Вышиванка и её советская история

26.05.2016 14:29
Меня всегда удивляло: почему на советских плакатах про «дружбу народов» под флагом РСФСР изображен человек в современном костюмчике и галстуке, а остальные представители «Союза нерушимого» — кто в чем: вышиванки, шаровары, кокошники, халаты, веночки-ленточки, поясные платки... Сплошная «этнография»...
Причем к реальной этнографии вся эта хрень отношение имеет весьма далекое. В какой-нибудь микроскопической Латвии народных костюмов — десятки, в каждой деревне — свои «вышиванки», свои кокошники, свои брошки-поясочки. И вовсе они не столь красивы и богаты, как рисовали советские плакаты.
Вообще говоря, музейный экспонат под названием «свадебный костюм зажиточной латышки 18-го века» — это редкое убожество из грубой дерюги с сыромятными тапками на веревочках. «Зажиточные» еще имели тапки, а остальные латышки гуляли всю жизнь босиком, даже на собственной свадьбе.

Мой латышский дед свои первые в жизни сапоги заполучил только в 19 лет, когда пошел добровольцем воевать в Первую мировую за русского Царя-батюшку. Получил на складе от унтер-офицера. Не вру — он сам мне это рассказал.

Причем латыши на фоне народов остальных «республик свободных» жили еще неплохо. Погуглите дореволюционные фотки, вы найдете много интересного. Например, у большинства западных украинцев национальный костюм выглядел так:


Не шибко лучше выглядели и национальные костюмы большинства обитателей Средней Азии, Кавказа... Впрочем, ладно. В те дремучие времена и наряды у американских ковбоев выглядели намного скромнее, чем их потом разрисовал Голливуд.

К чему я это? А к тому, что руководители СССР (от 1917 года до 1991-го — все!), на мой взгляд, совершили в национальной политике страны большую и непростительную ошибку.

Ее суть: усердное надрачивание «вышиванок» (халатов, веночков, кокошников, поясных платков, кинжалов). На советских плакатах это просто прет в глаза. Русский — в современном костюме, а остальные — из «музея этнографии». Из придуманного музея.

В реальности таких национальных костюмов никогда не существовало. Их сочинили и нарисовали уже в советское время. На советских же плакатах и в советских же фильмах-концертах-шоу. Целая отрасль работала — художники, модельеры, швейные фабрики, пиар-индустрия тех времен.

Будете смеяться, я лично на себе ощутил влияние советской «вышиваночной» индустрии. В розовом детстве я жил в городе Краснодаре. Мне сильно не повезло: я обладал звонким голосом (не прокуренным, как сейчас). Потому меня записали в школьный хор. И этот хор однажды выиграл на городском конкурсе...

В результате в один прекрасный день к нам пришли деловые тетки, сняли с нас мерку, и через месяц нас, несчастных школьников, переодели в «казацкие» костюмы — сапоги, суконные галифе с лампасами, косоворотки, фуражки. Только что коней нам не выдали.

Как сейчас помню: товар был первоклассный. Даже сапоги были сшиты из настоящей кожи (первые в моей жизни сапоги!). И в этой амуниции мы услаждали своим пением слух краснодарских партийных руководителей на всех торжественных мероприятиях... Ненавижу хоровое пение с тех пор...

Но суть в чем: нас, детей, одели во взрослые костюмы «зажиточных казаков» из лубочного фильма «Кубанские казаки». Учтем: лопоухие детеныши моего тогдашнего возраста даже в не бедных дореволюционных казацких семьях бегали в длинных холщовых рубахах. Им не то что сапогов, даже персональных штанов еще не полагалось...

В начале 90-х латыши неожиданно обрели независимость. Что поразило: они в массовом порядке начали шить себе национальные костюмы. Удивительное было зрелище: по улицам вдруг начали разгуливать тысячи людей, одетых по моде «зажиточных сельских латышей 18-го века». Причем не той моде, реальные образцы которой вывешены в Музее этнографии, а той, которую им в советское время придумали советские дизайнеры.

Беда-то в том, что советская идеологическая поп-культура сыграла с национальным самосознанием народов СССР злую шутку. Пропагандируя дружбу народов, она им внушила через «вышиваночную эстетику» ложное ощущение изначального самостоятельного процветания — тотальной «зажиточности» их народов.

Гляньте еще раз на советский плакат. Представитель России — в простом фабричном костюмчике. А все народности остальных 14 республик — в облачениях ручной работы от лучших национальных дизайнеров. Расшитые рубахи, халаты, пояса, головные уборы, серебряные, золотые украшения, бусы, мониста, кинжалы и прочая яркая бижутерия...

Визуальные образы — сильная штука. Дети, увидев кино про Рэмбо, мажутся зеленой акварелью и играют в суперменов: та-та-та-та — ты убит. И верят во всесилие зеленой акварели, если ею измазать рожицу.

Так же и у взрослых. Если в «семье братских народов» (на плакате, в кино, в концерте) твой представитель одет по жизни «зажиточным латышом», «зажиточным таджиком», «зажиточным молдаванином», то как-то забываются рассказы собственного деда, что первые в жизни штаны ему справили, когда из-под холщовой рубахи начали выглядывать его созревшие тестикулы. А про расшитый золотом халат, серебряный кинжал, хромовые сапожки он до смерти мечтать не мог.

И возникает иллюзия, что если как-то отпрыгнуть от этого русского парня в простом костюмчике с галстуком, то ты автоматом станешь «зажиточным» пацаном, как на плакате.

Латыши уже поняли, что надев «вышиванку» и «кокошник», они становятся похожи на зажиточных латышей с советского плаката. Но зажиточных — по меркам 18-го века. Украинцы — еще нет. У них сейчас период «вышиванок» в разгаре.

Советский плакат — сильная штука...

Комментарии

ua гость, 20.05.2017 00:08

Эка майдаунов покарежило,зацепило пидаров гнойных,эка как колбасит гнид,значит в десяточку,в их рабочее очко зарядило,по самые помидоры,хорошо,отлично.

ua Дмитрий, 11.03.2017 08:39

Вы не совсем правы. Очень часто русских изображали тоже в национальных костюмах. Но проблема была в том, что нацмены, особенно с Кавказа, были одеты в княжеские или околокняжеские костюмы, а русские в какие-то цветастые рубахи и полосатые штаны - представление о красоте какого-то деревенского парня 19 века. И это вызывало чувство культурного превосходства у нацменов.

ua ., 26.05.2016 18:54

Так оказывается наши укр-украинские пытрыоты декоммунизируют страну в вышиванках от ЦК КПСС...хероямслава.

ua Запорожец, 26.05.2016 15:07

Усиленое надрачивание национального колорита служило одной цели - показушная демонстрация "многонациональной семьи народов". Как показать "семью народов"? Показать отличия и собрать их вместе на одной картинке. Причём отличия эти касались только различия центра и периферии. Хотя в самом центре РСФСР существовало более сотни отдельных народностей с различным национально-бытовым колоритом. Не забываем - в основе идеологической машины СССР с самого начала создания стояли в основном "западенские товарищи". Например Львовское высшее военно-политическое училище, без которого не обходилось ни одно выступление "культ-просвета" МО СССР неформально так и называлось - училище балалаечников. И можно пройтись по всему списку военно-политических училищ МО Союза, чтобы увидеть области где готовили офицеров-воспитателей, которые "учили Родину любить" и правильно постукивать на командный состав в ЦК партии и Правительства. 40 лет СССР правили украинские кланы, ещё больше стучали и перестукивались в КПСС на "недостаточную политическую сознательность" культ-просветные и политработники. Теперь что касается вышиванки - это старый дохристианский предмет ведической культуры русского народа, на котором была вышита вся летопись рода того, кто её носил. Потом начали распространять подделки и делать симметричные и повторяющиеся узоры одного цвета, не имеющие никакого отношения в информации, зашитой в рубаху. Кому было выгодно уничтожить узелковое и вышиваночное письмо? - скрыто в мраке веков. Редко можно встретить ещё отголоски тех эпох в росписях на коже народов Севера и старых вышивках крестиком.

Добавить комментарий