Особенности национального футбола в Монако

19.03.2017 08:22 sportarena.com
Большие победы не случаются на ровном месте. За каждым удачным шагом, решением и мыслью всегда стоит огромная работа, которую большинство никогда не увидит. Так устроен мир, и не только футбольный – толпа потребляет зрелище, а предшествовавшая ему рутина всегда остается за кадром.

И вряд ли большинство болельщиков когда-либо узнают, сколько усилий потратил Монако для того, чтобы в двухматчевом противостоянии сломить сопротивление одного из богатейших клубов мира – Манчестер Сити.

***

Во Франции принято считать, что в Монако все намного проще, чем за его пределами. Дескать, меньше территория – проще управлять, меньше налоги – проще зарабатывать. Но это лишь одна сторона медали. Если взглянуть на ситуацию с другой стороны, то любой другой клуб Лиги 1 имеет куда больше возможностей для развития, чем монегаски.

Посудите сами: население Княжества Монако составляет всего 38 тысяч человек. Еще примерно 60 тысяч каждый день прибывают сюда на работу. Итого вся болельщицкая база, на которую может рассчитывать клуб – это около ста тысяч человек. Разве после этого стоит удивляться, что старенький Стад Луи II, способный вместить всего-то 18 тысяч фанатов, не заполняется до отказа даже на матчах Лиги чемпионов?

Стад Луи II, Getty ImagesА между тем, маленькая болельщицкая база бьет по бюджету. Тот же Марсель, на матчи которого на Велодроме собираются по 35-50 тысяч болельщиков, зарабатывает на коммерции и продаже абонементов в разы больше Монако, не прилагая особых усилий. То же самое касается и других конкурентов монегасков – Лиона, ПСЖ, Бордо, Ниццы.

Второй момент – в Княжестве просто нет пространства для футбола. Это звучит глупо, но на самом деле, все возрастные группы в академии Монако, молодежки и первая команда тренируются на двух больших и одном маленьком поле. Больше территории в Княжестве нет, чему виной самая высокая плотность населения на планете – 18 600 человек на квадратный километр. Поэтому если конкуренты Монако могут набирать в свои академии множество детей, то монегаскам приходится проводить едва ли не более серьезный отбор, чем в знаменитом Клерфонтене. Цена ошибки здесь куда выше, чем в любом другом клубе.

Ну и в-третьих, из-за крошечных размеров Княжества, Монако приходится искать футболистов в других городах. Последним монегаском, который играл за клуб, был некий Армандо Форчерио, защищавшие цвета красно-белых в 1961-72 годах. С тех пор за Монако играют исключительно игроки из других городов и стран, тогда как в том же Лионе целый ряд лидеров выросли на улицах города, под носом у местной академии.

***

Дмитрий Рыболовлев, Getty ImagesИ поэтому, когда мы говорим о рывке Монако, который наблюдается в течение последних нескольких лет, то, прежде всего, нужно говорить о клубном менеджменте.

С приходом в клуб Дмитрия Рыболовлева, монегаски занялись всем и сразу. Как потом рассказывали в клубе, на тот момент отдел маркетинга состоял всего из тринадцати человек, тогда как в топ-клубах Европы таких специалистов уже было не меньше сотни. Формы контрактов, управленческая структура, работа академии и переговоры с агентами – ставить на современные рельсы пришлось буквально все.

При этом в своей работе менеджеры Монако изначально сконцентрировались на трех основных направлениях – коммерция, работа академии и скаутинг. Все это в совокупности должно было вывести клуб на самоокупаемость в течение нескольких лет и, как можно увидеть сейчас, по каждому из этих направлений проведена огромная работа.

Так, Монако всерьез взялся за рекламу и коммерческую деятельность. Это только кажется, что Княжестве, где полно дорогих брендов, с этим нет проблем. На самом деле, боссы Versace и тому подобных компаний и слышать не хотят про футбол. В результате клубу пришлось сделать ставку на небольших местных производителей. Минералка, вино, сыр, даже шары для старинной провансальской игры в петанк – всю эту рекламу теперь можно найти на сайте Монако, а в сети даже гуляет видео, в котором в этот самый петанк впервые в жизни играет Радамель Фалькао.





Конечно, все это приносит клубу стабильный доход, но в Монако не останавливаются и продолжают искать все новые возможности для пополнения клубного бюджета. Коммерческий директор монегасков Матиас Икар заявил, что в клубе уже запланировали реконструкцию стадиона, но, в отличие от любого другого места на земле, тут планируют не увеличивать его вместительность, а наоборот – уменьшать. И это вовсе не глупость, а стратегия – в клубе посчитали, что если уж несколько тысяч свободных сидений все равно никак не заполнишь, гораздо выгоднее вместо них соорудить комфортабельные вип-ложи, билеты в которые в богатом Княжестве традиционно расходятся как горячие пирожки.

Что касается работы академии, то она у Монако традиционно считается одной из лучших во Франции, а в последние годы по количеству воспитанников, выступающих в топ-лигах Европы, и вовсе входит в десятку лучших в Европе. Около шести десятков футболистов, прошедших через молодежку Монако, сейчас играют в топ-лигах. Из них более двадцати – в сильнейших клубах своих стран.

При этом прогресс заметен не только по тому, как проявляют себя воспитанники Монако в других клубах, но и в самом Княжестве. Если из старшего поколения воспитанников Монако один только Валер Жермен играет в основе команды, то вот среди тех, кто прямо сейчас стучит в двери первой команды – их целая когорта.

Безусловно, самым ярким из юных воспитанников Монако является Килиан Мбаппе– за него уже сейчас готовы заплатить более 50 миллионов евро богатейшие клубы мира. Но ведь он не один. Есть еще Кевен Ндорам, Абду Дьялло, Альмами Туре, Ирвин Кардона. Все эти ребята, прошедшие школу Монако, уже в следующем сезоне имеют все шансы повторить путь Мбаппе.

***

Тьемуэ Бакайоко (слева), Getty ImagesНу и, конечно, селекция. Имена Бернарду Силвы, Лемара, Фабиньо, Бакайоко, Мбаппе, Менди и других сейчас чуть ли не каждый день всплывают в европейской прессе в контексте будущего перехода в топ-клуб. А ведь из всей этой братии один только Мбаппе является воспитанником Монако, причем и его клуб буквально вырвал из Клерфонтена. Остальные – это приобретения. Лемар перебрался из Кана в 19 лет за 4 миллиона евро, Бакайоко – в том же возрасте из Ренна за 8, Фабиньо – за 6 миллионов из Риу Аве.

У Монако потрясающие скауты. Они находят и выдергивают не самых раскрученных, но самых перспективных исполнителей во Франции, Португалии, Бразилии за хорошие деньги. Отцом-основателем этой системы принято считать бывшего спортивного директора клуба Луиса Кампоса, который ныне перешел на работу в Лилль. Но и без него отлаженная система продолжает приносить результат. К примеру, уже этой зимой Монако за 8 миллионов евро увел у Фламенго перспективного 20-летнего защитника Жорже.

Безусловно, это огромный риск. Далеко не каждый молодой талант в будущем становится качественным футболистом, и далеко не каждый, как Марсьяль, приходит за 5 миллионов, а уходит за 55. Но что делать, если трансферы – это, по сути, единственный доступный способ не только побеждать, но и выживать? Покупая талантливую детвору, Монако думает не только о будущих победах и титулах, но и о потенциальной прибыли.

«Мы совершенно не в восторге от того, что нам приходится продавать лидеров, но ничего другого нам не остается. Мы не можем зарабатывать достаточно средств для содержания клуба за счет продажи билетов, абонементов, не можем рассчитывать на огромные спонсорские контракты»,– говорит про это Васильев.

***

Getty ImagesБезусловно, во всем этом есть нюансы. Так, в Княжестве, к примеру, нет налога на доходы физических лиц, тогда как в соседней Франции он составляет 47%. Но это частности. Никакое отсутствие налогов не помогло бы Монако добиться успеха как на трансферном рынке, так и в турнирной таблице, если бы не продуманная до мелочей стратегия развития.

Сейчас это кажется невероятным, но когда Рыболовлев только пришел в Монако, он хотел, чтобы на него работали лучшие и грезил покупкой Криштиану Роналду. Но, к счастью,миллиардеру быстро объяснили, что такая стратегия, вполне приемлемая для клуба из города-миллионера, убийственна для крошечного Княжества. Футбол в Монако обречен не жировать, а выживать. И россиянин внял этому доводу.

Вместо самых дорогих футболистов, как планировалось изначально, в Монако теперь работают самые дорогие маркетологи, селекционеры и детские тренеры Франции. Клуб инвестирует в них сотни тысяч вместо того, чтобы инвестировать миллионы в готовых звезд.

И хотя этот путь куда труднее, именно он позволяет Монако стабильно зарабатывать, побеждать и при этом уверенно смотреть в будущее.

Комментарии

Добавить комментарий