Авторские статьиSep 19

Послание троих об экологии: что или кого спасаем?

nk_hauz/hduvmgH7R.jpeg

Папа, патриарх Варфоломей и глава англикан Джастин Уэлби в качестве лидеров христианства обратились к человечеству. К чему они призывают, чем эти призывы интересны нам?

Три религиозных деятеля, позиционирующих себя лидерами католической, православной и англиканской Церквей, опубликовали документ, в котором обратились ко всему миру с призывом спасать природу. Какие выводы можно сделать из самого факта появления данного послания, а также его содержания?

Послание появилось в преддверии Конференции ООН по изменению климата, которая должна состояться в ноябре 2021 г. в Глазго, Шотландия. Конференция обещает быть представительной – как ожидается, в ней примут участие делегации 196 стран, а также представители бизнеса и эксперты по климату. Таких масштабных климатических саммитов не проводилось с 2015 г. На саммите в Глазго планируется принять весьма концептуальные решения, которые будут влиять не только на экономику стран мира, но также и на их социальную сферу, внутреннюю и внешнюю политику. Борис Джонсон, премьер-министр Великобритании, принимающей саммит, заявил: «На саммите COP26 в Глазго в ноябре этого года нам нужно, чтобы все остальные страны последовали примеру Великобритании и взяли на себя обязательство по достижению чистых нулевых выбросов углерода к середине века».

В переводе на понятный язык это означает, что страны, которые не смогут этого обеспечить (а таковых будет абсолютное большинство), подвергнутся различным санкциям и в конечном счете утратят свой суверенитет, а точнее его остатки. Уже в самом ближайшем будущем товары, в производстве которых будет иметь место так называемый «углеродный след», будут облагаться повышенными пошлинами. Такая политика будет еще больше убивать экономику тех стран, которые не будут в состоянии вкладывать огромные средства в так называемую «зеленую экономику». И это не говоря уже о том, что только сильные мира сего будут определять, у кого экономика «зеленая», а у кого – «грязная». Не вдаваясь глубоко в тему, насколько антропогенный фактор влияет на изменение климата, скажем лишь, что методы, которыми предлагается сохранять экологию (при безусловной необходимости беречь природу) однозначно ведут к усилению глобализации и сосредоточению всей власти в мире в руках небольшой группы лиц. А любой, кто знаком с книгой Апокалипсис, прекрасно понимает, к чему ведут данные процессы. Предотвратить их вряд ли возможно, но каждый политический или религиозный лидер может решать: будет ли он в них участвовать или нет. Лидеры Фанара, Ватикана и англиканства решили поучаствовать.

Методы, которыми предлагается сохранять экологию, однозначно ведут к усилению глобализации и сосредоточению всей власти в мире в руках небольшой группы лиц. А любой, кто знаком с книгой Апокалипсис, прекрасно понимает, к чему ведут данные процессы.

Папа – глава католиков, Уэлби – англикан, а чей глава патриарх Варфоломей?

Глядя на состав авторов послания, логично задаться вопросом: а в каком статусе каждый из участников подписывал это послание? Папа Франциск является главой Католической церкви во всем мире, архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби – лидер Церкви англиканской, а вот каков статус патриарха Варфоломея? Формально он является предстоятелем одной из 14 общепризнанных Поместных Православных Церквей. Но сам позиционирует себя как лидер всего Православного Мира и, похоже, что участие в подписании послания наравне с лицами, которые действительно являются лидерами своих конфессий – еще один способ утвердить свой имидж «православного папы» в лице международной общественности.

Следует отметить, что позиционирование Константинопольского патриархата как структуры, представляющей все Православие, активно поддерживаются американским политическим истеблишментом. Так на инаугурации американского президента Д. Байдена 21.01.21 г. пресс-служба Белого дома заявила, что глава Американской архиепископии Фанара архиепископ Элпидофор (Ламбриниадис) «будет представлять православное христианство и возносить молитву от имени верующих Соединенных Штатов».

Чего нет в послании

Прежде чем анализировать само послание и говорить о том, что в нем есть, необходимо обратить внимание на то, чего в нем нет. А нет в нем самого главного – Евангельского понимания мира, греха и того, на что должны быть направлены усилия каждого человека и Церкви в целом. Христос Господь дал универсальную заповедь для решения всех проблем на все времена: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Если человек, общество и человечество в целом начинает искать Царства Божия, все остальные проблемы: финансовые, социальные, экономические и любые другие решаются естественным образом, как бы сами собой. Если же мы начинаем сначала пытаться решить эти земные житейские проблемы, а Царство Божие оставляем за скобками, то мы и Царство теряем, и проблемы наши не решаются. Подтверждением сему служит вся история человечества.

И, казалось бы, лидеры религиозных организаций, называющих себя христианскими, должны бы в своем послании как раз и призвать людей вернуться к Богу, свидетельствовать о Христе и о том, что только Христос есть спаситель мира, что только Он может спасти человека и через это – все мироздание. Но ничего этого в послании нет. Ничего не говорится, что глубинной причиной всех катаклизмов является греховность человека и только борьба со грехом есть единственный эффективный способ спасения как человека, так и природы. Ничего не говорится о Христе, который пришел на землю и отдал свою жизнь за спасение людей. Да, можно сказать что политические лидеры, которые будут заседать на конференции в Глазго могут быть представителями иных религий, а то и неверующими, можно сказать, что тема Христа и Его спасительной миссии на земле сейчас не в моде. Но не должны ли христианские лидеры именно об этом и говорить сейчас? Не исполняются ли в данном случае слова Евангелия: «…кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38)?

Что есть в послании

Послание состоит из преамбулы и трех небольших разделов. В преамбуле три религиозных лидера упомянули о коронавирусе как факторе, который заставляет человечество задумываться о собственной уязвимости и том, что оно может предпринять для своей защиты. В одной из книг Ветхого Завета, а именно в книге пророка Ионы, повествуется о том, что предприняли жители Ниневии, чтобы предотвратить гибель своего города: «Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: "чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем"» (Ион. 3:6-9).

А вот что предлагают главы Фанара, Ватикана и англиканства: «Именно поэтому как лидеры наших Церквей мы призываем каждого, независимо от его мировосприятия и вероисповедания, прислушиваться к голосу плача Земли и бедных людей, проанализировать свое поведение и принять обязательства трудиться на благо Земли, которую Бог дал нам».

Далее идет первый раздел, который называется: «Важность устойчивого развития» и в котором религиозные лидеры описывают парадигму нынешнего хозяйствования человека на земле как воровство ресурсов у будущих поколений. Это действительно является грустным фактом и с этим действительно надо что-то делать. Но почему-то в основание своих рассуждений они приводят три Евангельские истории: о неразумном богаче (Лк. 12:13-21), о блудном сыне (Лк. 15:11-32) и о доме, построенном на камне (Мф. 7, 24-27) и утверждают, что «эти истории приглашают нас принять более широкий кругозор и распознать наше место в более широкой истории человечества».

В святоотеческой традиции Евангельские истории, приведенные в послании, никогда не понимались в контексте хозяйствования человека на земле.

Однако в святоотеческой традиции эти Евангельские истории никогда не понимались в контексте хозяйствования человека на земле. Притча о богаче, который собрал такой большой урожай, что он не вмещался в его закрома, в послании понимается как критика перепроизводства, когда товаров производится больше, чем нужно для потребления. В Евангелии же говорится о немилосердии богача и его уповании на собранное богатство. «Слепотствующий богач не подумал о Боге, о вечности, о нищей братии своей; он подумал только о себе, подумал гибельно для себя, потому что забыл о назначении души и предначертал ей, в мечте своей, всеконечное порабощение телу» (свт. Игнатий Брянчанинов).

Смысл притчи о блудном сыне, согласно посланию, понимается как сожаление по поводу растраченного отцовского имения. В самом Евангелии акцент на этом моменте ставил старший сын, который вовсе не обрадовался возвращению брата. Отец же, под которым подразумевается Бог, все свое внимание уделяет вернувшемуся сыну. Для него важен сын, а вовсе не имущество, которое он растратил. Притча о блудном сыне – это притча о покаянии, не зря она читается в одну из подготовительных недель к Великому Посту. Но трое религиозных лидеров понимают ее иначе. «Мы также знаем о блудном сыне, который берет свое наследие от отца, растрачивает его и в конце концов голодает», – говорится в послании.

И наконец слова Христа из Нагорной проповеди о том, что нужно строить дом на камне, понимаются вот так: «Нас предупреждают о принятии краткосрочных решений и, казалось бы, недорогих вариантов строительства на песке, вместо того, чтобы строить на скале для нашего общего дома, который выдержит штормы». Нет, не о «принятии краткосрочных решений» предупреждает нас Спаситель, а что для спасения души недостаточно только слушать слова Христа, надо еще исполнять их: «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне…» (Мф. 7:24). «Что же есть дом нерукотворный? – Он есть души верующие и любящие Господа. Ибо он возводится мудрым Строителем Иисусом Христом, (основан) на камне, на Самом Господе, на животворящем Слове Его, на Божией Силе, на Святом Духе» (прп. Макарий Великий).

Второй раздел послания называется: «Влияние на людей, живущих в бедности» и сводится к тому, что негативные климатические изменения больнее всего ударяют по беднейшим странам. «Но мы также встречаемся с глубокой несправедливостью: люди, на долю которых выпали наиболее катастрофические последствия этих злоупотреблений, являются самыми бедными на этой планете и несут наименьшую ответственность за их причинение», – говорится в послании. Здесь также говорится, что наше поколение фактически живет в долг у поколений следующих. Это действительно так, но вот какой рецепт от этого предлагают три религиозных лидера? Может, это покаяние и обращение к Богу? Может, это отказ от продвижения ЛГБТ, свободы абортов и эвтаназии и возвращение к традиционной морали? Может, это борьба со страстями согласно святоотеческому учению? Ничего подобного! Предлагается установить некий баланс между краткосрочной и долгосрочной выгодой: «Мы слышим от молодых людей, которые понимают, что их будущее находится под угрозой. Ради них мы должны сделать выбор, мы должны выбрать, что кушать, путешествовать, тратить, инвестировать и жить нужно по-другому, думая не только о немедленном интересе и выгоде, но также и о будущей пользе».

Если два первых раздела можно было назвать мотивировочной частью, то третий последний раздел – это резолютивная часть или призыв к действию. Он называется: «Призыв к сотрудничеству». В качестве квинтэссенции этого раздела можно привести следующие слова: «Каждый из нас в отдельности должен взять ответственность за то, как мы используем наши ресурсы. Этот путь требует еще более тесного сотрудничества между всеми Церквами в их преданности заботе о творении. Вместе как сообщества, Церкви, города и нации мы должны изменить маршрут и открыть новые пути для совместной работы, чтобы разрушить традиционные барьеры между народами, чтобы остановить конкуренцию за ресурсы и начать сотрудничество».

Особенно примечательным является то, что ответственность за использование ресурсов рассматривается в качестве задачи Церкви. Ну а поскольку других задач в послании не обозначено, то может сложиться впечатление, будто забота о ресурсах и понимается как Ее основная цель. Но между этим пониманием и словами Христа о задаче Церкви – просто огромная пропасть: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19,20).

В завершении своего воззвания трое религиозных лидеров отмечают, что это их совместное послание является примером объединения усилий конфессий, которые они представляют. Иными словами, еще один пример экуменизма в действии. «Это первый раз, когда мы втроем чувствуем себя вынужденными вместе решать насущную проблему экологической устойчивости, ее влиянием хронической бедности и важность глобального сотрудничества. Итого, от имени наших сообществ, мы обращаемся к сердцу и уму каждого христианина, каждого верующего и каждого человека доброй воли», – говорится в тексте.

Итоги

Подводя итоги анализа данного послания, можно констатировать следующее:

  • во-первых, идея о спасении человека подменяется идеей спасения окружающей среды, борьбы с климатическими изменениями и заботе о земной жизни будущих поколений;
  • во-вторых, приведенные в послании цитаты из Священного Писания понимаются совершенно в ином смысле, чем их понимали святые отцы и Церковь в целом;
  • в-третьих, само послание позиционируется как еще один шаг на пути экуменизма;
  • в-четвертых, оказавшись в компании двух глав религиозных конфессий, патриарх Варфоломей и себя позиционирует как такого главу.

Текст послания свидетельствует о том, что его авторы далеко ушли от Евангельского понимания миссии Церкви на земле. И если папа Франциск и архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби являются представителями религиозных организаций, отколовшихся от Церкви Христовой, и их позиция не вызывает особого удивления, то патриарх Варфоломей все-таки продолжает называть себя православным. И его участие в данном послании, может, уже и не удивительно, но все же весьма печально.

Кирилл Александров

Авторские статьи