Драма завода «Мотор Сич»
Экономика21 августа 2020

Драма завода «Мотор Сич»

Обречённые

События в Белоруссии с забастовками рабочих на крупнейших предприятиях страны сразу вызывают ассоциации с Украиной, где промышленность свели к нулю и теперь добивают остатки «проклятого советского прошлого» – предприятие «Мотор Сич».

Замглавы комитета Рады по финансам, налоговой и таможенной политике Александр Дубинский заявил, что бывший президент и генеральный конструктор предприятия Вячеслав Богуслаев (ныне почётный президент) после продажи своих акций китайским инвесторам хочет уничтожить завод, с которым связана вся его жизнь. Китайцы говорят, что не понимают, как можно так поступать: мол, украинская сторона выманила миллионы долларов, которые были вложены в завод, а теперь собираются оставить их с носом.

Между тем ничего необычного не происходит – завод «Мотор Сич» был обречён ещё раньше. Никакие китайцы и прочие перспективные международные инвесторы его не спасут, поскольку завод в своё время был нужен только России, но сегодня он потерял для неё интерес, поскольку она вынуждена была произвести замену выпускавшихся в Запорожье двигателей собственными. В советское время завод обеспечивал двигателями самолёты конструкторских бюро Антонова, Яковлева, Ильюшина, Туполева, Бериева (Бе-12 и Бе-200), а также вертолёты семейств Микояна и Камова, включая знаменитый и неприхотливый МИ-8, который до сих пор в модернизированном виде остаётся основной «лошадкой» гражданской и военной авиации РФ.

Вячеслав Богуслаев

После государственного переворота 2014 года в Киеве российский рынок для «Мотор Сич» закрылся, киевский завод Антонова фактически перестал существовать, а переговоры с Boeing и Airbus ни к чему не привели. Тогда-то на горизонте и появилась китайская компания Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co, владельцем которой является миллиардер Ван Цзин. Он выкупил 56% акций «Мотор Сич». Как пояснил Богуслаев, китайцы сразу же инвестировали в завод $100 млн., что позволило сохранить рабочие места и продолжить выпуск двигателей, а в 2020 году обещали добавить ещё $150 млн., но этих денег, судя по ситуации на сегодняшний день, завод уже не дождётся.

Несмотря на то, что «Мотор Сич» является частным, а не государственным предприятием и Украине он без надобности, в начале 2017 года на него ополчились СБУ, прокуратура и Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). Открыли уголовное производство по статьям УК «подготовка к преступлению» и «диверсия», после чего в 2018 году акции иностранных (китайских) владельцев компании арестовали в судебном порядке, а АМКУ заблокировал сделку.

Понимая, что плетью обуха не перешибить, китайцы в 2020 году были вынуждены продать 25% своих акций украинскому олигарху Александру Ярославскому, президенту группы DCH (Development Construction Holding), после чего в АМКУ была подана новая заявка на оформление сделки, но заявку отклонили, а украинская прокуратура дополнительно наложила арест на акции. Совет директоров компании Skyrizon в августе 2020 года выступил с заявлением, в котором указал, что без китайских инвестиций завод оказался бы на мели, речь идет о коммерческом проекте и о сохранении «Мотор Сич» на украинской земле и вызывает недоумение блокирование предприятия уже при новой украинской власти.

Ярославский в свою очередь заявил о «силовом давлении» на сотрудников АМКУ, гарантировал развитие производственной базы предприятия, насчитывающего 25 тыс. сотрудников, сохранение прав интеллектуальной собственности и попросил Зеленского вмешаться в ситуацию. Наезд на «Мотор Сич» Ярославский назвал государственным рейдерством и пригрозил «подачей китайской стороной многомиллионных исков в международные суды и существенным охлаждением двусторонних отношений с Китаем как главным торговым партнёром Украины».

Газотурбинный двигатель Д-27 пятого поколения

Сомнительно, что Зеленский услышит все эти аргументы. В августе 2019 года The Wall Street Journal сообщала, что помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон (ныне бывший) стремится не допустить приобретение китайцами компании «Мотор Сич» и не позволить им модернизировать парк воздушной техники большой грузоподъёмности на основе технологий этого завода. В ноябре того же года WSJ сообщила, что по поручению администрации президента США переговоры о покупке «Мотор Сич» вёл основатель американской ЧВК Blackwater (ныне Academi) Эрик Принс, который уже побывал на предприятии. По данным газеты, в конце сентября 2019 г. «Мотор Сич» посещали временный поверенный в делах США на Украине Уильям Тэйлор и старший советник Министерства обороны США по Украине Дональд Уинтер.

Понятно, что Принса запорожское предприятие не интересует, «Мотор Сич» ожидает такая же участь, что и запорожский ЗАЗ, который превратился в монументальный памятник разрушенной автомобильной промышленности Украины.

Киевский апелляционный суд уже приступил к рассмотрению иска DCH и Skyrizon, которые настаивают на снятии ареста с акций. Позиция прокуратуры слабая – в украинском законодательстве нет ограничений на продажу долей в акционерных обществах, покупатели не находятся под санкциями, «Мотор Сич» не принадлежит государству и отсутствует в перечне стратегических объектов госсобственности.

Разойтись с китайцами по мирному – национализировать «Мотор Сич» и выплатить отступные в сумме от 500 млн. до двух миллиардов долларов невозможно, таких денег в украинском бюджете нет. Однако и отказать Соединённым Штатам нельзя – обнулятся все договорённости с Международным валютным фондом и о кредитах придётся забыть. Слова Зеленского о том, что «Мотор Сич» – стратегическое предприятие и его продажа должна с ним обсуждаться, ничего не значат, поскольку никто с украинским президентом советоваться по этому вопросу не собирается.

Владимир Пойманов

3 комментария

Написать комментарий
  • гость
    21 августа 2020
    Тут некий запорожец хочет выссказаться, но его на нк забанили и он передаёт всем запорожский привет. И мысли про фигню, что творится вокруг мотор-сича. Политическая фишка "мотора" немного в другом. То, что запорожское двигло было нужно и России и Китаю (и ещё парочке стран попроще), и совсем не нужно ЕС-Сша и как следствие Украине - то понятно, и вроде как - очевидно. На самом деле - политика тут не следует за экономикой, суммы бабла-инвестиций или кредитов или ещё чего вроде акций-санкций-откупных-отстегных-процентов-пр - большого значения не имеют. Даже политики первого эшелона, не говоря за их представителей в образе президентов и бизнесменов - ничего в этом случае гарантировать не могут. Ни бабла ни влияния ни решения ни контракта по производству. Авиационный или газотурбинный двигатель это очень специальная штука, и делается он под конкретный заказ. Запорожский мотор, камеры, турбины, запчасти якысь и двигло в сборке - делалось и продолжает собираться под конкретный самолёт-вертолёт или линейку таковых. И прекращает свой цикл сборки когда эти конкретные фюзеляжи кончают летать. То есть ещё раз, если есть линейка ЛА - под них будет какое-то двигло. Тем или иным, дорогим или дешёвым способом, запорожским или ещё каким - зажопинским (китайским-российским-французким-британским-американским-...) Нет линейки самолётов или вертолётов, или она будет другая (перепроектированная и модернизированная) - не будет и мотора под неё, никакого. А совр. двигателестроительная отрасль во всех странах, делающие моторы, так устроена, что она не берёт старую базу производства кроме как в модернизированном виде- какой бы она продвинутой, испытательной, мощной, заслуженной, с орденами и тд универсальной не была. Дешевле на той же или соседней базе создать новую, иногда даже с нуля. Там где дешевле и там, где можно гарантировать выполнение заказа под конкретный контракт. И разумеется, никто не заключает контракты на мотор, не взвесив все политические риски. Очевидно, что Украина вышла из зоны стабильных стран, на которые можно возложить некие договора или контракты по производству чего-бы то ни было. Авиационная отрасль - это всегда план на 20-30-50 лет, а плана нет - есть рынок и есть рыночная задница, около которой лавируют акционеры-олигархи и прочие "министры-президенты", выбивающие себе в банках кредиты под всякие гешефты. Поэтому объективно все "советские пром.площадки" обречены на развал. Не потому, что они "умные или красивые", и не могут решить где развернуться в стройку - а потому что капиталу они и нахрен не нужны. Есть мировые монополии авиадвигла, и "украинских партнёров" там не планируют ни в каком виде, кроме подай-принеси-пошёл нах..й. Поэтому, все разговоры о запорожских "мотор-сичах-зазах-комунарах" - это как базары о том, что "как СССР успешно развалился, значит и двигло на советские же самолёты никому не нужны". Если капиталу нужен самолёт, который летает, и нужен под него двигатель - то он ищет не там где дешевле или надёжнее или по советскому госту (быстро-дешево-качество), а там где - дорого-долго-и качество никакое. Как раз под то, чтобы двигло постоянно обновлять в произв.линии модернизированных м слепленных на коленке (мексиканцами) ЛА. Капитализма однако - пусть самолётики падают, зато бабло в кредитных линиях крутится. И понятно, что никакой Трамп-Путин или Цзинпин не могут заглянуть на 50 лет вперёд - они под это просто не приспособлены. Так что не делайте драмы из "Мотор-Сича", запорожские двигателестроители и конструкторские бюро создавались под конкретную плановую, а не рыночную экономику.
    Ответить
    • Весёлый Роджер
      21 августа 2020
      гость
      Шалом запорчик заднемоторчик! Не надо из себя НЕуловимого Джо строить, ну тот которого поймать не могут, по причине - шо вин на х.й никому не нужен! Ну не поднимешь ты этим себе рейтинг! Тебя просто вже давно никто тут не читает и твои ванючие длиннючие портянки анти: Ищенко и Роджерса - ну достали вони всех своей тупой одиозностью и завистью. Ты уж звиняй, я не со зла и не в обиду, просто констатирую факты. Бывай - не кашляй, маску носи – витамины соси!
      Ответить
    • гость
      21 августа 2020
      гость
      дятел, ты шо не видишь, це не запорожец, а сингапурэц?
      Ответить
💬 Последние комментарии
американцы не верят в ваш бре
Амеры не ведутся на эту пустышку и этот миф о "гиперзвуковом" оружии. Никакой "гонки" не будет. В подтверждении своих слов, напомню как Трамп говорил о создании в Америке "супер-пупер ракеты" это такой тонкий троллинг "руськаго гиперь овонгарда"
кипчак
Мягко стелют - жестко спать! Призывают к единству, для того чтобы кого-то потом добить. С ними нужно держать ухо востро, потому что за красивыми словами всегда скрыты коварные планы и четкие цели. На публику все благостно, вот только искать нужно второе дно в их "чемоданчике".
мысли больного головачлена
Голова Член что то размышляет о меморандуме? Кто вообще разрешил таким даунам что то постить в интернете? Больным на голову разрешено "постить" только в своей больной голове.
кипчк
Есть такая профессия у украинцев, "которые в голове активисты"= шавки у ног хозяина, задницу США и Европе лизать и, по возможности, исподтишка лягнуть Россию. Ну не могут они себе другой радости в жизни найти, бедолашные.
кипчак
Неблагодарность, подлость, глупость до добра не доводят. Запад вам поможет?
вот так новость
А как этот прокремлядский сайт, опубликовал каррикатуру на плешивое пуйло? P.S. а могильный, может читать хоть на китайском, хоть на иврите, может вообще не читать, но КОМУ КАКОЕ ДЕЛО ДО ЭТОГО ?
бараний инстинкт
Ой еей! Все как всегда, хорошее это "ложь", а все "плохое", но откровенно выдуманное это правда! Мышление стада баранов!