Как в Украине улучшили РСЗО «Град» и «Смерч»

12.10.2018 16:03 facenews.ua
Одним из элементов реформирования артиллерии как составной части Сухопутных войск ВСУ является модернизация и реактивной артиллерии.

Как в Украине улучшили РСЗО «Град» и «Смерч»
На сегодня наша армия располагает тремя основными типами реактивных систем залпового огня: 122-мм БМ-21 "Град", 220-мм БМ-27 "Ураган" и 300-мм БМ-30 "Смерч". И все нуждаются в обновлении, и по каждому образцу наш военно-промышленный комплекс предоставляет военным совершенно разные варианты — как говорится, "на любой карман".

Самой массовой в войсках является "Град", поэтому нет ничего удивительно, что о ее модернизации задумались в первую очередь. Причем еще до войны был разработан ряд вариантов, которые заключались прежде всего в переустановке имеющихся пакетов для запуска ракет на новое шасси.

Это были и весьма кардинальные варианты типа "Вербы" от Харьковского конструкторского бюро машиностроения им. А. А. Морозова на базе КрАЗ-6322 с пятиместной кабиной и автоматизированной системой прицеливания. Или более простые — БМ-21К на базе КрАЗ-260. Этот вариант в 2008 г. даже отправили на государственные испытания, но пока они шли, армия отказалась от КрАЗ-260 как основного армейского грузовика, и дальнейшие работы в этой связи были свернуты, а несколько готовых машин были отправлены на хранение.

Основной проблемой всех этих модификаций было то, что наша страна не имела производства основного элемента — артиллерийской части (направляющие). Для всех модификаций их снимали с БМ-21, находившихся на хранении, или выведенных из боевого состава.

И вот перед открытием выставки "Оружие и безопасность-2018" в Киеве массово появляются фотографии нового варианта "Града" — БМ-21УМ. Хотя точные характеристики машины пока неизвестны, однако, судя по фото и видео, можно сказать одно — в Украине наконец-то освоили производство направляющих. Дело в том, что новый вариант "Града" на шасси повышенной проходимости КрАЗ-5401НЕ (4х4) грузоподъемностью 9 т установлен блок из 50 направляющих (напомним, что "советский" стандарт — 40). При этом, по предварительным данным, в его производстве был задействован Шепетовский ремонтный завод, который на аналогичной выставке в прошлом году уже представлял свой вариант направляющих для БМ-21 (правда, с 40 "трубами").

Пока о принятии и даже передаче на государственные испытания этого варианта "Града" речь не идет, однако сам факт свидетельствует о том, что наши оружейники сделали большой шаг. И вскорости тот или иной вариант 122-мм РСЗО будет принят на вооружение.

Тем более что вместе с отечественным вариантом на выставке будет представлен и чешский вариант BM-21T на шасси "Татра" от Excalibur Army. С одной стороны, эта модификация довольно простая (опять-таки просто переставляется "советский" пакет направляющих на новое шасси) и улучшение характеристик достигнуто за счет применения новых неуправляемых снарядов. С другой — стоит вспомнить, что именно у этой компании наши военные не так давно купили партию БМП-1 и САУ 2С1 "Гвоздика".

Основной проблемой для абсолютно всех вариантов модернизации "Града" является отсутствие собственного производства неуправляемых снарядов. А как показывает зарубежная практика, именно они являются основой. Снаряды, производимые в той же Польше, Чехии или Турции, имеют возможность поражать цели на расстоянии до 40 км. А стоит сказать, что советские ракеты летят только на 20 км.

В то же время неизвестно, какие сюрпризы приготовила выставка, и я не удивлюсь, если в ее экспозиции будут и новые ракеты для "Града", которые освоило одно из отечественных предприятий. Тем более что основания для такого предположения у автора имеются.

Гораздо более понятной выглядит модернизация другой системы — БМ-27 "Ураган". Фактически фирма "Техимпекс" просто устанавливает новые дизельные двигатели Д-245 белорусского производства. По заявлению военных, это позволило вдвое уменьшить объемный расход топлива. Так, ныне на 100 км расходуется 80 л дизельного топлива вместо 150 л бензина на советском варианте.

Модернизация же "Смерча" вообще сконцентрировалась, по всей видимости, исключительно на создании новой ракеты — этот проект называется "Вільха", не затрагивая шасси. Если верить сообщениям СМИ, то новый высокоточный снаряд с использованием GPS-коррекции может поражать вражеские цели на расстоянии до 120 км с точностью до 5–7 м. Такие показатели ставят новые ракеты в один ряд с самыми современными зарубежными образцами подобного класса.

Отметим, что впервые об "Вільхе" заговорили в январе 2016 г., а первое испытание было проведено в марте того же года. Ныне уже идет речь о том, что на ГАХК "Артем" на новом оборудовании от турецкой фирмы Repkon развернуто полномасштабное серийное производство.

В целом же можно говорить о том, что реактивная артиллерия ВСУ после программы модернизации будет являться эффективным средством огневого поражения противника и еще одним элементом доктрины неядерного сдерживания возможного массированного наступления армии "соседа по карте".

Комментарии

Добавить комментарий