АвтоИсточник2 окт.

«Запорожец», или С днем рождения, «Горбатый»!

В последнее время суровые военные новости, обреченность украинской действительности не дают повода для позитивного настроения. Но они есть, кроются в том числе и в исторической памяти Украины, которую сегодня пытаются вытравить пристецькованные СМИ и припорошенная система образования.

Кем и чем сегодня обязывают гордиться граждан Украины, повально записавших в ряды украинства? Бандитами УПА, всевозможными предателями, «киборгами» и Саакашвили. На прошлое методично наматывают вето, вытирая славное прошлое и славные достижения. Например, достижения украинской промышленности, которой сегодня можно заказывать поминки.

Согласно ряду документов, 1 октября 1960 года с конвейера сошёл первый «Запорожец» модели ЗАЗ-965, которая производилась целых десять лет. Автомобиль получил в народе рекордное количество прозвищ – от «жужика» и «горбатого» до «запора» и «еврейского броневика». Тем не менее он стал одним из самых любимых и, главное, доступных автомобилей поствоенной эпохи.

Первый опытный образец Страна, ожившая после страшной катастрофы, жила мирной и уже даже сытой жизнью. Но массового производства автомобиля для народа еще не было. В дело вмешалось ЦК КПСС. И процесс пошел. Совмин СССР 28 ноября 1958 года издал постановление «Об организации производства микролитражних автомобилей». Первоначально автомобиль планировали выпускать в Москве, где уже начинались разработки и выпуск опытных образцов малолитражек «Белки» НАМИ-МО50, Москвича-444 и ГАЗ-18.

«Белка». НАМИ-МО50

Москвич-444

Вариант ГАЗ-18 Потом пересмотрели не только концепцию модели, но и место производства. За основу будущего «горбатого» взяли итальянский ФИАТ-600 конструктора Данте Джакозы, который был сзади «без горба».

ФИАТ-600 Тогда конструкторы и министр автомобильной промышленности Н. И. Строкин сочли, что компановка, дизайн и «внутренний мир» итальянского прототипа очень удачны. Главным конструктором стал А.Ф. Андронов. Работа закипела. А велась она в УССР на созданном меннонитом Абрахамом Коопом еще в конце XIX века заводе по выпуску сельхозтехники. После победы большевиков завод стал называться «Коммунар». Вот там-то партия и решила строить новый автомобиль. Почему выбор пал именно на Запорожье и частично Мелитополь, определить трудно. Заводские старожили говорят, что об этом Хрущева лично упрашивал тогдашний директор «Коммунара» Т. Е. Габелко. Пока конструкторы дорабатывали модель, на запорожском заводе построили новый инструментальный цех площадью 6000 кв.м, реконструировали и расширили старые цеха, оборудовали цех покраски и обработки, а также сборки и сдачи автомобилей. Описывать технические нюансы создания, ерничать по поводу традиционной советский автомобильной компиляции особого желания нет, тем паче что большая часть созданного автомобиля была отечественного производства и отечественного авторства. Мало кому известно, но в его конструировании принимали участие военные разработчики военной десантируемой амфибии из группы Б. М. Фиттермана, которая и легла в его основу. Видимо, отсюда взялась и легендарная проходимость «запорожца». На запорожском заводе каждый знает о «терке Вассермана» – детали, разработанной заводским инженером Вассерманом, для воздухозаборника, который в Союзе имел также название «жабры». …Летом 1960 года автомобиль съехал с конвейера своим ходом. И направился прямиком в Кремль на смотрины к Н. С. Хрущеву. Водитель-испытатель завода "Коммунар" А. В. Скидаенко провез Хрущева вдоль здания Совета министров СССР, развернулся на Ивановской площади и поехал обратно. Хрущеву понравилась небольшая уютная машинка, которую незамедлительно отправили в тираж. 1 октября 1960 года на запорожском заводе вышел первый тиражный автомобиль. Машины тут же пошли в продажу, а самый нарядный экземпляр отправился на ВДНХ СССР. Тогда же появляется и бренд «Запорожец», на долгие годы представлявший автопром Украины. «Горбатый» стремительно попал на советский рынок и даже стал предметом дефицита. Цена на ЗАЗ-965 в те, дореформенные, годы [денежная реформа была в 1961 году] составляла 18 тысяч рублей, что было доступно советским гражданам. Кстати, его даже экспортировали в Финляндию и Бельгию. Конечно, недоработки конструкции «жужика» автолюбителям сразу бросались в глаза и жали в бока пользователям. Багажник оказался малообъемным, салон тесным. Машина долго разгонялась, двигатель перегревался. Заметим, что ЗАЗ-965 был последним советским автомобилем, у которого дверки открывались назад, а не вперед (против движения).

В отличие от остальных моделей советских легковых автомобилей тех лет «запорожец» имел напольный рычаг переключения передач, а не привычный тогдашним водителям расположенный на рулевой колонке. Наконец, малая масса и простота разборки силового агрегата позволяли отремонтировать автомобиль практически в чистом поле. Кстати, и кузов внешне допотопного «запорожца» был куда крепче многих нынешних супермоделей. Да и выбора особенного у людей не было. А потому «горбатый» мгновенно уходил с витрин. ЗАЗ 965 – это песня, устоявшийся кайф для тех, кто помнит и любит свое прошлое. Что-то в нем было теплое и домашнее. «Горбатого» активно снимал советский кинематограф, даже песни о нем слагали. Запланированный выпуск 150 тысяч автомобилей, к сожалению, СССР не выполнил, к 1973 году было выпущено почти 100 тысяч. Причин называют много, вплоть до неприязни Брежнева к «хрущевскому детищу», хотя объективно наступала пора «жигулей». ЗАЗ-965 медленно выдавили с рынка в тишь гаражных кооперативов и шум автомобильных «толкучек». Сегодня его уже почти невозможно встретить на ходу. Но память о «горбатом» жива. Украинские СМИ объявили, что энтузиасты из запорожской компании Askaniadesign Carstyling Studio разрабатывают самый громкий автомобильный проект Украины – первый отечественный суперкар с рабочим названием ZAZ-965.

По замыслу разработчиков, автомобиль должен стать современной реинкарнацией ЗАЗ-965. Идея, безусловно, хороша и требует поддержки. Только вот старый «запорожец» – это ведь часть истории той страны, которую запретили и выгоняют из памяти нынешние правители. Так что не будем удивляться, что и «горбатый» может попасть под санкции шароварных борцов с прошлым, которые, болтая о патриотизме, предпочитают европейские автомобили.

Дмитрий САМОЙЛЕНКО

💬 Последние комментарии
гость
Ой, да ладно. Тоже мине, нашли проблему кто кому чего написал, куда послал и по какому поводу. Не получается договорится между Рф и Сша напрямую, попробуйте через Вассермана, не? Израиловка с удовольствием выступит посредником конфликта, за малый гешефт разумеется. Вон, в "северо-атлантическом" вооружённом альянсе 18-19го века с участием царской России воевали против не желающих входить в сферу интересов ранне-капиталистического "Нато" Франции. Затем в 19-20ом веке курочили Германию (кузенов между прочим!), и тоже на пользу атлантич. альянса. Теперь, в 20-21ом веке Франция и Германия сами состоят в Нато, и они приводят уже Россию к одному знаменателю северо-атлантического альянса. Завтра поменяются те-же самые "северо-атлантические" вводные, и альянс будет приводить к "свободе и демократии" кого-то ещё (возможно даже Британию или ... дайте помечтать - Сша!). А всё потому, что Ищенко путает целеполагание и функцонал "штыков госдепа" и "оружия империализма" (как высшей стадии капитализма). Не будет обособленных Сша или России на карте континентальной политики - всё равно будет сохранятся какой-никакой защищающий интересы "атлантического блока" военно-политический альянс. В общем не путайтесь сами и не путатйте других. Нато - вооружённая сила империализма, созданное на руинах "сумрачного еврорейха" против социализма/интернационализма, а "нейтралитетный договорняк" Рф и Сша - чистый расклад по приведению к подчинению отбившегося от рук Капитала частного элемента этого самого евро-капитализма. Вот и вся коллизия момента. Из этой логики следует куча выводов, которые очевидны всякому, кто хоть раз курил устав альянса и знает историю их (военных коалиций) предысторий. И к сведению Ищенко, самое интересное о текущем моменте (согласованный ответ на "ультиматум Рф" от госдепа и альянса) записано в 8ой статье того самого главного договора Нато 1949го г. "... каждая Договаривающаяся сторона заявляет, что ни одно из ее действующих международных обязательств в отношении какой-либо другой Договаривающейся стороны, или какого-либо третьего государства, не противоречит положениям настоящего Договора, и обязуется не брать на себя каких-либо международных обязательств, противоречащих настоящему Договору.". - конец цитаты. В переводе на российский пропагандистский язык это значит, что расчитывать на не согласованную политику отдельных госдепа и альянса Запада - не просто глупо, а совсем не в ту кассу. Сша сами себя замуровали в Нато, чтобы ни один левый договорняк (на который рассчитывал в текущем моменте Миф Рф) не прошёл мимом их "европейских партнёров". Так что тут ещё неизвестно, кто у кого фундамент - Сша у Нато, или Нато у Сша. Марксистам-интернационалистам оно и так понятно, а вот остальным видимо туго доходит, шо таке нато с кто с кем его едят. Меньше слушайте русско-еврейское пропагандистское радио по вечерам, не зря евреев до революции не то что в боярскую думу не пускали на пушечный выстрел, но гнали из большой политики берёзовыми вениками. Поторговаться Сша не дадут в альянсе, а сам альянс собой не торгуется. Селяви капитализма. пс. в общем, эта мулька будет вечной. До полного полит.просвещения народных масс.
Байден умер, грабь награбленное !
на Байдена готовят покушение, мост рухнул... Джош Феттерман и Джош Шапиро арестованы Десять человек получили ранения ... «Президент благодарит первых погибших за него, и за того парня
Против
Ну это в Москве геи а на Украине только лишь пид@расы.
Елена
Условия космоса не комфортны для полупроводников,там жесткое излучение которое портит всё и вся и заявленные гарантии 0,5 % снижения эффективности в годоэ это просто заявления,рекламный трюк как и всё в обществе барыша и чистогана.Роджер мудак
Праздник Бабий Яр скоро
Киев будет разграблен... Всем евреям и сочуствующим в воскресенье к 9.00 с вещами и ценностями явится на сборный пункт в район городского кладбища... Кто откажется подчиниться приказу - будет наказан. ================================================= исполняющий обязанности немецкого правительства в/на Украине - гауптман В.Кличко
Ваше Имя
Зевно - оно зевно и есть. Наверно, правду выдает Google по запросу "наркоман".
ешь кокос.ы, ешь б0наны, чунга-чанга
3еленского вместо известной "белочки" стал посещать "Путин"... Врачи серьёзно озабочены здоровьем актёра Голобородько, играющего роль президента