Электричество для народа. Рынок электроэнергетики хотят заставить работать по-новому
Экономикаnv.ua19 июня 2015

Электричество для народа. Рынок электроэнергетики хотят заставить работать по-новому

Минэнерго готовит закон, который заставит по-новому работать рынок электроэнергии. Главные принципы – конкуренция и открытость в этом бизнесе

Для украинцев грядущие реформы означают рост цен на электроэнергию. Но есть и плюсы: каждый будет выбирать себе поставщика так же просто, как выбирает оператора мобильного телефона – тот, кто вовремя не предложит украинцам 3G, рискует оказаться на обочине рынка. Два невеселых года Рынок электроэнергии с 1 января 2014 года формально регулируется Законом об основах функционирования рынка электрической энергии Украины, за который Верховная рада проголосовала в октябре 2013-го. Самым выгодным этот закон оказался для "тепловиков", в частности – для ДТЭКа. Одного из инициаторов законопроекта, экс-регионала Игоря Глущенко, СМИ называли человеком Ахметова. До того как стать президентом Энергетической компании Украины бывший нардеп возглавлял Востокэнерго, который дал начало Донбасской топливно-энергетической компании Ахметова. На практике этот рынок уже несколько лет не регулируется никак. Исполнение новых правил оказалось не лучшим, чем сам закон 2013 года. Об этом рассказывает член стратегического совета Киевского института энергетических исследований Светлана Голикова: "К исполнению закона даже не приступали, хотя в феврале 2014 года нужно было уже начать формировать рабочую комиссию, которая бы занималась реформами в энергетике. Никто не предпринял попыток. Не было политической воли даже начать реформу. Вместо этого, шла борьба за новое влияние в энергетическом секторе, а не за его реформирование". Суть новой реформы, которую предлагает Минэнерго, в том, чтобы все поставщики оказались в равных условиях, а потребитель – покупал электроэнергию у поставщика, который сделает самое выгодное предложение. "В Украине рынок производства электроэнергии сильно монополизирован. Государственные компании НАЭК Энергоатом, ОАО Укргидроэнерго, а также частная компания ДТЭК обеспечивают более 80% выработки электроэнергии", - рассказывает о проблеме эксперт коалиции Энергетические реформы Андрей Перевертаев. С нетерпением ждут реформу "атомщики". В последние годы им было особенно тяжело. Один из крупнейших поставщиков электроэнергии для украинского потребителя – Энергоатом. Он обеспечивает больше половины потребности страны в электричестве, но получает при этом лишь четверть доходов от всей купленной государством электроэнергии. В идеале новый рынок должен устранить эти диспропорции за счет повышения тарифа на атомную энергию. Для государственной энергетики есть свои плюсы. "Планируются изменения, которые уберут преференции тепловой энергетики по сравнению с атомной и гидроэнергетикой. Если этого не произойдет, Энергоатом по-прежнему будет донором, но уже не для населения, а исключительно для тепловой энергетики", - говорит директор центра внешних информационных коммуникаций Энергоатома Илона Заяц. Электричество для народа Государству нововведения должны дать рыночное формирование цены на товар и как следствие – дополнительные финансовые ресурсы, современные технологии, а в идеале в перспективе – и инвестиции. Потребителям же обещана "защита прав". Реформирование рынка будет означать для потребителей уравнивание цены на электроэнергию с той, которую платят предприятия. До сих пор за дешевую цену для населения платила промышленность. Взамен потребители получат возможность самостоятельно выбирать поставщиков. Если потребитель разочаруется в поставщике или его ценовой политике, он сможет поменять его в течение двух-трех недель. Теоретически право выбирать поставщика есть у потребителей и сегодня, но дешевый тариф делал это абсолютно ненужным. С учетом того, что не все смогут платить за свет по коммерческим тарифам, предусмотрена прозрачная система льгот для отдельных категорий украинцев, но как система будет работать – пока не ясно. Одновременно свободный рынок стимулирует покупателей рынка экономить, добавляет Перевертаев. "Повышение тарифов для населения стимулирует людей использовать энергосберегающие технологии, а поставщиков – честно конкурировать, - говорит он. - В европейских странах конкуренция за потребителя привела к возникновению рынка сервисных услуг, на котором электроэнергию продают вместе с контрактами мобильной связи, медицинской страховкой и даже чашкой кофе". В перспективе цены на электроэнергию даже снизятся, говорит Голикова. "Ведь цены на электричество в любом случае будут расти. При рыночном варианте цены растут плавно, а при достижении некоторого пика цены идут вниз. Это происходит, когда начинает развиваться конкуренция и будет несколько поставщиков для одного потребителя, - говорит она. - Если сейчас мы говорим о 130 [коп. за 1 кВт час, с НДС], то можно прогнозировать повышение до 150 при условии сохранения обменного курса". Призрачная реформа Если реформа рынка электроэнергетики будет проходить стахановскими темпами, как изначально обещало Министерство энергетики, нововведения начнут работать с 1 июля 2017 года. Но искренней веры в эту скорость нет даже у Минэнерго. Особенно если учесть, что оно взялось за разработку полностью нового законопроекта. "Это будет новый закон, такой, как о рынке природного газа. После консультации с Энергетическим сообществом нам посоветовали принять новый закон, который будет полностью описывать рынок электроэнергии и соответствовать Третьему энергопакету ЕС, - рассказывает начальник Управления европейской интеграции в Минэнерго Михаил Бно-Айриан. - Я возглавляю рабочую группу, которая занимается разработкой этого законопроекта. Сейчас мы уже на финале работы, 90% работы уже сделано". По его словам, сроки реализации положений закона – вопрос непростой. "Пока это 2017 год, но думаю, что в течение нескольких недель мы поймем окончательно, сколько это времени займет", - говорит Бно-Айриан, добавляя, что дедлайны зависят от консультаций внутри Министерства и переговоров с его руководством. Что конкретно написано в новом законопроекте – пока тайна за семью замками. Министерство категорически не хочет никому показывать этот закон – ни экспертам, ни консультантам. Объясняют тем, что пока работа не закончена – показывать нечего. Не получила рабочую версию и компания ДТЭК, которая не была допущена к законотворческому процессу. "Нам отказали в возможности стать участниками рабочей группы и ответили, что мы сможем обсуждать закон только когда он будет доработан и согласован со всеми европейскими учреждениями", - говорит директор по регуляторным и правовым вопросам ДТЭК Алексей Захарчук. Возможной причиной задержки реформы некоторые эксперты называют то, что государству пока не выгодно реформировать сектор. "Централизация, которая сохранилась и сохраняется сейчас, в военное время, дала в руки государства инструменты, которые позволяют удерживать цену, использовать механизмы для перераспределения долей крупных игроков. Государство использовало эту возможность, чтобы не платить ДТЭКу", - считает Голикова. В условиях рыночных реформ у власти было бы меньше возможностей так играть на рынке. Поэтому, по мнению эксперта, руководству страны сейчас невыгодно проводить реформу. Иллюзий в вопросе темпов изменений она не питает, считая, что при наилучшем раскладе первые плоды реформы можно будет увидеть в конце 2017-начале 2018-го. Схожие сроки прогнозирует и Перевертаев. "В полном объеме реализовать положения закона возможно не ранее 2019-2020 года, - говорит он. - Это при условии, что к середине 2017 года будет разработана вся нормативная база и начнется масштабное тестирование изменений". Начала войны с монополизмом и переходу к созданию конкурентного и открытого рынка ждали еще полтора года назад. Тогда не вышло. Насколько сейчас власть готова отказаться от рычагов ручного управления и перейти к настоящим изменениям, сколько времени они займут – пока непонятно. Веры в то, что это произойдет в рамках задекларированного Минэнерго дедлайна, к 2017 году, у участников рынка немного.

1 комментарий

Написать комментарий
  • Алекс
    19 июня 2015
    Зайдите сюда и посмотрите план поднятия тарифов. В стране кризис, и чем, если не поднятием тарифов для нашего "богатого" населения, надо выходить из ситуации, да? http://index.minfin.com.ua/tarif/electric.php
    Ответить
💬 Последние комментарии
гость
А вот тут Ищенко свистит как Рабинович на чужую хуцпу. У Организации Варшавского Договора не было "лимитрофов". Лимитроф - это из забытого рабовладельческого и буржуазно-капиталистического политического строя, а не из социалистического-интернационального советского управления вооружёнными силами. Вот как раз Третий Рейх (и блок альянса Нато впоследствии, как преемник идеологии Еврорейха-ПанЕвропы "от лиссабона до владивостока") активно использовал понятие "лимитроф". СССР противопоставлял ему свой термин - союзные республиканские войска. И граница между "сверхдержавами" (глупейший термин) Сша и СССР пролегала не в Германии, а по всей глубине СССР. Если кто забыл за 30 лет, то советская граница - вотчина войск госбезопасности, а не советской армии, которую якобы, с т.з. современных нациков и либералов - должны были содержать соц.республики. Кто такой лимитроф? Лимитроф - всегда спутник империй, они друг без друга жить не могут. С латинского "имперского" языка - "лимитрофус" дословно переводится как "кормящий границу". Вообще термин "лимитроф" означает не просто приграничные страны, прилегающие к некой "империи", - а такие пограничные территории, которые обязаны под силовым принуждением империи содержать за свой счёт имперские войска на своей территории. Очевидно, что СССР таковой военно-политической формацией не был. Все вооружённые силы, использующиеся на терр.блока соц.стран - содержались за счёт себя и только своего общесоюзного общака. И даже более того, - СССР охеренно вкладывались в развитие-совершенствование и строительство вооружённых сил своих социалистических союзников. Типичный пример - оперативно-стратегическая группа советских войск в Германии (ГСВГ), или тот же - не выполнивший до конца из-за предательства партийной верхкушки и части генералитета госбезопасности свой интернациональный долг - группа советских войск в Афганистане. Какая буржуазная падла скажет, что они содержались сугубо за счёт ГДР или ДРА? - а Рабинович таки сейчас скажет вам какая. "Лимитрофы" как понятие были забыты со времён "римских-византийских империй" в политической мысли - до антимонархических революций начала 20го века. И были вытащены в прессу евромигрантами-монархистами, дриснувшие из разваленной Российской Империи. Потом этот удачный (для великокняжеских недобитков) термин прижился в политической риторике белогвардейщины. Которые только и мечтали, кому бы подороже продаться из блока Антанты и Тройственного союза, а самим стать "вооружёнными силами" в тех самых "лимитрофах". Которые разумеется - должны были содержать оккупационные войска за свой счёт. И разумеется, когда белогвардейщину на терр. будущего СССР разбили - "теория лимитрофов" перекочевала в полит.мыслю сначала в буржуазные республики типа Веймарской, а затем и Третьего Рейха. После войны она (идейка лимитрофных платежей за группировку экспедиционных колониальных войск) официально закрепилась в уставе Нато. У западного военного альянса "лимитрофы" официально стали обязаны платить в бюджет Наты свои отступные. Те самые 2% расходов на содержание войск альянса на своей территории (превышающие реальный расход на группировку судя по тому, что даже такой % для многих лимитчиков это много). После развала СССР - тема "лимитрофии" и "репараций" снова всплыла среди части каргоэлитки в буржуазно-недоимперских мечтах Рф и прилегающих республик (безуспешно надо сказать). Вот это и есть на практике - смысл всякого лимитрофа. Платежи в обмен на вооружённую защиту границы некого военно-политического блока. Тот дурень, который знает это, но употребляет термин "лимитроф" применительно к соц.республикам СССР и окружающих на тот момент её стран блока ОВД - однозначно расписывается как евромонархический прихвостень. Второй нюанс - почему термин "сверхдержава" глупый по умолчанию? В "имперской" политической иерархии есть неформальная градация - держава-великая держава-сверхдержава-империя (она же "высшая власть"). Сверхдержава = недоимперия. К примеру, в настоящий момент есть только две "сверхдержавы" - это Сша и Китай (не путать с КНР - народную республику по сути и форме власти). Граница китайской сверхдержавности (ещё раз - "не путать с КНР"!) в Европе проходит не по границе Рф или Казахстана якось, а на польско-белорусской таможне, бацька не даст соврать. Старый советский анекдот, что Беларусь это китайская граница - таки наконец стал реальностью. А сверхдержавная граница Сша проходит по целому ряду азиатских стран, распространясь в т.ч. на всю тихоокеанию и парочку-тройку "америк". Понятно что Рф, как просто держава - ни к какой великой или сверх и тем более к высшим - не относится. Она только сделала заяку на переход в "Великую" по итогам своих разборок в Сирии и Европе. Причина всего этого бардака с державностью (в голове у автора и не только у него) - не только в глобализации "лимитрофов" и "недоимперий", а как раз в тех самых переходах из неформального статуса сверхдержавности в державность и обратно. Если в римские-византийские-итд времена - достаточно просто было перейти по форме из "республики в империю" - просто набрав вокруг себя и поставив на счётчик кучку окружающих лимитрофов - то сейчас граница проникновения державных интересов проходит не по линиям, а по глубине. И таким образов "великими, сверх или высшими" державами - становятся не конкретные страны, а блоки стран. Если говорить, применительно к Сша-КНР-Рф-ЕС-ВеликоБритании (прим.велико!!!)-Саудовского или Иранского самодержавия, или Жмеринского Каганата якось - то "фазовые" переходы в сверхдержавность (из великодержавности) сопровождаются распуханием приграничных - сторонних платежей в бюджет их военно-политических союзов. Например, Рф - просто держава, ЕАЭС - типа великая держава, а мечты Суркова о "русском мире, который покупает или боится российского оружия" - остаются просто мечтами "имперского недобитка", или обычного провокатора. Выражаясь по пролетарски.
Весёлый Роджер
«Громче всех на базаре кричит – «Ловите Вора!» – это сам Вор!» Вот это Шмуля мразь ТУПАЯ - тоби народный приговор – захистник ты своих запизденцев - убийц детей! Ты уже забыл тварь, как ты тут писал – шо Беркут сам соби пиджигал? Как сами соби сжигали у Одессе? Як сепары по своим домам пуляли и своих детей убивали! Гиля тебя ждёт гиля, а не Сибирь!
Будь готов
Эскадроны смерти называется. Что-то типа ИГИЛ.
Елена
С избранием,не с изображением выше опечатка.
Елена
Поздравил с изображением Петра Алексеевича,а значит признал, это было так,а разве Россия разорвала дипотношения с Украиной?нет, может она с она с Украиной не торгует? торгует, может она не платит Украине за перекачку газа?,платит.и так очень много всего.
Елена
Настоящий рагуль это как всем известно Роджер,рагуляка чистопородный,со знаком Знатный рагуляка Первой степени ☝️,он может и костюм одеть,фрак,но в душе́ он рядом со свынями хрюкает и пукает,хе.дно.
ТУТ БАЧУ ТУТ НЭ БАЧУ
А то что эти ,,болельщики,, на улицах Румынии кричали экстремистские и фашистские лозунги и призывали к убийству людей, мид украины не взволновало?