С.Шторм: поляки о резне в с.Бирча

14.11.2018 10:00
Продолжение материала о польско-украинском конфликте в районе с.Бирча в повоенные годы, в котором поляк Гжегож Пивоварчук полемизирует со своим визави АркадушемКарбояком о зверствах при разделении границ между Украиной и Польшей …

Еще одна важная проблема, которую затронул г-н Карбояк, - это переселение украинцев со спорных территорий в Украинскую ССР. Тот факт, что это была трагедия для этих людей, очевидна. Точно так же это была трагедия для поляков, покидающих эти территории. Деятельность ОУН и УПА заставили поляков покинуть юго-восточные пограничные районы. Стоит вспомнить об угрозах во Львове против поляков, которые не хотели покидать свой город.

Кроме того, часть территории Польши, уже в новых пределах, бандеровцы постепенно превратили в руины. Аркадуш Карбояк сосредоточился в своей статье на украинских страданиях. Он указывает на убийства и избиения перемещенных украинцев. Он также пишет о грабежах. Такие случаи имели место, но писать только в украинском контексте, значит искажать картину прошлого. Кроме того, он указывает на деятельность УПА, которая должна была защищать соотечественников от депортации. Цели украинского подполья были шире. Они касались деполонизации предгорья Пшемысля. Из тогдашних жителей Бирчи г-н Карбояк создал образ грабителей, полностью игнорируя духовное и материальное положение гражданского населения. На мой взгляд, это слишком простой тезис, который может фальсифицировать историю. Так же легко сделать грабителей из украинцев в предместьях Пшемысльских. Давайте попробуем взглянуть на нее шире.

С осени 1944 года, в результате нападений и убийств, совершенных украинскими националистами, отношение польского населения к украинцам значительно ухудшилось. Командир сотни УПА Влодзимеж Шчигельский «Бурлак», принимавший участие в нападении на Бирчу, показал, что большинство украинцев поддерживало сеть ОУН и УПА и считало, что это единственная реальная сила, которая может его представлять. На собраниях, организованных бандеровцами, украинцы часто плакали и были счастливы, что они не одиноки. Большинство украинцев поддерживали УПА материально.

Как заявил «Бурлак»: он чувствовал искренность людей и их преданность делу.

Однако это не совсем так. Гражданские лица были обязаны сотрудничать с украинским подпольем. Украинское население получало от бандеровцев различные выгоды, а в случае отказа терроризировалось также, как поляки. Также отказавшихся помогать обвиняли в сотрудничестве с властями польского самоуправления и угрожали смертной казнью.

Польское и украинское население было нищим из-за контингентов, которые люди должны была содержать во время оккупации немцев, а затем новых властей и, наконец, для УПА. Царил огромный недостаток продовольствия и угроза голода в сельской местности.

В середине 1945 года украинцы атаковали население в муниципалитетах: Красичин, Бирча, Кузьмина, Войтка, Лохатин (Борония) и Стубно. Бандеровцы атаковали два патруля. Милиционеры ограничивались защитой самих себя из-за нехватки людей и оружия. 17 апреля 1945 года, около 2 часов дня, около Чисовы несколько вооруженных бандеровцев атаковали конную повозку, идущую от Пшемысла до Бирцзы. В результате этой акции были убиты две польские женщины: Янина Маличковская (21 год) и Эмилия Улановска (22 года). Кроме того, были похищены вещи, возвращавшиеся из Бирчи в Станиславу Стржеменскую.

Кто отправлялся из Бирчи в Пшемысль или из Пшемысла в Бирчу, никогда не был уверен в своей жизни - это было записано в приходской хронике.

После начала вынужденного переселения украинцев УПА бросила контингент на польское население. Был также зафиксирована атака, но на этот раз поляков на украинцев. В октябре 1945 года УПА дважды атаковал Залесье в Пшемльском повете. Бандеровцы сожгли 68 сельскохозяйственных зданий.

Во время атаки 8 человек были убиты, двое из них были сожжены, двое ранены. 5 поляков также были похищены, они должны были увести краденый крупный рогатый скот. Люди, которые выжили, остались без крыши, одежды и еды. Леопольд Бенько, полицейский Берчи, вспоминал годы спустя, что только Красичин был оставлен в покое в районе между Бирчей и Пшемыслом, где бандеровцы постоянно грабили. Милиционеры из полицейского участка Красичин надеялись, что власти отреагируют на такую ситуацию и сберегут село, «этот оазис поляков», от разрушения. Такова была реальность в районах и городах, соседствующих с Бирчей. Ездили ли поляки в украинские деревни? Среагировали ли украинцы на большое количество милиции в Красичине? Грабили ли украинских соседей жители Красичина? Были ли там комиссии по переселению? Оправдывает ли их праведная месть бандеровцам? Г-н Карбояк выдвигает такие вопросы в отношении жителей и милиции из Бирчи.

Поляки не спали по ночам, они прятались в полях, возле ручьев и в тайниках, которые они создавали вокруг своих домов. Когда наступал вечер, раздавался колокольный звон, раздавались выстрелы вспышки света. Люди шли как тени, без сна и страха.

Эта приходская хроника была характерна для ситуации в Бирче. С самого начала возобновления польской администрации в указанных районах украинское подполье пыталось противостоять ему. УПА атаковала деревни, нарушая работу муниципальных советов, деревенских лидеров, которых часто убивали. Бандеровцы отчаянно боролись против воссоздания польской государственности в тех областях, которые считали украинскими. Для них было бы выгоднее включить эти области в СССР. Вышеупомянутый тезис был воссоздан в фильме «Железная Сотня».

Наиболее подверженным антипольской деятельности муниципалитетом УПА в Пшемысльском повете была Бирча. Первоначально деревню защищали сами жители и милиционеры.

Днем и ночью офицеры милиции охраняли деревню, они находились в боевой машине. Они спали здесь, они обедали здесь, - вспоминал Юзеф Винарски.

Винчентий Фладер погиб на дежурстве. Вспоминает его мать Марианна Фладер: мой сын пошел помогать милиции. Он возвращался домой. В Пьонтковой на мосту они застрелили его.

В то время в милицию входили преимущественно местные люди, которые защищали свои семьи. Они часто были мальчишками. Куда вы идете? На станцию. 17 лет. Это подросток, но он пошел ... - вспоминала Паулина Бенько из Бирчи.

Украинское население в муниципалитете Бирцзы отказалось предоставить телеги в распоряжение местной милицейской почты и совета муниципалитета. Украинцы также не выполнили приказ властей о созыве собраний и объявления о порядке вооружения. Сами милиционеры были бессильны в этой области, потому что экипажи милицейских участков были слишком маленькими, чтобы пресекать проблемы. Жители требовали прислать армию для наведения порядка.

В июле 1945 года было известно, что украинские националисты слишком сильны, чтобы им могла противостоять милиция и жители Бирчи. Замучаное террором УПА, польское население попросило эвакуацию в безопасное место. Было принято решение отправить делегацию из 5 человек в Жешув и Варшаву. Благодаря усилиям этой делегации солдаты польской армии были отправлены в Бирчу. Украинцы стали активнее сжигать близлежащие деревни. Украинцы знали, что приход польской армии помешает их полному подчинению южной части Пшемысльского повета. В Бирчу пришли солдаты, они были просто поляками, они были единственной защитой! Точно так же, шесть лет назад, когда великая польско-германская битва произошла около Бирчи. Родина, большая и маленькая, защищалась польскими солдатами. Г-н Карбояк все еще пишет о коммунистической или народной армии. У этих солдат были свои обязанности и, прежде всего, защита Бирчи и ее жителей от нападений украинцев.

Первые военные части прибыли в Бирчу в августе 1945 года. Ситуация в регионе была уже очень опасной. В августе 1945 года украинка Хуника по имени Пуш, которая была членом УПА, организовала встречу местных украинцев, где она сказала, что «скоро придет время, когда в течение трех часов все поляки в местной коммуне будут убиты (Рыботице)". В конце встречи украинцы исполнили песню «Смерть Ляхам». Бандериовцы заблокировали дорогу в Пшемысль и переезд в Рыботыц.

В середине 1945 года воевода Жешува проинформировала Министерство государственной администрации о том, что в южной части пшемисльского повета, особенно в районах коммуны Бирчи, усилилась концентрация бандеровцев и они стали более агрессивными.

В кластерах, в которых доминируют бандеровцы, были введены их администраторы в селах и их вооруженная милиция. Земля после изгнания польского населения была выделена украинцам. Многочисленные пожары фермерских хозяйств, лодок лесников и польских ферм часто происходили в этих районах. Дороги были под огнем бандеровцев, которые парализовали местное сообщение.

Милиционеры из Бирчи сообщили властям Пшемысльского района, что после депортации осенью 1945 года украинцы служили бандеровцам, предоставляя еду и информацию. В ночь на 8 сентября 1945 года член УПА убил деревенского голову с.Малави и деревенского голову с.Бжезави. Бандеровцы также поразбивали стекла в домах, оставленных поляками. Бандеровская идеология не подразумевала соглашения с поляками. Конфликт с поляками должен был быть безжалостным. Поэтому страхи жителей Бирчи были обоснованы. Тем более, как писал Карбояк, Биргза не избежал внимания командующего УПА. Они готовились к мести за действия польской армии и милиции.

Первая атака на Бирчу состоялась в ночь с 22 на 22 октября 1945 года. В 23.30 бандеровцы в польской, советской и немецкой форме атаковали город. Борьба длилась около четырех часов. Из приходской хроники можно прочитать, что украинцы в польских униформах говорили с дезориентированными польскими солдатами. «Была путаница, потому что поляки и бандеровцы были одинаково одеты». Бандеровцы бросили фермера Виктора Барила в огонь. 17 солдат польской армии и 12 мирных жителей были убиты, согласно телеграммы милиции. Среди жертв были, в частности, три женщины и ребенок. Один из местных украинцев также погиб. Бои проходили в центре Бирчи.

Мы спрятались с детьми в церкви. Какой удар. Какая была стрельба. Дети визжали! - вспоминал житель Бирчи.

11 жилых домов, армейских казарм и лесопилка были сожжены. На следующий день отчаянные семьи не могли получить доски для гробов для своих родственников. На похоронах жертв было очень трагично. Несмотря на присутствие армии, жители Бирчи потребовали, чтобы власти были доставлены в Пшемысль. Некоторые люди тут же покинули село.

В то же время УПА атаковала Кузьмин, где также находились польские солдаты. Эта коммуна также была в трагической ситуации. Как и в Бирче, местное самоуправление ожидало помощи для более 1700 поляков, живущих там. Население, лишенное какой-либо реальной помощи, сама милиция заботилась о себе и своей собственности от нападений. В Кузьмине находилось около 15 милиционеров, которым по-прежнему не хватало боеприпасов.

После первой атаки УПА командир гарнизона Бирчи приказал окружить село укреплениями: траншеями, землянками.

Бирча стал небольшой оборонительной крепостью – так было написано в школьной хронике. На основе музыки песни «Море, наше море» в Бирче был создан гимн защитников. «Бирча, наш Бирча, любимый, я защищу тебя. У меня есть приказ держаться в твоих стенах».

Второе нападение на село состоялось с 29 по 30 ноября 1945 года. Было темно. Ветер дул, и шел снег. Защитники были подготовлены. Г-н Карбояк утверждает, что это была поддельная атака, потому что речь шла о том, чтобы сжечь окружающие города. Фактически, сожгли: Стара Бирча, Коржениц, Богушувка и Хута Бруска. Здания также сожгли в Воле Корзеница. Люди и животные погибли в огне. Во время боев некоторые жители атакованных городов бежали в Бирчу. Некоторые из них прятались в укрытиях. Бандеровцы пытались войти в город, но они были отбиты. Вокруг Бирчи были укрепления, и огонь из огнестрельного оружия не попадал в центр города.

В январе 1946 года Михаил Гало «Конык», командующий куренью, приказал уничтожить Бирчу. В Ломне было объявлено, что в течение получаса Бирча будет гореть. С востока должны были атаковать «Бурлак» и Григорий Янковский «Ластивка», а с запада – Михайло Кучер «Жара» и «Хроменка» (в его замещении командовал Дмитрий Карвански «Орски»), которые должны были начать главную атаку. Всем же нападением командовал Курик Майчайло Гало «Конык».

«Конык» и «Орски» были во главе небольшого отряда, который ворвался в город после прорыва первой линии польских траншей. Другие бандеровцы были остановлены польским обстрелом. В конце концов, бандеровцы из группы главнокомандующего «Коныка» прошли мимо вошли на лестницу возле многоквартирного дома, где находились защитники Бирчи. К сожалению, Леон Любецкий, командир гарнизона в Бирцзе, в то время не находился в Пшемыселе. Он был храбрым, довоенным офицером. Вместо него его неумело командовал лейтенант Арсений Кузьмиченко, советский офицер украинской национальности, который утверждал, что он поляк. Целью «Коныка» был, вероятно, персонал. Они хотели это показать после критики предыдущих атак. Бандеровцы поднялись по лестнице и, вероятно, попытались войти в здание многоквартирного дома через окна. Польские солдаты отбили их огнем из пулеметов. Утром на лестнице насчитали 20 мертвых бандеровцев. Вероятно, был убит и «Конык».

К северу от атакующего «Коныка» была сотня «Бурлаки». Он служил в сотне «Клыла».

Битва за Бирчу была выиграна поляками. Геноцид не прошел. По сей день есть свидетели тех событий. Бандеровцы угрожали уничтожить город, убить все население. Об этом также писал г-н Карбояк.

Сколько членов УПА было убито? В статье «Трагедия Бирчи» сообщалось о гибели 23 бандеровцев. На мой взгляд, число жертв не может быть четко указано. В источниках появляются разные данные. Возможно, что 20 бандеровцев скончались на лестнице в центре Бирцзы, а еще 10 тел были найдены на окраине города. Вероятно, некоторые тела увезли с собой бандеровцы. В разработке украинского историка Евгения Мисило появляется цифра 23.

Г-н Карбояк сказал, что эксгумация показала, что только на двух скелетах были видны следы ран от боя. Остальные бандеровцы, вероятно, были взяты в плен и убиты прикладами или выстрелами в затылок. Автор статьи недвусмысленно заявил, что их убили после того, как их взяли в плен. Я не согласен с этим. Прежде всего - филиал комиссии по судебному преследованию преступлений против польского народа в Жешуве или прокурор Института национальной памяти заявил, в отличие от Аркадиуша Карбояка, что нельзя было однозначно заявить, были ли убиты бандеровцы в Бирче после того, как их взяли в плен. Расследование, акт номер S 2/02/Zk был прекращен «в отсутствие доказательств того, что члены УПА скончались 7 января 1947 года в результате пыток и казней».

Следует добавить, что члены УПА по польскому и международному праву были не солдатами, а террористами. Скорее всего, с тел бандеровцев поснимали туфли, брюки, пальто, куртки и даже трусы. Большинство окровавленных футболок не были сняты. В 1946 году материальное положение населения было катастрофическим, чему способствовали бандеровцы. Разрешение снять одежду гражданским лицам было гуманитарным актом в отношении беженцев из деревень, сожженных бандеровцами.

Прокурор заявил, что солдаты обязаны защищать гражданских лиц. Жители помнят и чтут 66 польских солдат, погребенных на кладбище Бирчи, потому что они знают, что благодаря им, Бирча не была разрушена, а его население села не уничтожено.

На титульном листе ежемесячного издания, в котором была опубликована статья Аркадуша Карбояка: «Мы раскрываем, что произошло в Бирче». Действительно ли раскрылась правда? Я думаю, что это всего лишь горстка правды. Однако в конфликте с крайним украинским национализмом существует много несправедливых тезисов об обстановке в Бирче и во всех предгорьях Пшемысла.

Споры о жестокости бойцов УПА в отношении мирного польского населения идут по сей день. Внутри Польши. Но факты о жестокости, вокруг которых идут эти споры, мягко говоря, страшны.

Сергей Шторм

Комментарии

gb гость, 15.11.2018 00:02

О паразитах "слова старика Чиполлоне: «Тюрьмы построены для тех, кто ворует и убивает, но у принца Лимона все наоборот: воры и убийцы у него во дворце, а в тюрьме сидят честные граждане», — и вовсе выглядят так, будто Родари писал их прямо сейчас, откуда-то из камер Лукьяновского или Херсонского СИЗО".

gb гость, 14.11.2018 23:55

"Когда умрёшь, что станется с тобою?" ... Да и какая память будет о нас, людях, живших на земле.

ua Гость, 14.11.2018 13:30

Можно, хотя и с трудом, понять украинцев, когда они купились на призывы провокаторов попрыгать на майдане, а кто и получить смертельную кулю (пулю), но согласиться на "героическую." историю, которую им за большие деньги пишет Вятрович -это ни в какие ворота не лезет. "Герои", которые убивали освободителей Украины от нацистов в спину, женщин и детей, стариков, поляков, евреев, коммунистов, командированных специалистов, врачей и учителей, активистов. Это не история, это позор, под каким соусом не подавай. А главное, в чем достижения и победы, чтобы стать героем. У тех "героев", как и нынешних одни провалы, бессмысленные и неоправданные жертвы ради ухудшения экономического, социального положения, Народ бежит, галицкие города обклеены приглашениями на работу в Польшу. Не удивлюсь, что в результате "героической" деятельности сформируется самая большая волна иммиграции из Украины за все время ее существования. От "хорошей" жизни, от "героев", геть(вон) из этого королевства кривых зеркал с его йагупопапми, абажами, анидагами и прочими тварями.

Добавить комментарий