Авторские статьиSep 25

О ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ. ТОЧНЕЕ, ЕЕ ОТСУТСТВИИ

nk_hauz/BiTyxTN7g.jpeg

Среди предпринимаемых властью мер видны точечные инициативы, а не целостная промышленная политика. Промышленная политика в Украине все последние годы отсутствовала как понятие. После ликвидации в 2014 году Министерства промышленной политики, промполитика «утонула» в недрах Минэкономики. За последние два года ситуация немного сдвинулась с мертвой точки и появились первые признаки фиксации усилий государства и на поддержке промышленности. ОТСУТСТВИЕ ПРИСУТСТВИЯ Реализация промышленной политики в стране изначально требует наличия формализованных документов и ответственных органов. Принятая в 2018 году Стратегия развития промышленного комплекса Украина на период до 2025 года уже нуждается в доработке. Министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности уже разработало законопроект «О государственной промышленной политике». Но документ застрял где-то в высоких кабинетах. У Кабинета Министров сейчас также нет каких-то подробных планов действий по развитию промышленности. В марте правительство утвердило Национальную экономическую стратегию до 2030 года. По логике, правительство уже должно ей следовать, но, к сожалению, я этого не вижу. Наоборот, создается впечатление, что ее приняли для «галочки», потому что все видят возможные последствия для экономики, например, законопроекта №5600. Во время создания Минстратегпрома предполагалось, что это министерство займет ключевую роль в формировании промышленной политики в стране. Действительно, туда пришли люди, которые знают, что такое промышленность. Однако явных результатов пока нет. Как я понимаю, не только лишь от Минстратегпрома зависит развитие промышленности, а также от Кабмина и парламента, который должен принимать нужные законы. С точки зрения тех мер и шагов, которые предпринимаются властью, я, к сожалению, не вижу целостной промышленной политики. Есть разные инициативы, причем в своем большинстве они исходят не от правительства, а от парламента, вернее, от отдельных депутатов экономического комитета. Очень хорошо, что эти инициативы есть. Плохо то, что они – точечные, а не в рамках реализации комплексной промышленной политики, которую должно разработать и внедрять правительство. ТОЧЕЧНЫЕ МЕРЫ Среди отдельных мер, которые являются элементами господдержки развития промышленности, можно отметить такие. ЛОКАЛИЗАЦИЯ Если брать последние 1,5 года, то можно отметить принятие в первом чтении законопроекта о локализации (№3739). Он уже больше года, с июля 2020 года, находится в режиме подготовки ко второму чтению. По нему есть проблемы с нашими международными партнерами, которые, имея те же нормы в законодательстве своих стран, не хотят видеть требования к локализации в нашем законодательстве. Представители ЕС и США заинтересованы в продвижении своей продукции на экспортные рынки. Они отстаивают эту политику всеми доступными способами, в том числе в Украине. Плохо, когда Украина при здоровых экономических инициативах сразу же дает «заднюю» (как и случилось в случае с законопроектом о локализации), как только прозвучал окрик от брюссельских или вашингтонских бюрократов. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ Из последних событий важным, я считаю принятие в целом одного из законов (№4416-1) в рамках перезапуска индустриальных парков. Базовый закон об индустриальных парках у нас есть давно, но они до последнего времени почти не развивались без достаточных стимулов для инвесторов. В принятом законе предусмотрено бюджетное финансирование подведения инфраструктуры и инженерных сетей к индустриальным паркам, компенсация стоимости подключения к сетям внутри парка, а также возможность компенсации процентных ставок по кредитам на покупку нового оборудования. С точки зрения промышленной политики закон позитивный, он направлен прежде всего на переработку. Также там есть предохранители на случай различных злоупотреблений, которые были при работе свободных экономических зон до 2005 года. Кроме того, Кабмину поручено выделять в госбюджете 2 млрд грн ежегодно в течение 5 лет на развитие индустриальных парков. Сейчас у нас как раз в разгаре активная фаза бюджетного процесса. Будет интересно посмотреть, увидим ли в проекте госбюджета на 2022 год средства на развитие индустриальных парков. Скорее всего, они появятся в версии госбюджета ко второму чтению. ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОГРАММЫ Достойным примером прямой поддержки промышленности можно считать выделение в госбюджете текущего года 3,4 млрд грн на закупку пассажирских вагонов. Промышленная политика в том и заключается, что правительство дает целевые стимулы, выделяет господдержку конкретным отраслям, реализует принятые госпрограммы. Впервые такая большая сумма была выделена из госбюджета на развитие железнодорожной инфраструктуры. Хорошо, что закупка прошла не через открытый тендер, а по переговорной процедуре. Я немного переживал, что в противном случае контракт выиграет какой-то иностранный поставщик. Таких программ должно быть в разы больше. Ведь они создают новые рабочие места также и в смежных отраслях. Важно, что в госбюджете на 2022 год продолжена эта практика. На развитие железнодорожной инфраструктуры запланировано выделение 10 млрд грн, из них: 3,9 млрд грн – гарантированные и 6,1 млрд грн – за счет поступлений от еще не принятого законопроекта №5600. ЭКСПОРТНО-КРЕДИТНОЕ АГЕНТСТВО Важным для развития промышленного экспорта является создание Экспортно-кредитного агентства (ЭКА), которое недавно докапитализовали сразу на 1,8 млрд грн – до 2 млрд грн. Это, возможно, позволит активизировать работу ЭКА, потому что через 3,5 года с момента его создания агентством предоставлены страховки и гарантии всего 6 проектам на общую сумму $690 тыс. Это катастрофически мало по сравнению с $50 млрд украинского экспорта. То есть агентство, по факту, еще никак не влияет на поддержку нашего экспорта. Также нужно помнить, за счет чего на 1,8 млрд грн вырос уставной капитал ЭКА. На эту сумму были выпущены ОВГЗ, ежегодные проценты по которым составляют 170 млн грн. Эту сумму агентство будет ежегодно направлять не на поддержку экспорта, а отдавать обратно в бюджет в виде процентов. Экономической целесообразности в таком механизме увеличении уставного капитала – нет. В конце концов, ЭКА – не банк. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - ПРИОРИТЕТ Отдельные точечные меры никогда ни по объему, ни по эффективности не заменят системную поддержку промышленности. Все меры, направленные на поддержку промышленности, должны быть в рамках целостной промполитики, которая включала бы и экспортное продвижение продукции с высокой добавленной стоимостью. К сожалению, наша экономика уже утвердилась в своей аграрно-сырьевой структуре и производстве продукции с низкой добавленной стоимостью, а также с аналогичным по структуре экспортом. Даже наш ИТ-сектор, который, вроде бы, считается отраслью с высокой добавленной стоимостью, на самом деле экспортирует «сырье» – программный код. Готовый ИТ-продукт, если он появляется, капитализируется в Америке, ЕС, Израиле, но явно не здесь, в Украине. И сейчас, если посмотреть на динамику промышленного производства, мы видим, что она замедляется. В январе-июле по сравнению с аналогичным периодом 2020 года индекс промышленной продукции составил всего 1,8%, в июле 2021-го по сравнению с июлем 2020 года – всего 0,2%. По итогам семи месяцев наша промышленность находится на уровне даже чуть ниже 2017 года. То есть мы потеряли четыре года. Уже прекратилось действие факторов восстановления после коронакризиса 2020 года, а других драйверов роста я не вижу. И это все несмотря на сверхблагоприятную до последнего момента внешнеэкономическую конъюнктуру. Нам нужно развитие промышленности не ради нее самой, а потому что именно там создаются высокооплачиваемые рабочие места, высокотехнологический экспорт, формируются доходы госбюджета. Например, при нынешнем уровне развития АПК мы можем увеличить экспорт, скажем, в два раза. И всё, больше мы не сможем в силу естественных причин и ограничений. А развитие промышленности может увеличить экспорт в 5-10 раз. А вокруг ядра в виде промышленности может развиваться сектор услуг: инжиниринг, ИТ и др. Сейчас украинской власти важно не слушать мнения разных «партнеров», которые заинтересованы в сохранении Украины как рынка сбыта для своей продукции, а планомерно создавать условия для развития собственной промышленности. Не менее важно содействие госбюджета программам поддержки промышленности. Речь о своевременном и достаточном финансировании приоритетных программ. У нас в стране с этим проблемы, поскольку прямые стимулы, предоставление налоговых льгот и др. предполагают бюджетные расходы или уменьшение доходов бюджета. Против этого всегда выступает Минфин, который связан меморандумом с МВФ. Поэтому средства на развитие промышленности в бюджете приходится изыскивать с боем. Однако пока никаких реальных действий по реализации целостной промполитики не происходит, ее нет даже в бумажном формате. Промышленная политика у нас свелась к тому, что президент сказал, а премьер-министр дал поручение в каждой области построить по одному заводу. Почему не по 3 или 5? Это ярчайший пример нехватки системного видения, понимания развития промышленности и отсутствия стратегии как таковой. Некоторые руководители нашей страны прямо говорят, что у них «нет времени» на стратегию. Видимо, они заняты более важными делами, хотя сейчас важнее экономического развития не может быть ничего.

Виктор Скаршевский

💬 Последние комментарии
Елена
Тупишь как всегда,понимай написанное ,если не можешь, ничего не поделаешь, судьба.,я всегда говорила о причинах всего этого,от чего всё пошло,а Роджер вон как жопу то рвёт за кровавый х барыней,Галину Брежневу осуждает,а та проста нищета и ангел по сравнению с современными хозяевами жизни ,условно называю их роджерами,и ещё,я ни к кому из вас претензий не имею, только к Роджеру.А Америка с нами!Слава Америке! Роджеры страну проепали, поэтому мы идём в Европу.
Олексій
Окупація Криму РФ - це факт. Керченська протока і Азовське море - внутрішні води двох країн ( це ж Росія так настоювала). Тому ні про яке порушення кордону українськими кораблями мови бути не може. Російські шовіністи напали на українські кораблі для того щоб продемонструвати, що вони плюють на всі міжнародні закони і на договори, які самі і підписували. Показали, що договори, підписані РФ не вартують бумаги, на якій вони надруковані.
Антиелена
Не, майданушка! Ты к Сталину не примазывайся. У тебя другие херои, которые сограждан на Донбассе убивают, у которых центр жизненных интересов на Западе. Давай, бери кружевные труселя и к ним.
Гость
Он едет туда за деньгами, которую он скинул офшор туда.
Алексей
ВЛАДИМИР ЧУПРОВ, российское отделение Greenpeace - клинический идиот. Любое судно может раздавить льдами, и даже ледокол (тот же ледокол "Челюскин").
Елена
Булкохруст Весёлый Роджер скажет что всё это брехня и полный пистёж,а на самом деле кровавый терран Сталин был в бункере в Куйбышеве на глубине сто пятьдесят метров и отдавал приказы расстреливать сидящих в ГУЛАГе роджеров,он каждый день такие приказы отдавал по словам Роджера,ему Солженицын сам ему сказал, Роджер вон от прилёта снарядов до сих пор усирается,чуть подонка не убили(Роджера),а ему ещё столько денег потратить на себя любимого надо, Сталин в столице придал уверенность Советскому народу(Луночка---именно Советскому)и Красной Армии у том что враг будет разбит и Победа будет за нами.
Одессит
Да хоть бы Сталин и покинул Москву, всё равно бы победили, потому что мы единый народ славяно-русский и Божий возлюбленный, мы русские православные, последний народ, кто несёт Христа Бога на этой земле. Москва третий Рим и четвёртому не бывать.
Авторские статьи