и частью у них впоследствии это даже получилось - они же его потом в мавзолей и законопатили, мабуть ждут когда он на небеса вознесётся. Вообще тема религиозного мышления и верующего отношения народных масс в применении в личности Ульянову(Ленину) - это отдельная песня и речь идёт только о том, достоин или не достоин он статуса святого. Но так как у церковников классовая вражда с философами, то разумеется в этом отношении у всех облом.

ua Гость, 17.01.2018 14:21

Запорожец напомнил мне такое явление как Мариэта Шагинян.Тоже писала о том что и как думал Ленин....Правда она госпремию получила.Что думал Ленин о религии-как по мне человек ,создающий СВОЮ религию все остальные религии объявит вредоносными.На земле нет не верующих людей-одни верят что БОГ есть ,остальные что его нет.Отделение церкви от государства вещь необходимая.Иначе церковь перестанет быть церковью и превратится еще в один отдел идеологического фронта,на ряду с *независимой журналистикой*.Что сейчас и происходит в Украине.

ua запорожец, 17.01.2018 13:50

Вот именно, отделение церкви от государства по Ленину - это прекращение эксплуатация жадным духовенством и так нищего населения Российской империи. И Ленин подходил к этому вопросу с юмором диалектики, пока есть эксплуататоры на духовности населения - будет развиваться атеизм и безбожие, закончится эксплуатация - люди станут агностиками и интеграторами светского общества в симбиозе с духовенством и наоборот. Навроде той же рос.власти и прочих эрзацполитиков-социалистов, ищущие в церкви мораль, совесть и прочую потерянную ими высшую сущность. А Ленин-Сталин были практиками-материалистами и одновременно политиками высшего уровня, где морали мало, а целесообразности много. И им было всё равно, что с ними будут делать после того как - пусть хоть в мавзолей рядышком кладут и показывают как сонного бегемота в зоопарке. Тут другое интересно - ВВП толи по привычке, толи не подумав, толи из природной юридической въедливости в трактовки, но немножко покусился на монополию церковной власти на их заглавную фишку - святой текст. Путин почти открыто приравнял евангелие от Ленина(моральный кодекс строителя коммунизма), написанный его бестолковыми ученичками-коммунистами - к каноническим евангелиям, написанные такими же неучами. Не знаю как кому, но бомбануло(втихаря конечно же в подземных кельях) прежде всего у попов. Ничего, епитимью и церковную отработку на Путина наложат - будет знать, в чём накосячил.

ru Гость, 17.01.2018 13:26

Ну вообще-то как бы там не пытались трактовать Ленина и Путина и натягивать их позиции на купола, думаю, что отделение церкви от государства было правильным шагом: вера - это то, что в душе, это не идеология. А когда веру притягивают к нуждам государства, то это уже грех. Хотя бы потому, что тогда возможна ситуация, которую мы видим на Украине. И не только на Украине.

ua запорожец, 17.01.2018 13:05

А самого Ленина прочитать конечно западло? А он, как всякий порядочный материалистический(это значит прежде всего не абстрактно-духовный) философ, при жизни глубоко копнул тему религии, церкви и общества. И если вкратце, позиция обсуждаемого(или потерпевшего?) товарища Ленина однозначна - делайте шо хотите, только не скатывайтесь и не пропагандируйте безбожную эксплуатацию народных масс. Пока вождь пролетариата, солдатских комитетов, трудового крестьянства и интеллигенции(вплоть до социалистического дворянства и красного казачества) Ульянов(Ленин) в СССР был почти святым, а его лучезарные лики с хитрым прищуром висели в каждом красном уголке - это никого не волновала, кроме заказчиков его убийц. Но как только об этом заговорил ВВП, так сразу хипеш, караул и зрада. Расслабтесь и получайте удовольствие от формализованного мышления российской власти - всем же только легче будет прогнозировать прошлое и будущее. Раньше же как бывало - при коммунизме(развитом социализме) как научном мировозрении, сову натягивали на глобус, а сейчас при догматическом христианстве - на купола. Вот только сову не спрашивали ни тогда, ни сейчас - пох..й, натягиваем.

ru Гость, 17.01.2018 12:54

Статья заслуживает внимания и не только прочтения, но и осмысления. Так что любителям читать заголовки или просматривать подобное по диагонали (соответственно нехорошей школьной привычке) не стОит пытаться ее комментировать: это будет демонстрация собственной тупости.

Добавить комментарий