Авторские статьиSep 10

Умные не в фаворе: что происходит с высшим образованием в Украине

Молодежь идет в вузы за связями

nk_hauz/HuszUvIng.jpeg

Получить высшее образование является приоритетной целью для вчерашних украинских школьников. Вот только критерии несколько сместились. Если два десятка лет назад абитуриенты шли в вузы за знаниями, то сегодня, судя по опросам, более 60% респондентов рассматривает «выши» скорее как способ обзавестись нужными знакомствами и связями. Так почему знания все меньше котируются среди молодежи и при чем здесь государственная политика? Подробнее — в материале Klymenko Time.

Знания — не сила?

Еще весной этого года Украинский институт будущего привел результаты опроса, в соответствии с которыми, чуть больше половины опрошенных молодых людей — 55%, считают высшее образование залогом успеха. Другие опросы говорят о том, что многие абитуриенты теряют интерес к зарубежным вузам. Если в 2015 г. за рубежом хотели учится 39% респондентов, то в нынешнем году всего — 20%. Возможно, образование за границей стоит дорого, а, может, качество оставляет желать лучшего.

«Ополчилось» на вузы и правительство. В ближайшее время, по рекомендации Всемирного банка, планируется сократить количество украинских вузов. Акцентируем внимание, что украинским образованием обеспокоились не профильные организации, а финансисты. Основной посыл — многие высшие образовательные учреждения не дают необходимых знаний, являясь “фабрикой дипломов”. Отчасти это так. Вот только сокращать планируется в первую очередь государственные вузы, не частные. Хотя, именно частные альма-матер грешат «дипломным конвейером», да и качество знаний во многих пониже. Любопытно, что Кабмин еще в апреле этого года разрешил иностранным вузам открывать в Украине свои филиалы. Получается, отечественное образование «сворачиваем», а иностранному даем «зеленый свет»?

Некоторые эксперты считают, что целью «оптимизации» является попытка «проредить» как раз успешные вузы, и в первую очередь те, которые дают техническое образование, которое, кстати, вполне конкурентоспособно на Западе.

Ликвидация потенциала

Какие процессы повлияли на снижение престижа высшего образования среди молодежи? Поскольку данный вопрос нуждается в разъяснении скорее социально-экономических процессов, мы попросили прокомментировать ситуацию экс-судью, а ныне политика и президента «Всеукраинской Ассоциации судей в отставке» Дениса Невядомского. По его мнению, в Украине сегодня фактически нет смысла в получении высшего образования, которое не является билетом успешности.

— Чтобы высшее образование стало популярным, оно должно быть востребованным, иметь практическое применение. Но государство сегодня этот процесс не стимулирует… Вся нынешняя постсоветская внутренняя политика направлена на сворачивание наукоемких производств, самой науки, и высоких технологий. То технологическое, что было в Украине — это наследие Советского Союза, — рассказал он.

Эксперт уверен, что высокие технологии — это показатель цивилизованного суверенного государства, которое имеет свои цели, предоставляет возможности для граждан и защищает своего производителя на внутренних и внешних рынках. В Украине же идет абсолютно обратный процесс.

— Для создания качественного продукта нужно создавать рабочие места, соответственно и преференции. Но, поскольку у нас олигархическая система, преференции создаются только для определенных групп, которые в основном занимаются сырьем: производством металла и аграрной продукции. Потому сегодня многие молодые люди после получения среднего образования предпочитают найти себе какое-то применение или поехать на Запад, условно, собирать клубнику. Большинство граждан мыслит совершенно понятными категориями: что проще и даст быстрый системный результат, — подчеркнул наш собеседник.

Вместо вуза — курсы

Падение престижа образования сегодня наблюдается во всем мире, не только в Украине. Все больше молодых людей делают выбор в пользу онлайн-курсов. Невероятно выросла популярность таких образовательных платформ, как FutureLearn, Coursera и edX. Только за 2020-й «пандемический» год там зарегистрировались почти 32 миллиона новых пользователей со всего мира. В 2019 г. таких было лишь 14,3 миллиона.

Своими мыслями об университетских и институтских знаниях с Klymenko Time поделился один из учредителей украинской юридической компании.

— Высшее образование у нас не конкурентоспособно. На кого учиться, дабы быть уверенным, что ты будешь работать по специальности? У меня старшая дочь в следующем году заканчивает 9 классов, но я не отправлю ее в вуз, хотя я и жена имеем высшее образование. Я отправлю дочку на рабочую специальность. Когда выучится, будем определятся, нужно ли ей высшее образование в том виде, которое оно есть в нашей стране или нет. Я готов платить деньги за знания, но ходить и покупать оценки — принципиально нет! Ни мне, ни моему ребенку такой расклад не нужен, — рассказал он.

По мнению юриста, Украина сегодня превращается в страну третьего мира: промышленность разрушена, последние ресурсы в виде леса и земли — продаются. Остался единственный интеллектуальный потенциал в виде людей от 30 лет, которые еще по инерции получали постсоветское образование, имея в виду, что образовательная база у нынешней молодежи значительно ниже. Отчасти это правда, учитывая показатели школьников в международных рейтингах оценивания.

Какой выход?

Можно приводить множество примеров в пользу «лоскутного образования» в виде всевозможных курсов, рассказывая о скором и практичном применение приобретенных там знаний и навыков. Еще больше можно рассказать о высшем образовании, которое дает человеку системные знания в выбранном направлении, учит глубоко ориентироваться в выбранной сфере. Но вся эта дискуссия — лишь часть проблемы. Денис Невядомский считает, что в государстве должна быть выстроена система.

— Когда говорят, что можно взять и удачно реформировать отдельную ветвь власти или отдельный общественный институт, или государственную отрасль, я считаю, что это невозможно. Должен быть комплексный подход. Нужно начинать с антропоцентричности и социализации государства. Должен быть новый «социальный договор». Это как в Декларации о независимости США, когда люди собрались и решили объединиться для большей безопасности, свободы, реализации потенциала, счастья здесь и сейчас. При таком подходе народ сможет «переучредить» государство на новом социальном договоре, и только тогда будет развиваться наука, образование, медицина. Это само собой разумеющиеся вещи на правильно построенном фундаменте. А пока, никакие реформы и судорожные движения не принесут результата, потому как система заточена на совершенно противоположное, — резюмировал он.

Итог. В Украине сложилась ситуация, когда власти декларируют о необходимости образования, однако своей политикой исключают возможность его применения. Производство, наука, культура, медицина — все основы государства сегодня разрушаются. Да и само образование переживает жесткую «оптимизацию», начиная от детских садов и школ, и заканчивая высшими учебными заведениями. По сути, знающий человек в Украине, как, впрочем, и во всем мире, не является приоритетом. Ведь образование должно отвечать потребностям общества. А какие потребности культивируются в нынешнем обществе потребления? В итоге, вместо новых подходов в решении новых вызовов, венцом прогресса является реанимация наработок предыдущих поколений, да новые модели смартфонов и автомобилей.

Создается впечатление, что в нынешних условиях происходит размытие производственных сил, дальнейшее их ухудшение, сокращение, соответственно нет места качественному образованию. Взять ту же борьбу с пандемией. Ведь в решении медицинских вопросов участвуют не ученые и медицинские светилы, а политики и фармбизнес. И подобный нездоровый подход сегодня применяется повсеместно, а это неправильно.

Александр Бочкарев

💬 Последние комментарии
наблюдатель
И необходимо достижение реализации конституционных прав личности на свободу выражения и защиту частной жизни, защиту прав журналистов, а также развитие информационного общества и повышение культуры диалога. Речь, прежде всего, идет о финансировании и развитии конструктивного государственного вещания.
гость
И как-то так.
Макс
Кому чего... и такое бывает.
наблюдатель
И необходимо достижение реализации конституционных прав личности на свободу выражения и защиту частной жизни, защиту прав журналистов, а также развитие информационного общества и повышение культуры диалога. Речь, прежде всего, идет о финансировании и развитии конструктивного государственного вещания.
гость
И как-то так.
Гость
И если поживём...
Макс
И здесь "фактом является глубокий внутренний раскол и идеологическая борьба внутри США, Европы и так далее".