COVID-19 стал катализатором трансформации рынка розничной торговли
Экономика18 февраля 2021

COVID-19 стал катализатором трансформации рынка розничной торговли

COVID-19 стал катализатором трансформации рынка розничной торговли, которая началась задолго до пандемии. Подготовленные игроки смогли перестроить свои бизнес-процессы таким образом, чтобы соответствовать запросам современного потребителя. Компания по управлению инвестициями в сфере коммерческой недвижимости Colliers определила основные тенденции рынка торговой недвижимости Киева.

Среди глобальных тенденций, ускорились в 2020 и с высокой вероятностью будут формировать конъюнктуру рынка в течение ближайших лет:

Омниканальнисть: по оценкам аналитиков, доля электронной коммерции в структуре глобального ритейла достигнет 22% к 2023 году. ТРЦ перестали быть единственной точкой продаж, ритейлеры инвестировать в развитие онлайн-каналов. Например, Inditex намерена инвестировать $ 3 млрд в развитие своих онлайн-магазинов на фоне убытков, связанных с пандемией.

Оптимизация: Маржинальность ритейлеров «с квадратного метра» с каждым годом постепенно снижается, учитывая конкуренцию со стороны онлайн-ритейла, рост стоимости рабочей силы, и тому подобное. Пандемия изменила стратегии экспансии ритейлеров. Тенденции следующих периодов: сокращение неэффективных локаций и автоматизация бизнес-процессов.

Цифровизация Чтобы остаться конкурентоспособными ритейлерам придется инвестировать в развитие цифровой инфраструктуры, систем управления запасами и тому подобное. Такой подход позволит ритейлерам быстрее реагировать на изменения спроса среди потребителей.

Среди тенденций на рынке торговой недвижимости г.. Киева стоит компания выделяет:

Регионализация супермоллив: подавляющее большинство объектов, которые выходили на рынок последние несколько лет и тех, что заявлены - крупные ТРЦ. Выход каждого такого объекта будет менять расстановку сил в конкретном районе.

Реконцепция: учитывая рост конкуренции со стороны нового предложения, ТРЦ продолжать проведение реконцепции или редевелопмента своих объектов.

Развлечения и услуги, социализация: развитие сегмента развлечений и услуг в ТРЦ с целью длительного удержания посетителя в объекте. Новые ТРЦ проектуються с большими общественными зонами, сегментом развлечений, площадками для ивентов и тому подобное.

В течение 2020 году в столице был введен в эксплуатацию один объект - ТРЦ Retroville (GLA ~ 86 283 м2). Таким образом, общее предложение качественных торговых помещений в Киеве увеличилась на 5,7% по сравнению с концом 2019 и составила ~ 1588000 м2. За последние несколько лет это уже третье открытие крупного объекта торговой недвижимости в Киеве.

«В последние годы рост конкуренции со стороны новых объектов, выходящих на рынок заставляет владельцев ТРЦ, введенных в эксплуатацию более 10 лет назад, пересматривать концепцию, менять тенант-микс или даже сегмент недвижимости. Например, Cosmopolite, Aladdin, Piramida, Dream Town и другие », - заначае Игорь Заболоцкий, ведущий эксперт Colliers Ukraine в сегменте торговой недвижимости.

Сегодня на разных стадиях строительства находятся 13 объектов, открытие которых запланировано на период с 2021 по 2024 годы. Выход ~ 770 000 м2 заявленного предложения, скорее всего, растянется во времени.

Пандемия итоге не спровоцировала ухудшение потребительских настроений в такой степени, как это наблюдалось в предыдущие кризисные периоды.

Для украинского рынка ритейла Индекс потребительских настроений (ИПН) является одним из ключевых индикаторов оценки рынка. После достижения 12-летнего максимума в сентябре 2019 году (97,5 пунктов), с распространением пандемии, по состоянию на декабрь 2020 года, показатель составил 65,7. Следует отметить, что в 2014 году индекс снизился до 40 пунктов. Это был самый низкий уровень со времен финансового кризиса 2008 года (тогда показатель составлял 41 пункт). ТРЦ, расположенных в центральных районах почувствовали больше проседание посещаемости в течение 2020, по сравнению с объектами вблизи «спальных» районов.

Важным потребительским трендом, ускорился в течение 2020 является увеличение доли онлайн-торговли в структуре общего товарооборота. Согласно данным Euromonitor International, доля электронной коммерции в Украине в 2020 году составит 8% годовых розничных продаж (+ 45% г / г). Темпы развития электронной коммерции в Украине являются одними из самых высоких среди стран Центральной и Восточной Европы.

В течение первых трех кварталов 2019 вакатнисть держалась на уровне 4,4%. Однако, в связи с введением в эксплуатацию первой очереди Blockbuster Mall (GLA ~ 110 000 м2), вакантность выросла до 11,9% по состоянию на конец 2019 года.

В конце 2020 показатель составлял около 10%. Вопреки ожиданиям рынка, вакантность значительно возрастет - этого не произошло. Рост индикатора обусловлено как закрытием рядом операторов своих магазинов в результате кризисного периода, так и открытием масштабных проектов. Речь идет о ТРЦ Retroville и Blockbuster Mall, скорость заполнения которых арендаторами была затруднена из-за локдаун и стремительное распространение пандемии. Без учета двух крупных объектов уровень вакантности на рынке столицы стабильный - около 5,0%. По словам Игоря Заболоцкого, можно сделать вывод, что владельцы ТЦ / ТРЦ сделали все возможное, чтобы сохранить арендаторов. Обе стороны научились находить компромиссы, понимая, что именно коммуникация бизнес может стать залогом восстановления рынка, при условии стабилизации уровня покупательной способности.

Написать комментарий