Катастрофа, которая должна была случиться
Политика17 октября 2020

Катастрофа, которая должна была случиться

Чуть больше двух недель прошло с момента крушения самолёта АН-26 под Харьковом, в котором разбилось 26 курсантов-лётчиков ВСУ. И, не смотря на весь мощнейший информационный шум, вызванный данной катастрофой по обе стороны границы, уже сейчас о ней фактически забыли. Что ж, ситуация эта, хоть и выглядит не вполне красиво, тем не менее вполне предсказуемо. Причина проста: одно дело публично высказывать соболезнования по поводу погибших, другое — разбираться в истинных причинах произошедшего. И, тем более, делать выводы. А сие — процесс крайне болезненный и неприятный. Как для властей, так и для общество. Подобный взгляд в зеркало не всем нравится. А ведь причины глобальны. Причём, отнюдь не только для Украины.

Кто виноват?

На этот вопрос украинские власти, расследующие инцидент, яростно начали менять показания ещё в процессе разбора завалов. С самого начала первой и до сих пор наиболее вероятной версией стала техническая неисправность. В частности, речь шла о поломке левого двигателя, о которой стало известно за несколько минут до падения самолёта.

Но уже на следующий день представители украинских военных начали опровергать эту версию, списывая всё на ошибки пилота, а так же на то, что в процессе полёта он пускал за штурвал самих курсантов. Привлечённые ими эксперты «Антонова» (проводившего обслуживание самолёта) отрицали саму возможность крушения из-за отказа двигателя.

Позже появилась третья версия, согласно которой двигатель, всё же, отказал, но диспетчер слишком поздно принял решение посадить самолёт.

Полагаю, эта «смена показаний» не будет последней. Но правда здесь в другом: конкретная причина в данной ситуации не так уж и важна. Ситуация, сложившаяся в украинской авиации вообще и в военной авиации в частности такова, что по мнению украинских же независимых экспертов эта катастрофа была практически запрограммирована. Она просто должна была случиться.

Летающая древность

Начнём с того, что самому разбившемуся самолёту было 43 года. Его лётный ресурс был превышен уже не один раз. Мало того — сроки плановых ремонтов его постоянно продлевались, но даже с учётом этого «перелёт» того самого левого двигателя на момент катастрофы составлял 588 часов. И это лишь один самолёт. А в украинском авиапарке он отнюдь не самый древний. Сам этот парк люди, близкие к авиации, иронично именуют аббревиатурой ССП («советское свежепокрашенное»). Сразу же после катастрофы в прессу утекла информация о ещё, как минимум, девяти самолётах, находящихся в не менее печальном состоянии, чем тот, который разбился. В частности, речь идёт о самолётах АН-24, АН-26 и АН-30, которые, соответственно, 1975, 1969 и 1968 годов выпуска. То есть некоторым из них уже 52 года и они, по факту, застали ещё раннего Брежнева.

При этом обновление лётного состава не происходит и не предвидится. Не смотря на раздутые военные бюджеты Украины. В лучшем случае речь идёт о дальнейших т. н. «модернизациях», суть которых, на деле, заключается именно в подобном «продлении жизни» советскому наследию, древнему не только технологически, но уже и физически. Максимальные результаты, которых добились модернизаторы украинской авиации — это доведение МиГ-29 до уровня МиГ-29 МУ-1, учебных чехословацких Л-39 до уровня Л-39М1, а Су-25 до Су-25М1. Но произошло это отнюдь не массово.

Более того, только после произошедшей катастрофы украинские власти заявили о намерении провести большую проверку технического состояния находящихся в эксплуатации военных самолётов. До этого же подобные проверки не проводились годами.

Впрочем, основной вопрос, который здесь можно было бы задать, отнюдь не касается коррупции или чьей-то государственной безответственности (хотя, безусловно, там имеет место и то, и другое). Он в другом: а может ли Украина быть «авиационной державой» в принципе?

Непозволительная роскошь

После произошедшего целый ряд украинских же экспертов высказался на эту тему максимально определённо: по уровню своей экономики Украина вообще не может себе позволить иметь такую роскошь, как современная военная авиация.

Во-первых, речь идёт о базовом технологическом уровне, который буквально на глазах не просто падает, а рушится. Такие гиганты, как «Антонов» и «Мотр-Сич» пока стоят, но вот то, что находится вокруг них (та самая «элементная среда») всё более напоминает выжженную пустыню. И это не удивительно — на поддержание всей этой инфраструктуры у Украины банально нет денег. Более того, ей самой в таком объёме всё это просто было не нужно: старая советская высокотехнологичная инфраструктура была рассчитана на весь Союз, а не на одну республику. Сейчас же старая кооперация активно уходит в прошлое, а тянуть всё это в одиночку современная Украина банально не способна.

Во-вторых, поддержание уже имеющейся авиации само по себе обходится в огромные суммы. 1 час полёта МиГ-29 — это примерно 3,5 тонны авиатоплива. А для воспитания только одного лётчика требуется минимум 500 часов налёта. В результате количество реальных боевых пилотов на Украине сейчас минимально. По, опять же, украинским экспертным оценкам, её авиация может одновременно поднять в воздух менее 40 боевых машин. И это на всю страну. Не говоря уже о том, что новый боевой истребитель стоит от 30 млн. до 1 млрд. долларов. Чего Украина не может себе позволить в принципе.

В-третьих же, нормальное содержание боевой авиации может себе позволить страна с уровнем ВВП примерно в 40.000 долларов США на душу населения. Для справки: Россия с её 30.000 долларов на душу населения позволяет себе авиацию, мягко говоря, не без проблем. У Украины же этот показатель по состоянию на 2019 год был чуть более 9.000 долларов. Что делает её хоть сколько-нибудь уверенный авиационный статус в нынешних условиях чем-то из категории украинских народных сказок.

По сути, произошедшая катастрофа — итог всего перечисленного выше...

Павел Кухмиров

Написать комментарий
Авторские статьи
Геополитика5 часов назад
Киев готовится к войне и этническим чисткам на Донбассе? 3
Общество5 часов назад
Приколист Вова, или Разговор с народом о «правильной вакцине» 1
Политика6 часов назад
День выборов: заметки на полях 2
Политика6 часов назад
Размышления у парадного подъезда: глядя на новый политический ландшафт
Видео7 часов назад
Дмитрий Джангиров. Путин, Валдай, Армения и Азербайджан | Турецкое сегодня и Белорусское завтра 1
Политика7 часов назад
«Драма покруче „Фауста‟ Гёте». Монтян высмеяла Ляшко, проигравшего выборы трём собственным техническим кандидатам
Политика9 часов назад
Декларации оставили, ответственность сняли. Что означает решение Конституционного суда по НАПК
Технологии9 часов назад
Перспективные наземные боевые дроны
Геополитика9 часов назад
Два исторических мифа Речи Посполитой. В чём польский национализм врёт сам себе