Авторские статьиSep 14

Дикие проблемы «Укрзализныци»: у Зеленского и властей остался последний шанс спасти госкомпанию

nk_hauz/fmSoHBS7R.jpeg
© Wikipedia/Andrey Kurmelyov / Facebook/Укрзалізниця

В четверг, 16 сентября 2021 года, начнёт решаться судьба «Укрзализныци» — государственной украинской компании, погрязшей в коррупции и прочих проблемах. О последних подробный и на удивление трезвый отчёт презентовала Временная следственная комиссия (ВСК) Верховной Рады, созданная для проверки и оценки состояния госкорпорации.

16 сентября должно состояться первое заседание антикризисного штаба, созданного в компании по итогам указанного выше отчета ВСК решением Совета нацбезопасности и обороны (СНБОУ) и по указке президента страны.

«УЗ» — такой важный монополист

Важность же «Укрзализныця» для страны переоценить сложно: она — практически полный монополист на рынке железнодорожных перевозок страны. Если верить «Википедии», это фактически государство в государстве: 1614 станций, 120 основных вокзалов, 50 локомотивных, 43 вагонных, 13 вагонных пассажирских депо, 26 дирекций железнодорожных перевозок, 41 дистанция энергоснабжения, 66 дистанций сигнализации и связи, 100 дистанций пути, 33 дистанции гражданских сооружений, пару десятков заводов и ремонтных мастерских по профилю и т. д.

«Укрзализныця» занимает 6-е место в Европе и 12-е место в мире по совокупной длине путей. По другим данным, на «УЗ» приходится 82% грузовых и около 50% пассажирских перевозок, осуществляемых всеми видами транспорта. И по объемам грузовых перевозок занимает четвертое место на Евразийском континенте, уступая только железным дорогам Китая, России и Индии, сказано на сайте компании.

Следовательно, если умрет эта компания — остановятся пассажирские и грузоперевозки, а значит, может приказать долго жить и вся экономика страны, точнее — то, что от нее еще осталось. Это, собственно, и констатировала указанная ВСК, а еще раньше — пришедший в ужас от состоянии железных дорог Украины ее президент Владимир Зеленский. Он уже больше года не устает позиционировать себя как великого реформатора и строителя новой инфраструктуры, и когда ему рассказали и показали, что творится на «Укрзализныце», он, говорят, был очень разочарован.

В итоге в январе 2021 года была создана указанная ВСК, которая проверяла все несколько месяцев и отчиталась перед парламентом 9 сентября этого года. И от услышанного у многих, что называется, волосы встали дыбом. И было отчего. Вот только некоторые занятные цифры: с 2011 года по настоящее время в ней сменились 14 глав правления, причем только 5 из них были полноценными, остальные 9 работали в статусе и. о. Только при Зеленском руководство «УЗ» менялось четыре раза, и один из начальников — Иван Юрик — работал и. о. дважды.

В «революцию достоинства» 2014 года «УЗ» вступила с прибылью за 2013 год в 545,3 млн. грн. А потом началось: убыток по итогам 2014 года составил 15 млрд. 443,8 млн. грн., а по итогам 2015-го — 16 млрд. 781,9 млн грн. Потом с прибылью «УЗ» работала в 2017-2019 годах (в 2019 году прибыль составила — 2 млрд. 988,2 млн. грн.), когда немного приостановилась кадровая чехарда. Но вот по итогам 2020 года убыток «УЗ» составил 11 млрд. 899,7 млн. грн.

Сейчас, с 12 августа сего года, и.о. председателя правления «УЗ» работает Александр Камышин — ему, скорее всего, и придется разгребать и огребать, если ничего не получится.

Итоги проверки ВСК

А вот еще некоторые «картинки с выставки» — цитаты из отчета ВСК:

— проверкой установлена потеря трети основных фондов. За исследуемые нами пять лет УЗ выполнила план капиталовложений только на 65%. Не освоено в этом направлении почти 30 млрд гривен. Вследствие этого инфраструктура железной дороги находится в критическом состоянии. Мы констатируем, что руководство «Укрзализныци» не бережет и не развивает доверенное ей государством имущество и основные фонды;

— эффективность использования производственных мощностей «Укрзализныци», оперирующей более 105 тыс. вагонов и имеющей около 30 вагонных депо, почти в три раза ниже по сравнению с частными субъектами хозяйствования;

— вследствие неэффективного управления своими активами и нерационального использования средств, рабочий парк АО «УЗ» составляет около 45% ее общего парка и только 37% всего рабочего парка вагонов, имеющегося на Украине, при этом АО «УЗ» монопольно удерживает 80% ремонтных мощностей, создавая для нескольких тысяч владельцев грузовых вагонов постоянные проблемы с ремонтом;

— ежегодное сокращение грузооборота «УЗ» составляло в среднем около 2,5%, однако в 2020 году этот показатель достиг 4,9%, а за первый квартал 2021 года — 6,8%. Доходность грузоперевозок «УЗ» в 2020 году относительно 2012 года снизилась на 36% и составляет 6,89 долл. за 500 тонно-километров;

— за последние пять лет пригодный к эксплуатации парк пассажирских вагонов «УЗ» сократился на 1 тыс. единиц (на 26%), парк пригородного подвижного состава — почти на 700 вагонов (на 22%). В 2016-2019 годах объем перевозок пассажиров в пригородном сообщении системно сокращался в среднем на 6% в год.

И дальше — все в таком же духе. «Укрзализныця» последние 5 лет функционировала не благодаря помощи государства, а вопреки всем помехам, ей созданным. В том числе, и государственными чинушами. Что и подтверждают два основных вывода ВСК.

Во-первых, «состояние, в котором очутилась «Укрзализныця», уже не позволяет ей выполнять в полной мере задачи по перевозке грузов и пассажиров. И, во-вторых, «ВСК вынуждена констатировать, что нынешний состав правления — это не команда профессионалов-единомышленников, которая целенаправленно работает на пользу АО «УЗ» и национальной экономике, а разрозненный набор дилетантов в железнодорожной сфере, которые являются выдвиженцами определенных «влиятельных сил» и за очень большое вознаграждение отстаивают их интересы, разрушая стратегическую для государства отрасль. Они не только не хотят и не могут реформировать отрасль, они даже неспособны управлять ею».

В полной мере это касается и пяти членов наблюдательного совета (турка-финансиста Шевки Аджунера, австрийца-банкира Андреаса Матье, литовца-управленца Адомаса Аудицкаса и двух украинцев — бизнесмена Олега Журавлева и журналиста Сергея Лещенко), который должен был бы предотвращать сползание «Укрзализныци» в пропасть банкротства, но ничего для этого не делал, а наоборот — или лично обогащался (ВСК это констатировала), или способствовал упадку компании (это должны установить правоохранители, к которым обратилась ВСК). Их работу ВСК признала неэффективной, непрофессиональной и деструктивной.

Глобальные выводы

Причина происшедшего — не бином Ньютона. Все случилось с «УЗ» главным образом потому, что она, похоже, должна была стать первым, что называется, «пилотным проектом» по доведению стратегической компании Украины до банкротства и распродажи ее по дешевке и по частям в нужные руки. И в Украине — определенным олигархическим группировкам, и иностранным собственникам, имеющим в стране свои шкурные интересы.

Банкротство железных дорог, сокращение и перебои в грузоперевозках создавали бы серьезные помехи в работе всех отраслей и отдельных предприятий в Украине. И тоже затрудняло бы их работу и приближало к банкротству, и, следовательно, к распродаже за бесценок. В «нужные руки», разумеется. Это главная цель неоколонизации Украины после госпереворота 2014 года — под видом реформ и демократизации.

ВСК признала работу «УЗ», а также ее правления и набсовета неудовлетворительной, а также призвала уволить всех начальников и обязать Кабмин Дениса Шмыгаля провести серьезную работу по исправлению сложившейся ситуации. Если ее, конечно, еще можно исправить. В любом случае, ВСК признала: все 5 лет правительства не уделяли внимания «Укрзализныце» и фактически потворствовали развалу отрасли. Это серьезный вывод и фактически приговор всем постмайданным кабинетам что Петра Порошенко, что Владимира Зеленского.

Сейчас ВСК собирается, с одной стороны, установить поименно всех виноватых.

«Первая наша задача — контролировать все, чтобы все было выполнено и все люди, которые названы как виновные, были наказаны — мы отправим отчеты правоохранительные органы и будем следить, как потом они проводят расследования по этим людям», — сказала журналистам глава ВСК Юлия Гришина.

А с другой стороны, вплотную заняться анализом работы заводов и предприятий, которые подчинены «УЗ», но не работали на нее.

«У нас еще осталась инфраструктура, нас интересует, почему не работают заводы, которые принадлежат «УЗ», почему они не загружены заказами, почему они работают в убыток», — анонсировала Гришина.

И сообщила, что к концу года ее комиссия подготовит еще более подробный и зубодробительный отчет об «убийцах» «УЗ».

Что же будет с «УЗ» и Украиной

В свою очередь указанное заседание антикризисного штаба на «УЗ» во главе с новым министром инфраструктуры Александром Кубраковым 16 сентября начнет отвечать на два главных вопроса. Первый: что же это было и кто виноват в том, что «УЗ» дошла до такого плачевного состояния. Второй: что же будет с «УЗ» в ближайшие месяцы и что означает такой потрясающий по своей правдивости отчет ВСК, в которой большинство — члены пропрезидентской партии «Слуга народа» во главе с председателем Гришиной.

Либо это начало реального спасения и возрождения железных дорог для нужд украинской экономики, либо же просто подковерная борьба между различными группировками из олигархов, чиновников-коррупционеров и их иностранных спонсоров-заказчиков за то, кто быстрее или медленнее, дороже или дешевле продаст и купит такой важный украинский актив.

В принципе, одинаково возможно, что сам Зеленский захочет либо возродить «Укрзализныцю» ради Украины, либо просто отодвинуть от ее распродажи «чужих» и самому заработать очки в глазах его нынешних самых разных кураторов — от внутренних олигархов до внешних, назовем их для удобства, «инвесторов». Но по-любому диагноз поставлен правильный.

Владимир Скачко

💬 Последние комментарии
Отож
Всех афганцев - в Конче Заспу и поближе к Зеленскому.
гость
Уф, ну наконец-то. Хлопци с альтернативки уже не путают разницу между либертариями и либералами. Но продолжают приписывать либертариям свои державные "либеральные" мантры. Либералов ещё можно критиковать с позиций государства - они часть его политического поля. Либертарианцев бесполезно - это и есть их главная официальная цель, разрушение любого "государства насилия". Именно поэтому "либертаризм" (ещё раз, не путать с либерализмом) - попал в Украине на благодатную почву. Флаг черно-красный, социальная база - антигосударственный протестный электорат, партийность - социал-утописты и анархисты, идеология - анархо-коллективизм-синдикализм, экономика - свободный рынок труда и так далее. Либертариями (досл."свободный-пролетарий") во Франции назывались те же анархисты, которым гос.цензура запрещала полит.агитацию, это их второе имя. Анархия => либертаризм, либертарианец => свободный от государства коллективный анархист. французкая вики, цЫтата - "... Термин «либертарный» был введен Жозефом Дежаком, активистом-писателем и анархо-коммунистом, как противоположность «либеральному».[5] Этот неологизм построен на модели, распространенной социалистами-утопистами, использовавшими термин «пролетарский» (эгалитарный, братский), появившийся в письме отправленном Пьеру-Жозефу Прудону, «О бытие человеческом: мужском и женском» опубликованном в Новом Орлеане в мае 1857. Жозеф Дежак осуждает мизогинию Прудона и обвиняет его в том, что он «анархист-центрист, либерал и не либертарий». Несмотря на свой консерватизм, касательно учений о нравах, Дежак восхваляет равенством полов и сексуальной свободой в обществе, свободном от эксплуатации и власти. Жозеф Дежак употребляет этот термин как заглавие к газете, которую он издавал в Нью-Йорке с июня 1858 до февраля 1861, «Либертарий, Газета об общественном движении». Заглавие появлялось в других последующих публикациях. Только в конце 20-го века анти-авторитарные социалисты приняли этот термин, для описания теорий и практик анархизма.[6] Этот термин неоднократно встречается в «Судебной системе…» Прудона. Это делает его почти синонимом индивидуализма. " - конец цитаты. Чтобы проп.-альтернативщикам узнать кто такой "либертарий", надо как минимум вкурить тему анархизма того же ПЖ Прудона. Или даже лучше его критику тем же Дежаком (знаменитое письмо Прудону от Дежака "О человеке мужском и женском", всем аналитунам-пропагандунам обязательно к прочтению) - оно не секретное, в любой библиотеке научсоца можно приобщиться. Но это видимо слишком сложные воззрения для алтьтернативщиков. Критиковать либертарианца-анархиста с позиции державника-государственника - это лить бальзам на его израненную гос.насилием и фед.жлобством душу. Найдите хоть одного хохла, которые скажет что государство это круто и вообще мастхэв - и можете рассказывать за либертаризм сколько угодно. Но результат будет прямо противоположный. Всякая критика анархистов державниками только укрепляет идеологию анархо-либертарианства, только синдикалисты или коммунисты могут дать первым какую-то идеологическую противоречию. Да и то, постольку-поскольку они их близкие родственники.
анархистист
Это ренегаты
анархист
сЦуки , мародёры конченые
анархист
Пора, пора собираться нормальным силам да начинать гнид на место ставить, Воля или Смерть
анархист
Давай Бацька, зарвавшихся шакалят пора на место ставить
Гость
петро - пидар старый не сри и не гадь.