Экономикаdomik.ua2 янв.

Бюджет 2016: какие у него приоритеты?

Принятый ранним утром 25 декабря Закон о Госбюджете 2016 еще раз подтвердил, что его единственной целью и единственным приоритетом стало стремление правительства свести финансовые концы с концами за счет населения и бизнеса.

Ради единственной цели, которая незаметно превратилась в самоцель – получения очередного транша МВФ. Все понимают важность для Украины международной поддержки, однако как же быть с восстановлением экономики и выживанием людей в этой сложной ситуации? Вот здесь будут большие проблемы. Бюджет 2016 построен на идее рекордных темпов снижения бюджетного дефицита. который должен быть уменьшен с 7,3% до 3,9% ВВП. Темпы сокращения бюджетного дефицита, предложенные МВФ Украине, выше, чем в реструктуризационном плане для Греции. В других странах (Португалия, Испания, Латвия) фискальная консолидация занимала 3-5 лет. Риски высоких темпов бюджетной консолидации во время кризиса известны- стагнация, медленное возвращение к экономическому росту. Почему же Украина готова идти на рекорды в сокращении бюджетных расходов, рискуя своим экономическим будущим? Бюджет 2016 подрывает внутренний потребительский спрос, который в условиях сложной внешней конъюнктуры и слабых экспортных перспектив, должен был бы стать важным фактором выхода их кризиса. Запланированная индексация социальных стандартов (12%) вряд ли покроет потери от инфляции, которая имеет все шансы быть выше 12%. А накопленный инфляционный груз 2014-15 годов (80% при индексации в 13.2%) покрывать уже никто не собирается. Вместе с ростом налоговой нагрузки (рост НДФЛ, ставок налога на недвижимость, сохранения налогообложения работающих пенсионеров) это продолжит тенденцию падения реальных доходов и покупательской способности населения. По информации НБУ, в ноябре 2015 усилилось падение в оптовой и розничной торговле – 11.6% и 17.1% год к году. Это еще один тревожный сигнал о сокращении внутреннего потребительского" спроса, который вместе с новогодними праздниками "переходит" в новый год. Сокращение социальных расходов идет по всем статьям: сокращаются расходы на медицину и образование (с 146 млрд грн до127 млрд грн). На фоне социальных сокращений и усиления налогового давления на бизнес возникает вопрос: куда идут средства в условиях жесточайшей бюджетной экономики, которая, по мнению правительства, необходима для предотвращения катастрофы? В связи с этим некоторые показатели Бюджета 2016 вызывают удивление. Растут расходы на МВД и прокуратуру. На 21% увеличиваются расходы на содержание МВД (не учитывая 14,7 млрд. грн. для Национальной полиции). На 12,7% выросли затраты на Генеральную прокуратуру , хотя авторы нового закона о прокуратуре, который должен был заработать летом 2015 года, обещали значительные сокращения и количества прокуроров, и объемов прокурорской работы (в связи с отказов от функции общего надзора). Невольно зарождается опасения, что Украина стремится стать полицейским государством. На оборону и безопасность планируется выделить 113,6 млрд. грн., что составляет примерно 5% ВВП (это почти сопоставимо с бюджетами образования (70,7 млрд. грн.) или здравоохранения (56,5 млрд. грн.). Кроме того, 20% рост расходов на оборону и безопасность, идет без повышения прозрачности их использования. Недавно Transparency International (TI) определила Украину как государство с "очень высоким риском коррупции в сфере обороны". Никто не сомневается в необходимости защиты страны. Однако хочется, чтобы средства, которые с таким трудом выделяются на оборону, использовало эффективно и абсолютно прозрачно. Управленческие расходы растут более высокими темпами, чем социальные стандарты. Например, смета ВР вырастет на 34,4%, АПУ – на 21% , Секретариата КМУ – на 20,3%. Расходы на содержание центрального аппарата МЭРТа увеличиваются на 45,6%, несмотря на то , что министр экономики обещал сократить его концу 2015 года на 50%. Финансовая поддержка санаторно-курортных учреждений ДУС тоже увеличена почти на 50%. Нашлось 95 млн. грн. на реставрацию Мариинского дворца . Для сравнения, это на 10 млн/ грн. больше, чем предполагается выделить на все художественные, музыкальные, хореографические школы и внешкольные учреждения (85,3 млн. грн.). Есть над чем поработать в бюджете депутатам в следующем году. Надо еще раз посмотреть, какая экономия может помочь восстановить экономический рост, а какая может быть для него опасна. Надо заложить в бюджет приоритеты развития. И любую экономию должно почувствовать на себе не только население, но и власть.

💬 Последние комментарии
Игбун Хохлов
А почему тогда "славяне" назвались чуркестанским именем. Да сам Орлик писал, что казаки- это хазары. С квазигетьманом же спорить не будешь?
Елена
Всё тотэ ты знаешь.
Елена
Так и есть,а что не так?
Елена
Ему уже много лет,и то на что он сдался,то ли дело Владимир Александрович,ну может и Петро-5 ,они уже знают как надо руководить страной.
гость
"Таки срочно требую отставки президента Рабиновича!". Моня, шо ты такое написал на своём плакате? Тихо Изя, не мешай мине вести предвыборную агитацию.
Елена
Тогда никому не помогайте,ни Белоруссии,ни Дагестану ,,ни Чечне и Татарстану и Башкирии,всем национальным образованиям,что тогда будет?песец тогда РФ придёт,если ты не помогаешь,не поддержуешь и не защищаешь,тогда не претендуй на лидерство,тогда его точно не будет,это азы козлоослик,азы,дурак он и в Бендерах дурак.
Хитро сделанный
Козаки - это славяне. Происходят они с правобережья... Никакого отношения к чурко-русне не имеют.