Авторские статьиSep 5

Шифр на Донской иконе Богоматери стал загадкой века для ученых

nk_hauz/xRWngjVng.webp
© Public domain

Российские ученые приблизились к разгадке главной тайны Донской иконы Богоматери — шифра из 24 греческих букв. Однако окончательно вопрос не решен: неизвестно, кто и когда написал знаменитый образ. О версиях исследователей — в материале РИА Новости.

До или после

У ученых есть несколько гипотез по поводу авторства иконы. Самая популярная появилась благодаря записи в хронике Донского монастыря. Судя по документу, донские казаки подарили образ накануне Куликовской битвы князю Дмитрию Ивановичу.

"Народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, <...> уведав о пришествии благоверного великого князя Дмитрия Ивановича в междуречье Дона и Непрядвы, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя Богоматери образ в дар благоверному великому князю Дмитрию Ивановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение нечестивых агарян, вручеща", —гласит летопись.

Запись датируется 1692-м. А вот когда появилось предание, сложно сказать. Скорее всего, не раньше XVII столетия. Все дело в терминах: во времена Дмитрия Донского слово "казак" означало совершенно другое.

"В XIV-XV веках никакого Войска Донского не существовало, а казаками называли нерегулярные татарские отряды, поступающие на службу к великому князю", — поясняет историк Левон Нерсесян.

Еще одна версия о происхождении образа родилась из сказаний о Куликовской битве, составленных примерно в середине XV века. По ним, икону написали в Коломне, где объединенное русское войско собиралось перед решающим сражением. Икону подарили в напутствие князю после молебна в главном храме города.

Однако недавние исследования искусствоведов опровергли гипотезу. Летом 1380-го, за пару месяцев до битвы, Успенский собор в Коломне рухнул — московский правитель не мог там молиться. Восстановили храм лишь в 1392-м. Возможно, тогда и написали Донской образ.

nk_hauz/WeJZRCV7R.webp
© РИА Новости / Павел Балабанов Репродукция картины художника Александра Бубнова "Утро на Куликовом поле" из собрания Государственной Третьяковской галереи

По мнению Нерсесяна, заказчик лика — княжна Евдокия. Возможно, реликвия появилась уже после смерти ее мужа Дмитрия Донского в 1389-м.

Творение мастера

Если утверждение, что икону повелела написать княгиня Евдокия, верно, то автором образа мог быть величайший мастер того времени — Феофан Грек.

Он приехал на Русь приблизительно в 1370-м из крымской Кафы и сперва работал в Новгороде, где до сих пор можно увидеть его фрески в Преображенской церкви. Но в одной из летописей упоминается, что он расписывал и Успенский собор в Коломне.

В пользу авторства Грека говорит иконография образа. Он, отмечают искусствоведы, относится к распространенному в Византии типу "Елеуса" ("Умиление"), который Феофан сделал популярным на Руси.

nk_hauz/XyAWRC4nR.webp
CC BY-SA 4.0 / Людмила Ф-С / Фреска Феофана Грека "Христос Пантократор" в церкви Спаса Преображения на Ильине улице

Однако далеко не все исследователи согласны с этим. Во-первых, после Новгорода о жизни зарубежного мастера почти ничего не известно. Во-вторых, многие работы, которые приписывают Греку, на самом деле ему не принадлежат.

"Единственное сохранившееся подлинное произведение Феофана — роспись церкви Спаса Преображения в Новгороде, — уточняет Нерсесян. — Все остальное — домыслы с большей или меньшей вероятностью".

Тайн все больше

Но гораздо больше ученых ставит в тупик оборотная сторона святыни. На ней — другая икона Успения Богородицы. И по технике написания она сильно отличается от чудотворного образа.

Исследователи спорят: оба лика создавал один мастер или разные? Запутывает их и стиль икон — причудливый для Средневековья русско-византийский.

"В XIV-XV веках существовало множество мастерских, которые принадлежали признанным иконописцам того времени. Вполне возможно, что неизвестный автор Донского шедевра мог работать в одной из них — под началом того же Феофана Грека или Андрея Рублева", — объясняет Жанна Белик, начальник отдела экспертизы и искусствоведческих заключений Музея имени Андрея Рублева.

nk_hauz/82JWRjV7R.webp
© Public domain Оборотная сторона Донской иконы Божией Матери

Непонятна и надпись на лике: на мофории (длинном женском покрывале) Богоматери едва проступают 24 греческие буквы. Причем расположены они не хаотично — это, по мнению ученых, некий шифр.

Историк Левон Нерсесян после нескольких лет исследования пришел к выводу, что надпись, скорее всего, — из библейской книги Псалтырь: отрывок, связанный с предсказаниями о Деве Марии.

"Либо же это текст какой-то молитвы", — предполагает эксперт.

Однако, по его словам, версию не подтвердили окончательно. Научное сообщество все еще бьется и над загадочным шифром, и над тайной происхождения Донской иконы.

Никита Бизин

💬 Последние комментарии
Гость
И если поживём... и как-то так.
наблюдатель
И выбран новый человек: "одним из 450 депутатов Государственной Думы нового созыва станет Анатолий Вассерман".
Гость
И если поживём... и как-то так.
наблюдатель
Однако представители трудящихся масс плохо повели себя, изолированные в городе, без церкви, которая сдерживала бы их сознание чувством вины, или воспитывала испытывать чувство стыда.
Макс
Однако представители трудящихся масс плохо стали вести себя, изолированные в городе, без церкви, которая сдерживала бы их сознание чувством вины, или воспитывала испытывать чувство стыда.
Гость
Контролеры и совсем не исчезли, у них портативные валидаторы и квитанционная книжка для штрафов. Если не знаете, зачем пишите?
наблюдатель
Однако представители трудящихся масс плохо повили себя, изолированные в городе, без церкви, которая сдерживала бы их сознание чувством вины, или воспитывала испытывать чувство стыда.