Авторские статьиSep 14

Дикие проблемы «Укрзализныци»: у Зеленского и властей остался последний шанс спасти госкомпанию

nk_hauz/fmSoHBS7R.jpeg
© Wikipedia/Andrey Kurmelyov / Facebook/Укрзалізниця

В четверг, 16 сентября 2021 года, начнёт решаться судьба «Укрзализныци» — государственной украинской компании, погрязшей в коррупции и прочих проблемах. О последних подробный и на удивление трезвый отчёт презентовала Временная следственная комиссия (ВСК) Верховной Рады, созданная для проверки и оценки состояния госкорпорации.

16 сентября должно состояться первое заседание антикризисного штаба, созданного в компании по итогам указанного выше отчета ВСК решением Совета нацбезопасности и обороны (СНБОУ) и по указке президента страны.

«УЗ» — такой важный монополист

Важность же «Укрзализныця» для страны переоценить сложно: она — практически полный монополист на рынке железнодорожных перевозок страны. Если верить «Википедии», это фактически государство в государстве: 1614 станций, 120 основных вокзалов, 50 локомотивных, 43 вагонных, 13 вагонных пассажирских депо, 26 дирекций железнодорожных перевозок, 41 дистанция энергоснабжения, 66 дистанций сигнализации и связи, 100 дистанций пути, 33 дистанции гражданских сооружений, пару десятков заводов и ремонтных мастерских по профилю и т. д.

«Укрзализныця» занимает 6-е место в Европе и 12-е место в мире по совокупной длине путей. По другим данным, на «УЗ» приходится 82% грузовых и около 50% пассажирских перевозок, осуществляемых всеми видами транспорта. И по объемам грузовых перевозок занимает четвертое место на Евразийском континенте, уступая только железным дорогам Китая, России и Индии, сказано на сайте компании.

Следовательно, если умрет эта компания — остановятся пассажирские и грузоперевозки, а значит, может приказать долго жить и вся экономика страны, точнее — то, что от нее еще осталось. Это, собственно, и констатировала указанная ВСК, а еще раньше — пришедший в ужас от состоянии железных дорог Украины ее президент Владимир Зеленский. Он уже больше года не устает позиционировать себя как великого реформатора и строителя новой инфраструктуры, и когда ему рассказали и показали, что творится на «Укрзализныце», он, говорят, был очень разочарован.

В итоге в январе 2021 года была создана указанная ВСК, которая проверяла все несколько месяцев и отчиталась перед парламентом 9 сентября этого года. И от услышанного у многих, что называется, волосы встали дыбом. И было отчего. Вот только некоторые занятные цифры: с 2011 года по настоящее время в ней сменились 14 глав правления, причем только 5 из них были полноценными, остальные 9 работали в статусе и. о. Только при Зеленском руководство «УЗ» менялось четыре раза, и один из начальников — Иван Юрик — работал и. о. дважды.

В «революцию достоинства» 2014 года «УЗ» вступила с прибылью за 2013 год в 545,3 млн. грн. А потом началось: убыток по итогам 2014 года составил 15 млрд. 443,8 млн. грн., а по итогам 2015-го — 16 млрд. 781,9 млн грн. Потом с прибылью «УЗ» работала в 2017-2019 годах (в 2019 году прибыль составила — 2 млрд. 988,2 млн. грн.), когда немного приостановилась кадровая чехарда. Но вот по итогам 2020 года убыток «УЗ» составил 11 млрд. 899,7 млн. грн.

Сейчас, с 12 августа сего года, и.о. председателя правления «УЗ» работает Александр Камышин — ему, скорее всего, и придется разгребать и огребать, если ничего не получится.

Итоги проверки ВСК

А вот еще некоторые «картинки с выставки» — цитаты из отчета ВСК:

— проверкой установлена потеря трети основных фондов. За исследуемые нами пять лет УЗ выполнила план капиталовложений только на 65%. Не освоено в этом направлении почти 30 млрд гривен. Вследствие этого инфраструктура железной дороги находится в критическом состоянии. Мы констатируем, что руководство «Укрзализныци» не бережет и не развивает доверенное ей государством имущество и основные фонды;

— эффективность использования производственных мощностей «Укрзализныци», оперирующей более 105 тыс. вагонов и имеющей около 30 вагонных депо, почти в три раза ниже по сравнению с частными субъектами хозяйствования;

— вследствие неэффективного управления своими активами и нерационального использования средств, рабочий парк АО «УЗ» составляет около 45% ее общего парка и только 37% всего рабочего парка вагонов, имеющегося на Украине, при этом АО «УЗ» монопольно удерживает 80% ремонтных мощностей, создавая для нескольких тысяч владельцев грузовых вагонов постоянные проблемы с ремонтом;

— ежегодное сокращение грузооборота «УЗ» составляло в среднем около 2,5%, однако в 2020 году этот показатель достиг 4,9%, а за первый квартал 2021 года — 6,8%. Доходность грузоперевозок «УЗ» в 2020 году относительно 2012 года снизилась на 36% и составляет 6,89 долл. за 500 тонно-километров;

— за последние пять лет пригодный к эксплуатации парк пассажирских вагонов «УЗ» сократился на 1 тыс. единиц (на 26%), парк пригородного подвижного состава — почти на 700 вагонов (на 22%). В 2016-2019 годах объем перевозок пассажиров в пригородном сообщении системно сокращался в среднем на 6% в год.

И дальше — все в таком же духе. «Укрзализныця» последние 5 лет функционировала не благодаря помощи государства, а вопреки всем помехам, ей созданным. В том числе, и государственными чинушами. Что и подтверждают два основных вывода ВСК.

Во-первых, «состояние, в котором очутилась «Укрзализныця», уже не позволяет ей выполнять в полной мере задачи по перевозке грузов и пассажиров. И, во-вторых, «ВСК вынуждена констатировать, что нынешний состав правления — это не команда профессионалов-единомышленников, которая целенаправленно работает на пользу АО «УЗ» и национальной экономике, а разрозненный набор дилетантов в железнодорожной сфере, которые являются выдвиженцами определенных «влиятельных сил» и за очень большое вознаграждение отстаивают их интересы, разрушая стратегическую для государства отрасль. Они не только не хотят и не могут реформировать отрасль, они даже неспособны управлять ею».

В полной мере это касается и пяти членов наблюдательного совета (турка-финансиста Шевки Аджунера, австрийца-банкира Андреаса Матье, литовца-управленца Адомаса Аудицкаса и двух украинцев — бизнесмена Олега Журавлева и журналиста Сергея Лещенко), который должен был бы предотвращать сползание «Укрзализныци» в пропасть банкротства, но ничего для этого не делал, а наоборот — или лично обогащался (ВСК это констатировала), или способствовал упадку компании (это должны установить правоохранители, к которым обратилась ВСК). Их работу ВСК признала неэффективной, непрофессиональной и деструктивной.

Глобальные выводы

Причина происшедшего — не бином Ньютона. Все случилось с «УЗ» главным образом потому, что она, похоже, должна была стать первым, что называется, «пилотным проектом» по доведению стратегической компании Украины до банкротства и распродажи ее по дешевке и по частям в нужные руки. И в Украине — определенным олигархическим группировкам, и иностранным собственникам, имеющим в стране свои шкурные интересы.

Банкротство железных дорог, сокращение и перебои в грузоперевозках создавали бы серьезные помехи в работе всех отраслей и отдельных предприятий в Украине. И тоже затрудняло бы их работу и приближало к банкротству, и, следовательно, к распродаже за бесценок. В «нужные руки», разумеется. Это главная цель неоколонизации Украины после госпереворота 2014 года — под видом реформ и демократизации.

ВСК признала работу «УЗ», а также ее правления и набсовета неудовлетворительной, а также призвала уволить всех начальников и обязать Кабмин Дениса Шмыгаля провести серьезную работу по исправлению сложившейся ситуации. Если ее, конечно, еще можно исправить. В любом случае, ВСК признала: все 5 лет правительства не уделяли внимания «Укрзализныце» и фактически потворствовали развалу отрасли. Это серьезный вывод и фактически приговор всем постмайданным кабинетам что Петра Порошенко, что Владимира Зеленского.

Сейчас ВСК собирается, с одной стороны, установить поименно всех виноватых.

«Первая наша задача — контролировать все, чтобы все было выполнено и все люди, которые названы как виновные, были наказаны — мы отправим отчеты правоохранительные органы и будем следить, как потом они проводят расследования по этим людям», — сказала журналистам глава ВСК Юлия Гришина.

А с другой стороны, вплотную заняться анализом работы заводов и предприятий, которые подчинены «УЗ», но не работали на нее.

«У нас еще осталась инфраструктура, нас интересует, почему не работают заводы, которые принадлежат «УЗ», почему они не загружены заказами, почему они работают в убыток», — анонсировала Гришина.

И сообщила, что к концу года ее комиссия подготовит еще более подробный и зубодробительный отчет об «убийцах» «УЗ».

Что же будет с «УЗ» и Украиной

В свою очередь указанное заседание антикризисного штаба на «УЗ» во главе с новым министром инфраструктуры Александром Кубраковым 16 сентября начнет отвечать на два главных вопроса. Первый: что же это было и кто виноват в том, что «УЗ» дошла до такого плачевного состояния. Второй: что же будет с «УЗ» в ближайшие месяцы и что означает такой потрясающий по своей правдивости отчет ВСК, в которой большинство — члены пропрезидентской партии «Слуга народа» во главе с председателем Гришиной.

Либо это начало реального спасения и возрождения железных дорог для нужд украинской экономики, либо же просто подковерная борьба между различными группировками из олигархов, чиновников-коррупционеров и их иностранных спонсоров-заказчиков за то, кто быстрее или медленнее, дороже или дешевле продаст и купит такой важный украинский актив.

В принципе, одинаково возможно, что сам Зеленский захочет либо возродить «Укрзализныцю» ради Украины, либо просто отодвинуть от ее распродажи «чужих» и самому заработать очки в глазах его нынешних самых разных кураторов — от внутренних олигархов до внешних, назовем их для удобства, «инвесторов». Но по-любому диагноз поставлен правильный.

Владимир Скачко

💬 Последние комментарии
Не Елена
Они уже в одной стране (даже и не в одной) не признали итоги выборов, и шо? Сильно им это помогло? Ещё выборы и не начались, а уже тявкают...
гость
таки и шо - хлопци с рустрата хотят доказать, что глобализм существует? - ну да, тришечки е. Как и тучка, вон она на небе висит, а помацать никак. Кто будет первым счупать "империализм как высшую стадию капитализма"? - понятно кто, прогрессивный империалстический класс буржуинов-глобалистов. Флаг им в руки, барабан на шею, перо в задницу - попутного ветра. Много они нащупают без рабочего класса, ага. Если вопрос стоит насколько он (глобализм) глубинный? так тут ещё проще - совсем не глубинный, не донный и не ильный. Бывает и поглубже тенденции современного капитализма, те же допустим разборки жмеринки с брайтон-бич и хайфой, и биробиджаном заодно. Вот там глубинность - всем глубинам глубина, ротшильды и рокфеллеры нервно курят в сторонке. А шо глобализм? - есть помаленьку, кредиты открыто раздаёт, на счётчики ставит, майданы крутит, офшоры тасует между своими, президентов морально унижает и всякое такое. И не только глобализм, но и пан-глобализм, и даже транснац-глобализм и грин-глобализм вместе с виртуал-глобализмом. И этот, как его - финкорп-глобализм, как же без него. Но причём здесь Каутский? Это не его идейка супер-пупер-ультра империализма, этим ещё Наполеончик, Петя Романофф, Юличка Цезарь или Сашко Македонский страдали, и ещё куча кесарей-императоров с претензиями попроще. Единственно, что они (имперцы) не могли, так это построить у себя "империализм как высшую стадию" феодализма или рабовладения или родо-племя боярско-княжения якось. Не хватало им понимаешь "производительных сил и производственных отношений". Вот мешали, к примеру - тому же дурковатому царю Петру бояре строить "империализм по петровски" - дык понятно что надо делать, хватать за пейсы и бороды топором рубить. Отличный рецепт "построения империализма в отдельно взятой Московии", есть бороды у бояр - нет империализма, нет бород - есть империлизм, с точки зрения царя всё логично. Даже современная британская королева не замахивается на такую фигню построение "полного глобализма" (чтобы там рустраты про бритосов не думали), а она как никто другой - шарит в стадиях империализма 20го и чуть-чуть 21го века. Как никак топ-фигура - главная скрепка империализма и глобализма. Ха, даже папа Римский недавно (после майдана) буллу опубликовал, где чётко расписал тему глобального всепрощения "будьте милосердны и всем воздасться по их заслугам.", что в переводе на русский означает - "шо за фигня вокруг происходит? где моя любимая священно-римская империя?". Но опять же - причём здесь Каутский? Вы таки ещё себе в свидетели Леву Троцкого позовите, и этот балабол придумает сразу восемь новых стадий империализма - по числу главных мировых экономических метрополий. Кто вообще такой Каутский? Это "мощный старик" конца 19го - нач.20го века, который всем пытался доказать, что он Дартаньян среди всех марксистов. Он ошибся, хлопци с неумытой, зацензуренной, необразованной в массах, крестьянско-общинной, свирепой, реакционной. жандармской итд императорской России тоже умели в немецкую философию. Чтобы там не рассказывала совр.бурж.пропаганда - главный прикол Каутского в его полемике с марксистами своего времени (включая как Ленина так и не только) закл. не в том, что из "каутского марксизма" вытекает в будущем некая "мировая монопольная власть" (после очередной по счёту "высшей фазы" или "кризиса" капиталимзма - т.н. "империализма" по Ленину). Весь прикол Каутского у том, что в его описании капитализма всё вариативно и неопределенно - нет чётких фил.критериев, как у Маркса или того же Ленина. Каутский был щирый мозгляк-теоретик, и он тупо гнал отсебятину из "не дописанной" (с т.з всякого немецкого филосуха) теории Маркса. Начал расписывать всем "правильный" - типа "идеальный демократический соц.капитализм" не просто по Марксу, а по "Каутскому-Марксу". Вот такой он был скромный и начитанный. Причём начал гнать пургу под маской единственного гуру-учителя т.н. "ортодоксального марксизма". Каутскому так понравилось нравоучать всех вокруг "тру-марксизму", что он сам не заметил, как погнал его приспосабливать под изменчивую послевоенную и революционную ситуацию очередного кризиса капитализма. А когда ему после кончины германской империи от партии "независимых эсдеков Германии" ((парт.линия "пацифистов") дали пост и полномочия в правительстве - "... яволь герр учёный, воплощай свою теорию тру-марксизма на дипломатическом и совещательно-ттеоретическом поприще, Маркс типа немец и ты вроде не последний человек в теме европейской социал-демократии - покажи расхераченной империализмом Германии настоящий реальный мир германского имперско-социального возрождения..." - авторитет Каутского стух окончательно. Каутский ничего не смог ни сделать, ни показать, ни сформулировать, ни спроектировать, ни тем более доказать немцам, куды бечь и чего лопатить. И Каутский развернул очередную балабольню с критических позиций "неправильных революционеров" опять таки с его позиций "тру-революционера". В общем, скурвился "ортодокс.наци.марксист" Каутский - ни массы повести за собой не смог, ни проект замутить, политическая пустышка. Только своих левых немцев (Люксембург-Либкнехт итд) в Германии и большевиков в России критиковал со всех сторон, у которых, в отличии от немецких демо-соци-марксистов - реально была полит.программа. И броневичок. Каутский не просто напророчил "мировой глобализм" - это ещё Маркс раскидывал по понятиям "как оно там бывает в расширенном буржуазном демократизме-капитализме". Каутский тупо сдал позиции германского рабочего класса, от имени которых он представлял Германию во 2ом комм.интернационале в руки дойче-олигархам - перевёл классовую борьбу в соглашательскую позицию "и нашим и вашим". За что его собственно Ленин и расписал под хохлому. А затем вся ота компания каутиан-берштениан и прочих фракционеров "бернского-интернационала" - загнали Германию в руки немецким нацикам, выполнив свою парт.функцию - продаться подороже купиться подешевле. И не только Германию, а всю Европу подложили под фашиков. Сотня лет с тех пор прошла, а "теория Каутского" о супер-пупер фазе тру-империализма напополам с тру-социализмом - так и не наступила. В отличии от пяти конкретных признаков монопольного капитализма по Ленину. пс. прим. 5 признаков империализма: - концентрация кап.монополий в ходе их конкуренции; - сращивание банк. и пром.капитала в фин.капитал; - соучастие фин.олигархии в наднациональном сговоре; - вывоз капитала в офшоры фин.олигархии; - конкуренция/провокация/кризис/война/договорняк и снова по кругу "союзов капиталистов" за рынки и транзиты.
Библиофил
Пусть у Нелоха книжечку из Амэрыки возьмёт почитать, ей - самое оно.
Wetal
Чуваки я понял откуда взялись укропитеки.!!!!
Дауж
По моим подсчетам, кстати, тоже девять из десяти... А если добавить устоявшуюся практику негативного отбора, то можно сделать вывод, что в правительстве одни идиоты.
е
что нечего возразить продажное брехло?
е
тех подпольщиков сдали такие как ты, что за печеньки готовы продать страну и развалить все, что создано не тобой...
Авторские статьи