Запорожское казачество Дмитрия Ивановича Яворницкого

29.08.2018 15:46
Академик Академии наук УССР, действительный член Императорского русского археологического общества, член-корреспондент Московского археологического общества, лектор Варшавского университета, руководитель кафедры украиноведения Екатеринославского университета, исследователь Запорожского казачества и автор множества научных трудов на эту тему, изображённый гениальным Репиным на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» в виде писаря и лично общавшийся с российским императором Николаем II, – всё это о Дмитрии Ивановиче Яворницком (1855-1940), украинском историке, археологе, лексикографе, этнографе и писателе.

Уроженец Харьковщины из слободских казаков (в 1651-1756 гг. здесь располагался Харьковский слободской казацкий полк), Яворницкий вёл свою родословную от галичан, которых считал такой же ветвью единого русского народа, как и остальных малороссов.

Будучи казачьего рода, Яворницкий посвятил значительную часть своих исследований запорожскому казачеству. В 1881 г. он отправляется в археологическую экспедицию по Днепру, находит 24 казачьих могилы, а в них – археологические артефакты.

Из-под его пера выходит целая серия исторических трудов, посвящённых разным аспектам жизни запорожцев – трёхтомная «История запорожских казаков», «Вольности запорожских казаков», «К вопросу о числе, порядке и топографии Запорожских Сечей по новым архивным данным», «Где девались запорожские войсковые клейноды?», «Запорожье в остатках старины и преданиях народа», «Церковные памятники Запорожья» и др.

Большинство этих сочинений было издано в Санкт-Петербурге и Москве, а книга «Из украинской старины» (1900) была переведена на французский язык, где слово «украинской» в заглавии звучала как la Petite Russie (Малая Россия, Малороссия).

И при жизни автора, и тем более сейчас эти труды не вызывают ничего, кроме ярости у украинских национал-патриотов. Перепутав патриотизм с национализмом, причём узколобым, они не могут простить Яворницкому того, что он, будучи человеком широких и глубоких взглядов, не разделял их человеконенавистнической идеологии.

«Не думал, и не думаю быть сепаратистом…» – заявил он, когда работал в Харьковском университете, в ответ на подозрения в собственный адрес в украинском национализме. Сепаратистами он считал политических украинофилов, работавших при поддержке зарубежных держав на развал единой православной России.

«Сепаратисты не мы, а вы!» – бросит много позже тов. Артём, один из основателей Донецко-Криворожской республики в ответ на стремление украинских националистов примкнуть к западному лагерю. Психологическая природа украинского национализма была одинакова, что во времена Яворницкого, что во времена тов. Артёма.

Для Яворницкого и население Московского государства, и православное население Речи Посполитой, и волынское население Великого княжества Литовского – одинаково русское, с общим языком и общей верой. Например, об учрежденном польским королём казачьем реестре Яворницкий пишет: «Реестровые казаки, т. е. такие же православно-русские люди, как и все украинцы, но только обязанные военной службой польскому королю».

О запорожских казаках: «Запорожцы… исповедуя православную веру и считая себя одним народом с великорусским… тянулись к русскому царю и в нём видели залог исторического бытия своего».

Об атамане Серко: «Будучи в душе и на деле истинным христианином, Серко всегда стоял и ратовал за православную веру, за свободу русского человека». Турки называли Серко урус-шайтаном (русским шайтаном) – украинцев как «политической нации» тогда и в помине не существовало.

В Первую мировую войну Яворницкому пришлось отстаивать своё детище, историю Запорожского казачества, от грязных идеологических манипуляций.

Коллаборационистские отряды украинских сечевых стрельцов, воевавших на стороне австрийских оккупантов, потянулись к наследию Запорожского казачества, цинично искажая его под свои русофобские нужды. У Яворницкого, потратившего на исследования Запорожья не один год напряжённых трудов, такие попытки вызывали активное отторжение.

Смысл идеологических манипуляций состоял в том, что история Запорожского казачества представала беспрерывной чередой конфликтов с Россией из-за несовместимости культурно-исторических векторов развития Украины и России. Украина-де – держава европейская, тогда как Россия – это Туран и азиатчина, а казаки-запорожцы – охранители европейской цивилизации от туранского нашествия.

Но вот что писал Яворницкий в «Истории запорожских казаков» о происхождении казачества: «Учёные видят слово «сак» в имени древнейших обитателей Турана… Южнорусское казачество… дошло до развития в целое сословие и разлилось по обширной территории Малороссии, а потом и Запорожья». Так что Украина имеет не меньшее отношение к Турану, чем Россия, не говоря уже о том, что у Яворницкого такие определения как малороссийское казачество, южнорусское казачество, украинное казачество являются синонимами. Так же как слова «малорус», «южнорусс», «украинец» и Малороссия, Украина, Южная Россия.

Имя Яворницкого носит сегодня Днепропетровский национальный исторический музей, которому он отдал тридцать лет своей творческой жизни, но официальная украинская историография не признаёт Яворницкого до конца своим. За то, что украинцев считал южноруссами; за то, что в годы Гражданской войны сочувствовал белогвардейскому движению в его борьбе за единую и неделимую Россию, а не сечевым стрельцам; за то, что историю запорожской казачьей старины вплетал в общую историю русского народа и считал первую неотъемлемой частью последней.

Из обширного творческого наследия Яворницкого украинская официальная историография предпочитает обращаться лишь к тем отдельным строкам, которые каким-то боком можно притянуть к идеологической русофобии нынешнего Киева. Строки эти выхватываются из контекста, склеиваются в отрывки, дающие представление не о том, каким был Яворницкий, а о том, каким он не был.
Владимир ДРУЖИНИН

Комментарии

ua ольга, 13.01.2019 08:23

да кто-нибудь из вас знает кто такие бандеровцы!!!!!!????….это ж смесь ляхов,жидов и татарвы с турками - поэтому им и чуждое всё украино-русское!!!!!!!!!!!

ru гость, 30.08.2018 03:25

ПОМНИМ ..."НЕ ДОЛЖНЫ ДАТЬ БАНДЕРОВСКОЙ УКРАИНЕ" ИЗДЕВАТЬСЯ НАД ЛЮДЬМИ ... а ведь утеснены "миллионы и миллионы украинцев, живущих сейчас под гнетом кучки фашиствующих американских марионеток и их бандэровских приспешников".

ua Боцман, 29.08.2018 23:12

-Еврейское казачество восстало. -В Биробиджане был переворот...

ua Боцман, 29.08.2018 23:11

-Еврейское казачество восстало. -В Биробиджане был переворот...

ua Гость, 29.08.2018 23:10

-Еврейское казачество восстало. -В Биробиджане был переворот...

ua Боцман, 29.08.2018 23:08

-Еврейское казачество восстало. - В Биробеджане был переворот....

ua Боцман, 29.08.2018 23:08

-Еврейское казачество восстало. - В Биробеджане был переворот....

ua Боцман, 29.08.2018 23:07

-Еврейское казачество восстало. - В Биробеджане был переворот....

ru Гость, 29.08.2018 22:50

Профессор Эварницкий , известнейший и в мире признанный археолог и историк известный не только " Запорожсой стариной" но и фундаментальными исследованиями скифскими и грческими периодами Причерноморья . И не фиг лепить к нему исключительно шароварщину !

ua Гость, 29.08.2018 21:01

Национализм (сокращенно - нацизм) они сегодня пытаются представить как положительную особенность свидомого украинства. Отсюда и оправдание фашизма как крайней степени национализма.

ua запорожец, 29.08.2018 17:03

Атаман Сирко, а не Серко. Яворницкий - никакой не националист, а просто хранитель остатков старины и предания народной, и никакому белогвардейскому-красногвардейскому-гетьманщине или ещё какой политике не сочувствовал и не мог этого делать по причине того, что вообще политикой не занимался - чистый бытописатель запорожского казачества и приднепровья. Как чукча - что вижу то пою, собирал черепки и систематизировал их в своих музейных каталогах. Тем неудобен и опасен всяким "переписывателям истории". Вообще понятие "запорожское казачество" от Яворницкого с сегодняшним и советским "запорожским краем" и раскрученной поляками мифологией вокруг козачества никак не связано - "зап.козацтво" это такое войско с уникальным соц.устройством, и оно могло быть где угодно, сегодня дома, завтра в гостях, послезавтра у чёрта на куличках, "работало" в найм от Европы до Китая и от Африки до Америки, до Аляски так точно. Когда Яворницкого в сер.30ых обвинили в мелкобуржуазном национализме, а в 37ом году лишили его всякой гос.поддержки и пенсии, то сделали это как раз таки те самые "укро.националисты" выпрыгивающие из унровских шаровар, чтобы уже окончательно переодеться в советское галифе - им пофиг кого было обвинять или репрессировать, главно от своего шароварничества подозрение перед Москвой отвести. Но Яворницкому было ещё более похрен на них всех, писатель как работал над своим новым исследованием - так и продолжал писать-собирать-систематизировать материалы до самой своей смерти в 40ом г., очень аполитичный человек был. Да он и не мог быть другим, как никто другой понимал кто такие "хохлы-малоросы-украинцы" в разрезе этнографии, через что "украина" прошла в прошлом и чем оно чревато в будущем. Он действительно "не думал за политику" - тот самый случай, когда вся идеология мимо, кроме того, чтобы сохранить исходную материальную историю козачества. Очень расстраивался, когда затопили днепровские пороги от Днепрогэса и не дали до конца провести раскопки. Не давали денег - не беда, люди помогали чем могли бескорыстно, понимали, что нужным делом археолог занят. Пожалуй единственный из всех исследователей(даже среди современных), кто непредвзято показал образ Мазепы и из какого шляхетского теста вылез культ имени Мазепы. Объективно описал "руского чорта для руского царя" атамана Сирко и его мифологию. В общем чушь про "националиста" Яворницкого не пишите и не слушайте никаких украинских доносчиков-подпольщиков-переписчиков-провокаторов из 30ых годов, которые доносили в ОГПУ и в Политбюро даже на Сталина. Читайте лучше самого Яворницкого - там всё и проще и одновременно всё сложнее было.

de Кот, 29.08.2018 16:40

Национализм,как и авантюризм-последнее прибежище негодяев!

gb Гость, 29.08.2018 16:02

Природа украинского национализма одинакова во все времена: обиженность Богом и завышенная самооценка.

Добавить комментарий