АвтоИсточник29 мая

Роскошный "средний" класс: Какие автомобили будут облагать налогом в 25 тыс. грн

nk_hauz/-man1jbmo7rqnardmkgz.png

В рамках изменений в Налоговый кодекс Верховная Рада вскоре может обязать платить налог на "роскошь" владельцев автомобилей, стоимость которых превышает 1,2 млн грн. В случае принятия новшеств автовладельцам машин среднего класса, большинства кроссоверов и всех авто премиум-класса придется ежегодно в течение 5 лет платить в казну по 25 тыс. грн112ua.tv расскажет, какие популярные среди украинцев модели авто подпадут под налог и почему подобное снижение "планки роскоши" идет вразрез с декларируемой властью политикой повышения благосостояния украинцев.

Владельцы элитных автомобилей в Украине ежегодно платят транспортный "налог на роскошь" в размере 25 тыс. грн. "Элитность" авто определяет его стоимость (ныне - более 375 минимальных зарплат, или 2,25 млн грн), объем двигателя (более 3 тыс. куб. см для бензиновых и 2,5 тыс. куб. см для дизельных) и возраст (до 5 лет).

Новая налоговая реформа предусматривает снижение этого порога. Если Рада ее одобрит, облагать налогом будут все машины моложе 5 лет и стоимостью выше 200 минимальных зарплат - 1,2 млн грн. Простыми словами, в категорию "роскошных" авто перекочуют машины среднего класса, а также большинство кроссоверов.

То есть если раньше плательщиками транспортного налога были счастливые обладатели Ferrari, Rolls-Royce, Maserati, Aston Martin или Bentley, то сейчас их ряды могут пополнить владельцы Toyota RAV4, Skoda Kodiaq, Hyundai Santa Fe, Honda CR-V и многих других популярных среди украинцев моделей.

nk_hauz/-man1etjyseyxj5lozkt.png

Зачем Минфин снижает планку "роскоши"

Разговоры о "редизайне" транспортного налога ведутся уже не первый год. Но особенно актуальными они стали после скачка минимальной зарплаты на 43,8% за два года (с 4 тыс. 173 грн в 2019 году до 6 тыс. грн в 2021 году)

Власти оправдывают свою инициативу тем, что поскольку граничная цена для налогообложения налогом на "роскошь" привязана к минимальной зарплате, ее величина также резко увеличилась (с 1,56 млн грн в позапрошлом году до 2,25 млн грн в текущем). Чего нельзя сказать о ценах на авто - их повышение оказалось более сдержанным (около 10-15%), что якобы позволило состоятельным украинцам легально обходить налог

Так, из-за уменьшения количества моделей, которые облагались налогом, упали и поступления в бюджет. За данными Государственной налоговой службы, в 2018 году объем средств, перечисленных для уплаты транспортного налога, составлял 315 млн грн, а по итогам 2020 года - 202 млн грн.

Минфин хочет снизить пороговое значение цены авто, которое будет считаться "роскошью", увеличивая количество налогооблагаемых моделей. Налогоплательщиков станет больше, а вместе с ними увеличатся и поступления в бюджет.

То, что выгодно Минфину, бьет по карману украинца. Эксперты называют этот шаг очередной попыткой наполнить казну деньгами из карманов граждан.

"Сегодня в бюджете нет средств, и основная идея, которую преследует Минфин, генерируя подобные непопулярные мысли, - консолидация денег в государственном бюджете", - говорит в комментарии 112ua.tv экономист Олег Пендзин.

Где и сколько берут денег с владельцев авто

Эксперты отрасли подчеркивают, что подобные изменения в налогообложении стимулируют автолюбителей к "пригону" заграничных б/у машин и усугубляют проблемы развития украинского авторынка. 

"Цены на большинство обычных кроссоверов уже перешагнули отметку в 1 млн грн. То есть этот налог будет применяться к машинам "среднего" класса, что абсолютно не будет стимулировать украинцев к покупке новых авто", - объясняет в комментарии 112ua.tv гендиректор информационно-аналитической группы Auto-Consulting Олег Омельницкий.

Украинский рынок автомобилей не может удовлетворить многих потребителей. Ценовая формула, по которой формируется окончательная стоимость авто, большинству украинцев кажется неоправданно завышенной: покупая новую машину, владелец платит немало налогов и сборов, уже заложенных в ее стоимость. По словам эксперта, со снижением граничной цены налогообложения, еще больше украинцев будут "переключаться" на покупку заграничных б/у авто, что грозит сокращением объема рынка и снижением поступлений в госказну с таможни.

"Появится смысл покупки так званого "битка" (автомобиль после ДТП) из США. Я понимаю, почему это делается: нужно собирать больше денег. Но для развития украинского авторынка - это ложный путь", - добавляет Омельницкий.

Подобие украинского налога на "роскошь" существует всего в нескольких странах мира. К примеру, в Мексике транспортный налог рассчитывается на основе коэффициента амортизации исходя из года выпуска автомобиля и его изначальной стоимости - чем дороже авто, тем выше налог.

К примеру, налог в 3% начисляется на автомобиль оценочной стоимостью 36 тыс. 500 долл. - около 1 млн грн (налог в 5 раз превышает минимальную зарплату в стране).

В европейских странах от такого налога все чаще отказываются или "перепрофилируют" его на благо экологии. Так, к примеру, в Германии транспортный налог побольше ложится на владельцев, чьи авто загрязняют окружающую среду и угрожают здоровью граждан, а налог поменьше - на современные экологические автомобили, что стимулирует укрепление экологических стандартов.

К слову, во многих европейских странах налога на "роскошь" как такового вообще не существует. Вместо этого налогом облагаются абсолютно все зарегистрированные в стране авто.

Так, в Германии сумма транспортного налога увеличивается в зависимости не только от объема двигателя и топлива, но и от веса. Электрокары облагаются сбором только в зависимости от массы, и пик выплат приходится на машину весом 3,5 т - около 105 евро в год, что составляет 1/14 часть минимальной зарплаты в стране (1470 евро). А вот владельцу одной из наиболее "грязных" для среды машин - BMW X5 с трехлитровым двигателем и эмиссией СО² 190 г/км - придется отдавать по 250 евро ежегодно. 

Во Франции, к примеру, обычный транспортный налог уже входит в стоимость топлива. А вот вместо налога на "роскошь" там существует единоразовый налог на выбросы нового авто. Так, владельцу полноразмерного кроссовера вроде того же BMW X5 придется отдать 20 тыс. евро, что превышает значение минимальной зарплаты в стране (1555 евро) в 13 раз.

Примечательно также, что помимо "кнута" для "грязных" авто, во Франции есть и поощрения для любителей электрокаров и водородных авто. В 2020 году при покупке машины по цене менее 45 тыс. евро покупатель получал скидку в размере 6 тыс. евро; стоимостью от 45 до 60 тыс. евро — 3 тыс. евро.

К слову, украинская интерпретация транспортного налога превышает минимальную зарплату в 4 раза.

"Брать налоги из тех денег, из которых они уже оплачены, - нонсенс", - говорит в комментарии 112ua.tv гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.

Где здесь социальная справедливость?

По словам эксперта, такие действия власти сподвигнут "средний" класс авто "к эмиграции" из страны. Более того, администрирование нового налога может быть гораздо затратнее, чем поступления от него. 

"Мы платим НДС или пошлины на таможне - обойти такой налог невозможно. Но кто будет контролировать уплату нового налога на "роскошь"? Будет создаваться новое управление, которое будет рассылать людям определенные уведомления о его уплате? Кому и куда они будут направляться?", - удивляется эксперт.

Сегодня, по официальным данным, каждый третий украинец не живет по месту прописки, по неофициальным - более 50%. А наказание за неуплату транспортного налога составляет 340 грн (в случае повторной неуплаты - 1 020 грн). Увеличивая количество налогоплательщиков путем снижения планки "роскоши", в Министерстве рискуют стимулировать украинцев к неуплате налога

Тем более что могут попасть под него не только новые автовладельцы, но и те, кто, покупая машину не совсем как "элитную", не подозревал, что за нее придется ежегодно выплачивать налог стоимостью почти тысячу долларов.

"43 тыс. долл. - это стоимость "хрущевки" в Киеве. Так если отныне эта сумма считается роскошью, то завтра у нас и за эти "хрущевки" будут брать налоги?" - вопрошает Назаренко.

С этим соглашается и экономист Олег Пендзин. По словам эксперта, подобными действиями власть оказывает себе медвежью услугу и противоречит тезисам о повышении дохода граждан.

"Роскошь - это уникальная вещь, уникальные выгоды, которые могут позволить себе только богачи. Чисто с экономической точки зрения, если в правительстве говорят о том, что доходы населения растут, то "порог роскоши" также должен расти. У нас же его, наоборот, уменьшают, "удешевляют" роскошь", - говорит эксперт.

Налог на "роскошь" большинством украинцев рассматривался не как экономический вопрос, а скорее, как вопрос социальной справедливости. Порог "роскоши", в свою очередь, четко отмечал, что имущества и блага, "лежащие" за ним, недоступны для большинства украинцев.

"Выходит, что позволить себе купить авто стоимостью выше 43 тыс. долл. - роскошь. О каком тогда увеличении уровня доходов украинцев говорят в правительстве? Минфин попросту ищет любые возможности для того, чтобы обложить людей дополнительным налогом", - резюмирует экономист.

Ирина Шостак

💬 Последние комментарии