В поисках «заморозки» или «Минска-3»?

14.09.2018 09:34
После того, как самопровозглашенные ДНР и ЛНР в Донбассе объявили, что 11 ноября 2018 года проведут выборы своих Народных советов (парламентов) и глав республик, сразу появились две противоположные точки зрения на это событие. Украина с Западом заявили, что выборы нарушают «Минские соглашения-2» о достижении мира в Донбассе. МИД Украины сразу опубликовал заявление, в котором определил, что результаты волеизъявления ЛДНР «будут юридически ничтожными, не будут создавать никаких правовых последствий и не будут признаны ни Украиной, ни мировым сообществом».
А виновной названа Россия. И Украину немедленно поддержал Евросоюз. Европейская служба связей в спецзаявлении отметила, что выборы 11 ноября «противоречат духу Минских соглашений, где есть конкретные положения, касающиеся организации местных выборов в неподконтрольных Украине регионах». И посоветовала России унять республики, назвав их «сепаратистами».

А потом по выборам лупанули из главного калибра. Сначала спецпредставитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер в интервью «Дойче Велле» заявил, что выборы, назначенные на 11 ноября 2018 года в ДНР и ЛНР, нелегитимны. А потом высказалась и спикер американского Госдепа Хизер Науэрт. И традиционно приплела к проблеме Россию: «С учетом постоянного контроля со стороны Российской Федерации над этими территориями выборы, проводимые там, невозможны и грубо противоречат обязательствам России в соответствии с Минскими соглашениями».

Россия никак официально объявленные выборы не комментировала, хотя ранее было известно, что в Москве к идее выборов относились, мягко говоря, прохладно. Однако теперь ситуация изменилась. Хотя бы потому, что был убит лидер ДНР Александр Захарченко, и теперь в живых и дееспособных подписантах остался только второй президент Украины Леонид Кучма. Президентом Петром Порошенко он был назначен официальным представителем Украины в Трехсторонней контактной группе (ТКГ), созданной по решению «нормандской четверки» еще 6 июня 2014 года, во время празднования годовщины высадки американских войск в Нормандии в годы Второй мировой войны. Кроме Кучмы, в ТКГ входили посол России в Украине Михали Зурабов (отозван в Москву, а нового посла нет из-за общего «похолодания»), посол ОБСЕ Хайди Тальявини (сама ушла в отставку еще 7 июня 2015 года в связи с неудовлетворительными переговорами в Минске), а также граждане Игорь Плотницкий и Александр Захарченко, которые хоть и представляли соответственно ЛНР и ДНР, но официально не признавались. Потому что не были признаны и ДНР с ЛНР. Но и их уже нет – Плотницкого «ушли» в Россию, а Захарченко, напоминаю, убили.

И вот в связи с этими обстоятельствами Россия, скорее всего, и признает выборы 11 ноября и их результаты. Потому что, сказал, например, директор считающегося близким к Кремлю Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, выборы, с одной стороны, заполнят вакуум власти в самопровозглашенных республиках, а с другой – восстановят статус-кво на переговорах о мире. Политолог так и артикулировал ситуацию вокруг выборов: «Выборы в Донбассе в нынешних условиях не противоречат минским договоренностям. Как раз наоборот, они сохраняют условия для эффективного выполнения всего комплекса «Минска-2» в будущем.
Поскольку Киев не выполняет политическую часть Минских соглашений и не демонстрирует никакой динамики по данному вопросу, вполне логично, что в Донецке и Луганске пока также намерены сохранить статус-кво». Каким образом? А тем, что в ТКГ появятся представители двух гособразований, прошедшие легитимацию на выборах. Пусть и никем не признанных, но зато дающих этих самых «представителей ЛДНР», предусмотренных «Минском-2». Статья 9 этого документа прямо говорит, что все решения по судьбе ЛДНР должны обязательно приниматься «в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней контактной группы».

И это первое трудно устранимое противоречие «Минска-2»: представители ЛДНР должны быть, но кто они такие и как должны появиться, не разъяснено. В 2014 году, когда появился «Минск-1», эти функции на себя взяли Плотницкий и Захарченко, фактические лидеры самопровозглашенных образований, подписавшие протокол. А вот уже к февралю 2015-го оба они уже были избраны на осенних, тоже никем не признанных выборах в своих республиках и обрели некую легитимацию. Во всяком случае, их таковыми признавала Россия и требовала согласовывать с ними все решения по Донбассу. После выборов 11 ноября такими же станут новые руководители ЛДНР.

Второе противоречие «Минска-2» постоянно актуализирует и озвучивает Киев – он вообще не признает существование ДНР и ЛНР, называя их «сепаратистами» и «плодом российской агрессии». Теперь к этой оценке публично присоединились представители США. Сначала Волкер сказал, что «если следовать логике Минских соглашений и логике возвращения этой территории под контроль Украины, то эти образования должны исчезнуть». А потом его поддержала и госдеповка Науэрт: «Так называемые «народные республики», созданные Россией, не имеют места в украинском конституционном порядке». Правильно, ЛДНР нет в «украинском конституционном порядке». Но статья 11 «Минска-2» как раз и предполагает «уконституирование» ЛДНР путем принятия закона об особом статусе ЛДНР и закрепления особого статуса Донбасса сначала в отдельном законе, а потом и в обновленной Конституции. Но: а) во всем мире и во всех странах, если не удается подавить сепаратизм силой или на переговорах, с сепаратистами ведут переговоры; б) как Киев может вести переговоры (а он их ведет в ТКГ) с теми, кого он вообще не признает? Так и возникает подозрение: видимо, переговоры ведутся не для того, чтобы достичь результата...

И наконец, в-третьих, главное противоречие «Минска-2» в том, что он не предполагает четкую и обязательную пошаговую последовательность выполнения своих статей. Судите сами – вот самые главные его статьи: «9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.

10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.
11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года.

12. На основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ». Конец цитаты.

Тут невооруженным взглядом видно отсутствие логики в действиях по обеспечению мира. По логике же нынешние статьи 10 и 11 (о выводе войск и разоружении незаконных групп и о проведении конституционной реформы) должны стоять первыми, а уже потом, когда была бы обеспечена безопасность и создана правовая база, можно было бы проводить выборы (статья 12) и только потом переходить к установлению украинского контроля над российско-украинской границей в ЛДНР (статья 9). Но в 2015 году ситуация была крайне нервной и напряженной, Украина потерпела военное поражение и никому не верила, а Россия и ЛДНР торопились обязать и повязать Украину этим документом. Вот и получилась чересполосица, позволяющая разнотолкование документа, отрыв вопросов безопасности от политических, экономических и гуманитарных вопросов. Каждый видит в «Минске-2» то, что хочет видеть в зависимости от конъюнктуры момента.

Усугубит ситуацию и возможное непродление Верховной Радой действия закона об особом статусе ЛДНР, заканчивающееся в октябре. Этот закон был принят еще во исполнение «Минска-1» в сентябре 2014 года. И тоже в результате военного поражения Украины. Сроком на три года. Потом его продлили в октябре 2017-го. Но в январе года текущего был принят новый более жесткий к ЛДНР закон – о деоккупации Донбасса. Вот он может и остаться главным и основным. А Россия на это может ответить официальным признанием двух самопровозглашенных республик. Тогда ситуация кардинально поменяется. И уж точно обнулит «Минск-2». Сделает его практически бесполезным, потому что поменяют свой статус его подписанты.

И какой же выход? Варианты известны: либо война с непредсказуемыми победителями и последствиями, либо «заморозка» с попытками найти выход то ли по «формуле Штайнмайера», то ли с миротворческой миссией ООН, то ли новые переговоры и заключение нового документа, который можно условно назвать «Минск-3» и в котором все предусмотреть уже по-людски и логически выверено. Но вот беда: «Минск-3» хочет Киев, но не хочет Москва, ибо существующий «Минск-2» ее полностью устраивает. А вот для киевского режима он означает реформы, конец которых – реальная, а не фейковая децентрализация страны – угрожает самому его (режима) существованию. А кто же на такое – на возможную потерю власти – добровольно в Украине соглашается? Нет таких. Потому и вошкаемся в крови и слезах...
Владимир Скачко

Комментарии

ua VIC_NOVOROC, 14.09.2018 15:53

В 2014 году под обстрелами со стороны Усраины Донбасс проголосовал об отделении от недогосударства. Кто с этим не согласился отправился нав Усраину в качестве бесправных (в прямом смысле) беженцев. Так что тему разврата нав Усраину можно считать закрытой для большинства нормальных жителей Донецкой Луганской народных республик. И точка (для хохлопитеков перевожу крапка) .

ua Гость, 14.09.2018 11:08

Очень хочется знать мнение граждан ЛНР и ДНР не только по результатам выборов Народных советов и глав республик, а и о их желании или нежелании вернуться в лоно украинской юрисдикции. Из опыта всех украинских выборов, когда "голосуют" все убывшие на заработки, умершие и не родившиеся, а также в результате активности "патриотов" разных мастей, активно болеющих за результаты выборов, вбрасывающих пачками бюллетени или малюющих липовые протоколы, то на выборах должны присутствовать международные наблюдатели. Если они откажутся прибыть, то значит результат заведомо известен и им там не рекомендуется быть, чтобы не позориться, а проще сразу объявить о незаконности, о подтасовках и т.п.

Добавить комментарий