Роман «Мастер и Маргарита»: Что зашифровал Булгаков

16.07.2017 12:16
«Мастер и Маргарита» — один из самых загадочных романов в истории, над его толкованием до сих пор бьются исследователи. Мы дадим семь ключей к этому произведению.

Литературная мистификация
Почему знаменитый роман Булгакова называется «Мастер и Маргарита», и о чем, на самом деле, эта книга? Известно, что идея создания родилась у автора после увлечения мистицизмом XIX века.Легенды о дьяволе, иудейская и христианская демонологии, трактаты о Боге – все это присутствует в произведении. Наиболее важными источниками, которыми консультировался автор, стали работы «История сношений человека с дьяволом» Михаила Орлова и книга Амфитеатрова «Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков». Как известно, у «Мастера и Маргариты» было несколько редакций.

Говорят, первая, над которой автор трудился в 1928-1929 годах, не имела никакого отношения ни к Мастеру, ни к Маргарите, и называлась «Чёрный маг», «Жонглёр с копытом». То есть центральной фигурой и сутью романа был именно Дьявол — эдакий русский вариант произведения «Фауст». Первую рукопись Булгаков самолично сжег после запрета его пьесы «Кабала Святош». Об этом писатель сообщил правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе»! Вторая редакция, также была посвящена падшему ангелу и называлась «Сатана» или «Великий канцлер». Здесь уже появились Маргарита с Мастером, а Воланд обзавелся своей свитой. Но, нынешнее название получила лишь третья рукопись, которую, на самом деле, автор так и не закончил.
Многоликий Воланд
Князь тьмы является, пожалуй, самым популярным персонажем «Мастера и Маргариты». При поверхностном прочтении у читателя создается впечатление, что Воланд – это «сама справедливость», судья, который борется с человеческими пороками и покровительствует любви и творчеству. Кто-то вообще считает, что в этом образе Булгаков изобразил Сталина! Воланд многолик и сложен, как и полагается Искусителю. Его рассматривают как классического Сатану, что и замышлял автор в ранних версиях книги, как нового Мессию, переосмысленного Христа, чье пришествие и описывается в романе.

На самом деле, Воланд – не просто дьявол – у него множество прототипов. Это и верховный языческий бог – Вотан у древних германцев (Один — у скандинавов), великий «маг» и масон граф Калиостро, который помнил события тысячелетнего прошлого, предсказывал будущее, и имел с Воландом портретное сходство. А еще это «темная лошадка» Воланд из «Фауста» Гете, который упоминается в произведении лишь однажды, в эпизоде, который упустили в русском переводе. Между прочим, в Германии черта называли именно «Фаланд». Помните эпизод из романа, когда служащие не могут вспомнить имя мага: «Может быть, Фаланд?».
Свита Сатаны
Как человек не может существовать без тени, так и Воланд – не Воланд без своей свиты. Азазелло, Бегемот и Коровьев-Фагот – это инструменты дьявольского правосудия, самые яркие герои романа, за спиной у которых отнюдь не однозначное прошлое.

Возьмем, например, Азазелло – «демона безводной пустыни, демона-убийцу». Этот образ Булгаков позаимствовал из ветхозаветных книг, где так зовут падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря ему, женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Поэтому, именно Азазелло дает крем Маргарите, толкает ее на «темную дорожку». В романе это правая рука Воланда, исполняющая «черную работу». Он убивает барона Майгеля, отравляет влюбленных. Его суть – бестелесное, абсолютное зло в чистом виде.

Коровьев-Фагот – единственный человек в свите Воланда. До конца не ясно, кто стал его прототипом, но исследователи возводят его корни к ацтецкому богу Вицлипуцли, имя которого упоминается в разговоре Берлиоза с Бездомным. Это – бог войны, которому приносили жертвы, а по легендам о докторе Фаусте – дух ада и первый помощник сатаны. Его имя, неосторожно произнесенное председателем «МАССОЛИТа» – сигнал для появления Воланда.
Бегемот – кот-оборотень и любимый шут Воланда, чей образ происходит из легенд о демоне обжорства и мифологическом звере ветхого завета. В исследовании И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях», которое было явно знакомо Булгакову, упоминалось морское чудовище Бегемот, вместе с Левиафаном обитающее в невидимой пустыне «на востоке от сада, где жили избранные и праведные». Сведения о Бегемоте автор также почерпнул из истории о некой Анне Дезанж, жившей в XVII века и одержимой семью дьяволами, среди которых упоминается Бегемот, демон из чина Престолов. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновьей головой, хоботом и клыками. Руки у него были человеческие, а громадный живот, короткий хвост и толстые задние лапы — как у бегемота, что напоминало о его имени.
Черная королева Марго
Маргариту часто считают образцом женственности, эдакой пушкинской «Татьяной XX века». Но прототипом «королевы Марго» стала явно не скромная девушка из российской глубинки. Помимо явного сходства героини с последней женой писателя, в романе подчеркнута связь Маргариты с двумя французскими королевами. Первая — та самая «Королева Марго», жена Генриха IV, свадьба которой обернулось кровавой Варфоломеевской ночью. Это событие упоминается по дороге на Великий бал Сатаны. Толстяк, узнавший Маргариту, называет ее «светлая королева Марго» и лопочет «какой-то вздор про кровавую свадьбу своего друга в Париже Гессара». Гессар — парижский издатель переписки Маргариты Валуа, которого Булгаков сделал участником Варфоломеевской ночи. В образе героини видят и другую королеву — Маргариту Наваррскую, которая была одной из первых французских женщин-писательниц, автор знаменитого «Гептамерона». Обе дамы покровительствовали писателям и поэтам, булгаковская Маргарита любит своего гениального писателя – Мастера.
Москва – Ершалаим
Одна из самых интересных загадок «Мастера и Маргариты» – это время, когда происходят события. В романе нет ни одной абсолютной даты, от которой можно вести отсчет. Действие относят к страстной неделе с первого по седьмое мая 1929 года. Эта датировка приводит параллель с миром «Пилатовых глав», которые происходили в Ершалаиме 29 или 30 года в течение недели, которая впоследствии стала Страстной. «Над Москвой 1929 года и Ершалаимом 29-го стоит одна и та же апокалипсическая погода, одна и та же тьма надвигается на город греха грозовой стеной, одна и та же луна пасхального полнолуния заливает переулки ветхозаветного Ершалаима и новозаветной Москвы». В первой части романа обе эти истории развиваются параллельно, во второй, все более и более переплетаясь, в конце концов они сливаются воедино, обретая целостность и переходя из нашего мира в потусторонний.
Влияние Густава Майринка
Огромное значение на Булгакова оказали идеи Густава Майринка, произведения которого появились в России в начале XX века. В романе австрийского экспрессиониста «Голем» главный герой мастер Анастасиус Пернат в финале воссоединяется со своей возлюбленной Мириам «у стены последнего фонаря», на границе реального и потустороннего миров. Связь с «Мастером и Маргаритой» налицо. Вспомним знаменитый афоризм булгаковского романа: «Рукописи не горят». Скорее всего, она восходит к «Белому доминиканцу», где говорится :«Да, конечно, истина не горит и ее невозможно растоптать». Там же рассказывается о надписи над алтарем, из-за которой падает икона Божьей матери. Равно как и сожженная рукопись мастера, возрождающая Воланда из небытия, который восстанавливает истинную историю Иешуа, надпись символизирует связь истины не только с Богом, но и с дьяволом.

В «Мастере и Маргарите», как и в «Белом доминиканце» Майринка, для героев главным является не цель, а сам процесс пути – развитие. Только вот смысл этого пути у писателей разное. Густав, как и его герои, искал его в творческом начале, Булгаков стремился к достижению некоего «эзотерического» абсолюта, сути мироздания.
Последняя рукопись
Последняя редакция романа, которая впоследствии дошла до читателя, была начата в 1937 году. Автор продолжал работать с ней до самой смерти. Почему он не смог закончить работу над книгой, которую писал дюжину лет? Может, он полагал, что недостаточно осведомлен в вопросе, за который взялся, и его понимание иудейской демонологии и ранних христианских текстов было дилетантским? Как бы то ни было, роман практически «высосал» жизнь автора. Последним исправлением, которое он внес 13 февраля 1940 года, стала фраза Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?». Через месяц он умер. Последними словами Булгакова, адресованные роману были: «Чтобы знали, чтобы знали…».
umnaja

Комментарии

ru Гость, 17.07.2017 15:07

Запорожцу: Вы вроде производите впечатление эрудированного товарища, но вот походя охаять произведение, которым зачитываются миллионы - это как то мелко и глупо. Ваши опусы где-то напечатаны, кроме как в комментах на НК? Если у Вас не хватило ума понять суть этой книги, это не значит, что книга плоха, это значит что Вы до нее не доросли. Старой женщине: обязательно перечитайте, это действительно мистическая книга. Каждый раз читаешь как заново, каждый раз находишь что то созвучное твоей душе именно в этот период жизни.

ru Старая женщина,, 17.07.2017 14:53

Знаете, я - простая советская старуха, хотя и "с филфаком". Читаю всю жизнь, собрала приличную библиотеку. Но по простоте своей, что-то, особенно чтимое "бомондом", не могу перечитывать - Кафку, Камю или вот Булгакова. И особенно "Мастера.". Разобраться - ума не хватает. Жизнь так "грузИла", что едва успевала книгу полистать. Насчет состояния психики Запорожца судить не мне, я его не всегда понимаю,но часто заставляет повернуть мозги в новом направлении, вот и сейчас поищу биографию Булгакова в разных редакциях и заново прочту роман.

ua гость, 17.07.2017 14:10

очередная неплохая сказка, как по мне. А вот описание меню в столовке литераторов (давно читал, точно не помню названия заведения) чуть не захлебнулся собственной слюной (помер бы, подумали бы что и правда мистична книга. Вот так мифы и создаются). ))) Вовремя остановился... пошел картошки нажарил. )))

ua Запорожец, 17.07.2017 13:54

полностью поддерживаю предыдущего оратора. Не стоит меня читать, читайте лучше Булгакова - все там будете.

ua Гость, 17.07.2017 13:43

Господа-товарищи: Запорожец - местный сумасшедший. Не стОит обращать внимания на его писульки.

ua харьков, 17.07.2017 13:32

Запорожец, пишешь безграмотно на местечковом диалекте и завидуешь гению? Алоизий!!!

ua Запорожец, 17.07.2017 13:11

Для тех кому читать лень, коротко - самоубийца пишет коротенькую предсмертную записку, а Булгаков написал целый роман. Приколист, а люди зачитываются до умопомрачения.

ua Запорожец, 17.07.2017 13:04

Люди практически не задумываются что, если в романах Булгакова(не только Мастер и Маргарита) присутствует тёмные силы - "от хаоса и беспорядка" так сказать, то кто антагонист? - кто играет за светлые силы и силы порядка? Булгаков прекрасно жизнеписал тёмную сторону человеческой натуры в силу своего разрушительного погружения в наркозависимость, неприятие социалистического и коммунистического строя, одержимость, эгоизм, регресс-затмение и увядание. У него в произведениях любое появления народных типажей с чисто народными привычками - сплошной шок для утонченной натуры эгоиста или либерала. Смешно с таких, как на майдане - "ах детей бьют и волокут задрав им руки/ноги в небо" - а как сжигают и стреляют в затылок людей не видели? пожалуйста, в арсенале человеков есть и такое зрелище, смотрите. Булгаков не один писатель такой был, Бунины-Достоевские и прочие русские писатели, прохивающие в Европе тоже заезжали по теме. А вот сделать что-либо позитивное, прогрессивное, творческое и нужное людям - фигушки. У таких писателей творчество это сплошные муки, а не радость. Однобокая фигня на постном масле в общем, но цепляющая некоторые особи, которые привыкли ковырять свой внутренний мир и искать там мистику и потаённые желания. В истории "писателя и великосветской содержантки" на фоне религии и саспенс-детектива всё прозрачно - есть Волланд и его свита, которая резвится на обывательских пороках - это хаос, а есть органы нквд, которая их постоянно ловит и никак поймать не может(понятно в чей огород камешек) - это силы порядка. А все оправдания, ради чего собственнолично Булгаков предвосхитил свою смерть, так и роман о смерти - главная идея романа "люди не просто смертны, а внезапно смертны" - не предупредить человека, что баба-дура на трамвайных путях "разлила масло"? это в стиле жизни любого либерала, берущего на себя роль вершителя человеческих судеб. Это такой писательский месседж Булгакова окружающему миру и ничего мистического тут нет, впереди была война и надо было жить, рожать детей и строить им жизнь. А не обнявшись умирать "от невысказанной лубви" и невозможности коммуницировать с "плохим" обществом. Туда ему и дорога, хотя и талантливый был мистик.

ru Гость, 17.07.2017 01:46

...кто о чем,а здесь о дурном и прочем... как всегда....нечисть...

ua Запорожец, 17.07.2017 00:10

как там сказал добрый доктор в Склифе - хорошо, вызовите пулемётчиков на мотоциклах, а вам, пациент, надо поспать, ночь на дворе, ну куда вы сейчас побежите?

ua харьков, 17.07.2017 00:06

Тяжёлая у тебя работа, Алоизий...

ua Запорожец, 16.07.2017 23:58

вообще то пересказал канву итогового заключения органов нквд, не вошедшее в роман Булгакова. И оказалось, что никто не помнит как звали главного мошенника, толи фаланд, то ли ещё как, но было задержано много подозрительных лиц и написано множество заявлений о мошенничестве от потерпевших, надеющихся на правосудие. Но они же сами виноваты, да? А особенно пострадали чёрные коты. Мерзавец Бегемот, так подставить своих подопечных - но он в принципе и не отпирается что мерзавец. Иногда, вручая в руки злу свою судьбу, стоит вспомнить, что у зла свои методы решения всех спорных вопросов, и добровольная смерть среди накопленного сатанистами и мистиками опыта за свою историю иногда самая лёгкая.

ua харьков, 16.07.2017 23:39

Гость = Запорожец= Алоизий

gb Гость, 16.07.2017 22:48

Харьков--проецируешь свою наркозависимость на других?В Амстердам поехать не можешь?Кури бамбук или веник:))))

ua харьков, 16.07.2017 22:35

Запорожец, не хватает денег на квартиру в Хайфе? Проецируешь свои проблемы на Булгакова! И на кокаин не хватает?

ua Кум, 16.07.2017 19:54

Скотиняка саложорная

ua Запорожец, 16.07.2017 19:29

А что может быть мистического в обычном детективе, когда группа вооружённых, асоциальных и аморальных циркачей-экстрасенсов приезжает в крупный город, чтобы констатировать факт "что люди не изменились только квартирный вопрос у них испорченный" и немного заработать. Судя по дальнейшим действиям этого бандформирования, у них квартирный вопрос вообще не стоит на повестке дня. И кроме того, пользуясь склонными к аферам гражданами и легковнушаемыми писателями-поэтами, в конце концов аферисты по сюжету становятся банальными убийцами, поджигателями, отравителями и мародёрами. Всё это сопровождается байками о христианском смирении(ха-ха три раза), морализаторством "о неизбежности и справедливости смерти", хорошей дозой кокаина и прочего контактного ядохимиката. Найдя для своих афёр(деньги то пропали?) психа, сочиняющего никому не нужный мифологический сюжет для своей надуманной музы и оттого желающего умереть, его сводят с такой-же психованной особой, которая давно хочет сбежать от опостылевшего, но богатенького мужа. Потом даму разводят на кокаиновый трип с ведьмами и ананасами в шампанском в обычной квартире, обставленной в сатанинской ритуалистике. Жертвы бандитов в конце концов умирают и под бодрые речи "о воссоединении любви" в чисто женской стилистике, отчаливают из города, пользуясь наведёнными беспорядками и непогодой. Ах да, ещё Булгаков делает из сатаны подручного полумифического римского военнослужащего-профессионального убийцы и по совместительству судьи-наместника, и его не первой и не последней такой же мифической жертвы. Ну чё - оригинально и даже необычно, особенно про плащи с кровавым подбоем и тьма накрыла город. Но у Беляева и Толстого фантастика того времени была и покруче.

Добавить комментарий

АВТОРСКИЕ СТАТЬИ