Именем Бандеры. Как западноукраинские ценности навязывали всей стране

13.10.2017 10:05
Львовская областная рада 10 октября приняла обращение к президенту страны с просьбой вернуть Степану Бандере и Роману Шухевичу звания Героев Украины (их, щедро выданные в 2010 году президентом Виктором Ющенко, уже в 2011 году отобрал суд). Днем ранее такое же обращение к Петру Порошенко приняли депутаты Черновицкой городской рады


Казалось бы, зачем это, учитывая, что вождь ОУН* и главнокомандующий УПА* и так с 2010 года являются почетными гражданами Львова (а также Тернополя, Ивано-Франковска, Луцка), а памятниками им и так заставлены западные области страны. В 2015 — 2016 годах в ходе декоммунизации 34 улицы и проспекта в разных городах Украины (включая Киев) были переименованы в честь Бандеры, установлены 4 посвященных ему новых памятника. Эта глорификация вождя ОУН уже создала огромные проблемы с Польшей, глава МИД которой заявил, что Бандера стоит на пути вступления Украины в Евросоюз. Зачем еще больше осложнять реализацию заветной мечты о полной евроинтеграции?

Но дело в том, что этот вопрос для жителей Западной Украины сравним с религиозным. Бандера стоит в центре той идентичности, которую они хотят навязать всем, включая даже поляков. Какова была реакция в украинских СМИ на заявления Польши помимо дежурных ссылок на козни Кремля? Рассуждения о том, что в Польше тоже есть «неправильный» электорат, который прямо сравнивают с избирателями Партии регионов. Мол, придется и их «перевоспитывать».

Стоит заметить, что героизация ОУН-УПА и ее вождей в 1990-е годы расколола общество даже на Западной Украине, которая за пределами трех областей к западу от Збруча была все же не настолько монолитна в этом вопросе.

«Как только политики начали прославлять УПА…, эта проблема прошла кровавым рубцом посреди семей, — рассказывал в 2002 году «Московскому комсомольцу в Донбассе» нынешний генпрокурор Юрий Луценко, выросший в Ровно и сделавший карьеру вплоть до замглавы Ровенской областной рады (1994 год). — Было множество семей, где один дед воевал в «яструбках» (ласковое название «истребительных батальонов НКВД». — Прим. авт.) или советских партизанах, а другой был на стороне бандеровцев. Об этом стали моментально спорить в семьях… Муж с женой разводятся, потому что он склоняется перед героями УПА, а у нее трое погибших в семье от рук УПА. Причем, это не единичные факты, а целая система. Область тряслась с 1991 по 1995 год».К началу 1990-х годов ситуация в Ровенской области выглядела, по словам Луценко, так: «У нас 30% было в УПА, 30% — воевало против УПА, 20% — было и там, и там, а остальные — приезжие… В каждом ровенском селе каждый знает, где находится колодец, в котором лежат связанные колючей проволокой жертвы УПА, а где могилы бандеровцев, которых убили или НКВД, или, что крайне редко, немцы». Однако, всего за десятилетие региону (как и многим другим) была навязана более-менее единообразная официальная идентичность (а неофициальную можно было и советское время исповедовать — но втайне).

Делалось это порой грубо, с применением насилия со стороны бойцов оформившихся к тому времени «Тризуба имени Степана Бандеры»* и тому подобных националистических военизированных организаций. «До 1995 года на День Победы у нас ветеранов… били, — рассказывал Луценко непривычным к этому дончанам. — Каждый год шел такой парад памяти, и каждый год колонну атаковали бандформирования, иначе не могу назвать, Волынской сечи, которые возглавлял тогда народный депутат Василий Червоний. Каждый год у нас с ними были настоящие драки с применением палок, прутьев… Доставалось обеим сторонам, мы как могли пытались прикрыть ветеранов». После победы первого Майдана Червоний стал главой Ровенской областной государственной администрации.

Затем настал черед прочей части Украины.

«Еще в 1990-е годы, в первой половине нулевых Киев, Харьков, Одесса были русскими по культуре и языку городами. Там действовали отделения русских национал-патриотических организаций, члены которых пресекали выходки бандеровцев. Пророссийские взгляды имели многие крупные казачьи организации, — говорит руководитель исполкома Конгресса русских общин Алексей Рылеев. — Фанатское движение в той же Одессе было известно тем, что вплоть до конца нулевых вывешивало на трибунах черно-желто-белые флаги Российской империи. Победа Майдана в 2005 году вызвала мощную активизацию пророссийских сил, консолидировавшихся вокруг ряда политических проектов (какое-то время на роль центра таких сил претендовало «Братство»* Корчинского, который позже вновь ушел в украинский национализм), вокруг созданного тогда же «Верного казачества», «Славянской гвардии» и т.д. Доходило до того, что осенью 2005 года в Харькове целые боксерские клубы в полном составе ехали в Киев «бить бандеровцев» на первый марш ОУН-УПА».Первый марш УПА в Киеве 14 октября 2005 года был локальным мероприятием городских ультраправых: от ветеранов УНА-УНСО* и скинхедов до членов общины известного своими националистическими взглядами протоиерея Сергея Ткачука Киевского патриархата. Однако уже осенью 2006 года за подготовку нового марша в столице Украины взялись вместе «Свобода», электорат которой находился тогда почти исключительно во Львове, и луцкий «Национальный альянс», годом ранее выделившийся из ОУНовского Молодежного националистического конгресса. Шествие быстро набрало людскую массу, и если в 2005-м в нем участвовало около тысячи человек, то в год накануне Майдана, когда бандеровский марш снова пустили на Крещатик, — уже порядка 15 — 20 тысяч.

«Дети идут и к бандеровцам», — сетовал на прошедших в ноябре 2012 года под Киевом полевых сборах атаман «Верного казачества» Алексей Селиванов. Бандера в нулевые годы был умело пересажен как необходимый элемент в городские субкультурные движения в центре и востоке страны, далекие от жителей сел на Западной Украине. Национализм в модной упаковке захватывал и любителей рок-музыки, которым его пропагандировали группы «Кому вниз», «Тень солнца» и многие другие, и футбольных фанатов, которые бандеризировались на глазах даже в самых пророссийских регионах.

Яркий пример — вывешенные 21 ноября 2007 года в Киеве во время матча сборных Украины и Франции баннеры с портретом Бандеры от ультрас Николаева и Симферополя, второй с надписью Following the heroes («Следовать пути героев») на черно-красном полотнище. В 2014-м ряд фанатов «Таврии» всплыл в АТО в «Азове», а фанатская трибуна «Корабелов» в Николаеве превратилась сейчас в оплот «Национального корпуса».

В целом для общества Украины перелом наступил с победой Евромайдана. «Национализм окончательно перестает быть исключительно западноукраинским явлением, «переходит» не только Збруч, но и Днепр… Традиционные атрибуты ультраправых (символика, лозунги, пантеон героев) становятся приобретением всех сфер массовой культуры», — писал в 2015 году в работе «Украинские праворадикальные организации в контексте общественно-политических процессов» запорожский историк Эдуард Андрющенко.

О случившейся пересадке идей в сентябре 2014 года говорил автору этой статьи по поводу волны захватов националистами храмов УПЦ историк Владислав Петрушко, сравнивая ее с аналогичными событиями 1990-х годов на западе страны: «Те настроения, которые были ранее характерны для населения западных областей, охватили теперь и центр Украины». Связь церковного противостояния с бандеровщиной отметил Луценко в процитированном выше интервью 2002 года: «…политики начали прославлять УПА, а вторым этапом, кстати, стало возрождение Киевского патриархата… Бандеровцы, как правило, шли в Киевский, а, условно говоря, советские люди или потерпевшие от УПА — в Московский… Я лично был свидетелем противостояния, когда в течение года верующие Московского патриархата с вилами стояли на страже кафедрального собора в Ровно, который пытались перевести в Киевский патриархат. А другие верующие с топорами шли на них, пытаясь отбить церковь».

Однако, многие из произносящих ныне «Слава Украине — героям слава» не вкладывают в это той полноты идей и чувств, что и истинные адепты бандеровской идеологии. Поэтому последние стараются «дожимать». «Уже в прошлом году была идея перенести фестиваль в Киев: для того, чтобы иметь возможность доносить идеи до тех, кто живет южнее… Мы не оставляем идею переносить западноукраинские взгляды ближе к столице. Людям и на Востоке, и на Юге надо передать национальные ценности, поэтому ищем для этого пути», — заявила 21 июня 2016 года «Радио.Трек» исполнительный директор проводимого с 2007 года в Луцке «Национальным альянсом» фестиваля «Бандерштат» Марина Хромых.

И прославление Бандеры и Шухевича как Героев Украины — еще один шаг в этом.
* Организации запрещены в России Верховным судом РФ.

Владислав Мальцев

Комментарии

ru Андрей, 15.10.2017 12:10

ua Ник, 13.10.2017 20:18 "После войны 42-45гг. " 22 июня ровно в 4 утра Киев .... принуждали к миру или заставили служить Гитлеру?

ua Шурик, 15.10.2017 11:36

Ленин- Бендера Нарушение Конституции Украины. Хотить вчера хадил по этому проспекту, там нет домов где люди живыт. Но паспект Шушкевича мы от били, он Ватутана. И это при том что моя родня в УПА насоящей была.

ua Opanas Semizalup, 13.10.2017 22:06

разделяй и властвуй,вот потому декомунизацию поддержали и так наз.опозиция и типа власть ,хотя это чисто формально ,те же яйца только сбоку ,наемный батрак имеет одинаковый интерес ,что на Украине ,что в Германии или России ,так же и буржуй аналогично ,все дело в нормальном паритете и адекватном компромисе ,а национальность и религия вторичны ,но шуллера наоборот выводят на поверхност мало значимые проблемы ,а реально важные стараются заболтать или замылить .потому как независимые сми ,такой же блеф как отсуствие коррупциив штатах.

ua Ник, 13.10.2017 20:18

После войны 42-45гг. на восстановление шахт Донбасса приехало много жителей зап. Украины, в том числе и тех, кто решил убежать от Бандеровского террора. Так вот они рассказывали настолько ужасные вещи, что страшно было слушать. Там были не только связанные колючей проволокой и брошенные в колодцы - там были расчлененные трупы родителей на глазах у детей, там были разрезанные животы, набитые сеном или землей у еще живых людей и т.п. "Херои" знали, чем можно запугать мирных селян. Теперь их отпрыски мечтают то же самое сделать на Донбассе (доказательство тому - Одесская резня), чтобы "колорады" свалили в Россию. Для нас вся эта бандеровщина и шухевщина - вражеская идеология, фашистская по сути, а с фашистами нам не по пути. Донбасс не станет на колени перед своими идейными врагами.

ua Александр, 13.10.2017 15:49

Смерть Бандерам и Шухевичам и их выблядкам!!!

ua Гость, 13.10.2017 13:56

вот не верю. Ни в "зомбирование", ни в навязывание-это нелепые оправдания. Дегенерат верит во все, за что дают "печеньку"- не потому что он плохой или хороший, а потому, что дегенерат и мама его сестрой папы была(хорошо, если одновременно не дочкой и внучкой) и вообще он не знает, кто его папа, и поколения его предков об этом не знали. И зависит это только от развращенности самок детородного возраста(после-хоть удавись, скорее место освободишь)

ru Dandy, 13.10.2017 13:40

VIC_NOVOROC, чем меньше мозгов, тем проще их промыть... Впрочем, всем всегда нужен виновный где-то на стороне: чтобы можно было сказать - а я тут ни при чём, меня заставили/обманули/дезинформировали/запутали (нужное подчеркнуть, недостающее вписать). И это не только к жителям Украины относится... "Но позвольте! Если глубоко рассмотреть, то я лично ни в чем не виноват. Меня так учили." - "Всех учили. Но зачем ты оказался первым учеником, скотина такая?" (с) Е.Шварц, "Дракон"

ua VIC_NOVOROC, 13.10.2017 13:22

А причём Россия и российский (?-нет такого, есть русский народ и россияне - люди разных национальностей, населяющие Россию). Если мой отец, родственники и знакомые участники Великой Отечественной войны и информация, подчерпнутая из прессы и книг чётко дали мне установку, что Бандера и УПАри, бывшие прислужниками у немецко-фашистских оккупантов и убийцами жителей оккупированной Украины и Белоруссии (Хатынь), являются и моими врагами, то многолетняя пропаганда УкроСМРада не сделала из меня члена секты почитателей бандеровщины. Тут каждый должен понимать кто он и кто его враг. А если мозги легко промываются тупой пропагандой, которая легко опровергается лёгкими мыслительными усилиями, то никого винить не надо - сам виноват. И отвечать будешь сам. Единственное, что Донбасс и восток Украины упустили, что смотрели на восхваление бандеры западенцами как на некую региональную забаву, хотя эта "забава" содержалась на наши деньги, полученные дотационными районами бандерщины.

Днепр, 13.10.2017 11:17

Точнее было бы, - Как бандеровские ценности навязывали всей стране.

ru Гость, 13.10.2017 10:54

Единая Святая Русь... родной речь-язык... Православие на все времена жизни!

ru Гость, 13.10.2017 10:52

Россия. Россия, российский народ всё это и на вашей душе и совести.

Добавить комментарий