Постфактум о политике и дипломатии Украины, или Почему Киев не услышали в Хельсинки

19.07.2018 08:28
Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что можно сколько угодно разучивать музыкальное произведение и даже сыграть его по памяти, но, если нет слуха и способностей, по-настоящему хорошим музыкантом не станешь. Зато почему-то принято считать, что в политику может идти кто угодно, что главное — оказаться в рядах влиятельной политической силы, а остальное уже, как говорится, дело техники. Но и хорошим политиком без способностей и труда не станешь. Можно быть даже в первой десятке партийного списка, однако так и остаться просто техническим исполнителем или, как говорят в народе, «говорящей головой». Это же касается и высокопоставленных чиновников, оказавшихся на должности из-за пресловутой политической целесообразности. Деятельность главы отечественного МИД Павла Климкина — тому подтверждение.

Четвертый год внешнюю политику страны реализует человек, который вполне может претендовать на звание «худший министр иностранных дел за всю историю независимой Украины». Человек, который комментирует все подряд, даже то, что вне его компетенции, который просто обескураживает своей недалекостью и бездумным исполнением команд с Банковой. Благо дипломатический корпус Украины — это свыше полторы тысячи дипломатов, причем больше половины из них — опытные кадры. Иначе непрофессионализм главы МИД Климкина мог бы крайне негативно повлиять на «неокрепшие умы» молодых дипломатов. Думается, совершенно очевидно, что министр иностранных дел не может и не должен демонстрировать неуважение к определенной части населения своей страны только потому, что такова стратегия «партия войны» — разжигать ненависть и сеять раздор среди украинцев по региональному и языковому признакам; не имеет права вопреки международной Конвенции об обеспечении прав лиц, которые принадлежат к национальным меньшинствам, поддерживать прямо противоречащие ей нормы Закона Украины «Об образовании» и, в конце концов, обязан соблюдать элементарные протокольные нормы — проявлять уважение к контрагенту, а не называть его просто по фамилии, без должности и имени, если переговорный процесс еще в перспективе. Стоит ли удивляться, что с таким министром не считаются даже во властной команде? Как глупо выглядел Климкин, не посвященный в планы устроить инсценировку убийства журналиста Бабченко и с трибуны ООН привычно обвинивший в этом убийстве Россию! Оправдания горе-дипломата в Twitter выглядели, мягко говоря, странно, это тот случай, когда лучше было просто промолчать. Но «русский след» давно стал удобным и просто-таки универсальным лозунгом не только для Климкина.

Неужели нельзя уяснить, что министр иностранных дел — это не Верховный главнокомандующий в Украине, не судебная власть и не законодательная? Но Климкину, похоже, это невдомек — он высказывает свое мнение едва ли не по всем резонансным вопросам и в качестве судьи, и в качестве законодателя. Правда, есть темы, которые он не комментирует. Это отсутствие своих прямых переговоров по освобождению удерживаемых лиц, тенденции минского процесса, провалы в работе по поддержанию двусторонних отношений с соседними странами, чьи голоса в межгосударственных организациях существенно влияют на развитие той внешней политики, которую определили евроинтеграторы. Хотя, возможно, те препятствия, которые создает Украине Венгрия, на самом деле выгодны для украинской власти, которая выступает в роли «страдалицы»: дескать, Киеву мешают вступить в НАТО. А правда в том, что генсек альянса Столтенберг, как и его предшественник Рассмусен, ныне трудоустроенный в структуре АПУ, заявляли, что о членстве Украины в НАТО речь не идет, вот, может быть, лет этак через 5‒10... Так что украинской власти на руку блокирование Венгрией заседаний комиссии НАТО — Украина, ведь вся договорная база по материально-технической поддержке альянсом Киева продолжает приносить доход и политические дивиденды.

Прогнозируемо нулевым результатом закончилось участие Украины в Брюссельском саммите НАТО. Как и все попытки преподнести в качестве достижения получение статуса страны — аспиранта НАТО на фоне ничуть не изменившейся за 10 лет риторики альянса: в организации признают «евроатлантические устремления» Киева, но не более того. Это красноречиво свидетельствует о бесперспективности попыток Украины (от получения ПДЧ до членства в НАТО) — страны, находящейся на грани дефолта и в напряженных, а в отдельных случаях враждебных отношениях с сопредельными государствами, страны, где ведутся боевые действия.

Обострившиеся отношения с той же Венгрией — это результат внутренней политики украинской власти и деятельности внешнеполитического ведомства, непонимание им значимости национальных и гуманитарных вопросов и роли гражданского общества.

Впрочем, общество никто и не спрашивал. Власть просто продавила в парламенте дискриминационный по отношению к нацменьшинствам закон «Об образовании», сделав обязательным изучение в школах предметов исключительно на украинском языке. По сути, это ограничительная норма по отношению к языкам национальных меньшинств, свободное использование и развитие которых гарантируется Конституцией Украины.

Стоит отметить, что, к примеру, вопрос языковой свободы ультимативно ставила польская громада в Литовской Республике при президенте Д. Грибаускайте, тогда как при ее предшественнике В. Адамкусе, который поддерживал очень тесные контакты с тогдашним президентом Польши А. Квасьневским, такая проблема на уровне парламентских групп не возникала.

К сожалению, украинская власть за четыре года не смогла представить общественности стратегию примирения в том, что касается языкового вопроса, ограничившись массой нормативных актов, по существу не обеспечивающих свободное развитие государственного, русского и других языков нацменьшинств, как это предусматривает Конституция Украины. Вместо того чтобы хотя бы двигаться именно в таком направлении, главы МИД и Минобразования выставляют страну перед партнерами националистической и непримиримой.

Отдельный и самый важный пункт повестки дня внешней политики Украины вот уже четвертый год — это конфликт на Донбассе. И речь идет не только о неконтролируемых территориях. Есть еще один очень важный аспект, которым нередко спекулируют — обмен удерживаемыми лицами. Спекулятивным его делает украинская власть, подчеркивая для населения Украины и мирового сообщества важность решения данного вопроса, но при этом затягивая переговорный процесс и не желая примириться с тем, что сама подписала в Минских соглашениях. В четырехуровневой формуле «нормандская четверка президентов — нормандская четверка министров иностранных дел — ТГК — минские подгруппы» отечественное внешнеполитическое ведомство представлено только в «нормандской четверке» глав МИД, но на одной встрече в год проявляет себя лишь крайне эмоционально, деструктивно влияя на минский процесс.

Складывается такое впечатление, что господин Климкин не заинтересован в выполнении Минских соглашений и скорейшем восстановлении мира в стране. Пожалуй, это квинтэссенция того, что нужно знать об одном из главных исполнителей внешней политики Украины с 2014 года. Он действительно только исполнитель, не более того. Конформист — не самая худшая характеристика специалистов в любой профессии, но только если действия таких специалистов не разжигают конфликт в стране и не подрывают ее авторитет на международной арене.

И то, что надежды ура-патриотов на хельсинские переговоры («вот приедет барин — барин нас рассудит») не оправдались, не удивляет. Отечественным внешнеполитическим ведомством работа в этом направлении не велась, и Украина как таковая в мировой геополитике осталась незамеченной.

Это не случайность, это итог провальной политики Киева, которая привела к утрате страной экономического, политического, мировоззренческого и территориального суверенитета. Просто хельсинкская встреча, как лакмусовая бумажка, проявила и сделала очевидным бездействие, бессилие власти и нежелание «партии войны» мирным путем урегулировать конфликт — излечить эту «кровоточащую рану» Украины.
Василий Нимченко

Комментарии

us Гость, 19.07.2018 14:45

Американцы, американцы крепко стойте за разумность политики президента США Дональда Трампа. ..."На Украине Конституция нарушается регулярно" ..." стратегия «партия войны» — разжигать ненависть и сеять раздор среди украинцев по региональному и языковому признакам" ...нет окраины(оукраины)... только:Единая Святая Русь... общенародный межнациональный русский родной речевой язык... Православие Святой Руси на все времена жизни!

Добавить комментарий