Это страшное слово – контрабанда
Экономика16 июля 2021

Это страшное слово – контрабанда

На внеочередном заседании парламента во вторник наша демократическая Зе-власть поставила точку в эксперименте “антинародного режима” Януковича с декриминализацией контрабанды. Теперь это снова уголовно наказуемое деяние. Причем в худшем случае можно загреметь за решетку на 12 лет. Для сравнения: за умышленное убийство дают от 7 до 15 лет, за тяжкие телесные (это когда на человеке живого места не оставили) – от пяти до восьми. Но самое интересное, что сесть можно не только за саму контрабанду, а даже за ее попытку…

Итак, как известно, во вторник Верховная Рада одобрила в первом чтении президентский законопроект №5420 (его поддержали 255 народных депутатов). В нем предлагалось дополнить Уголовный кодекс тремя новыми преступлениями – контрабандой товаров, контрабандой подакцизных товаров, недостоверным декларированием.

Для подакцизной контрабанды, а это – алкоголь, табак, топливо, жидкости, используемые в электронных сигаретах, бензин, керосин, сжиженный природный газ, мазут, уайт-спирит, топливо печное бытовое жидкое, автомобили легковые, грузовые, пассажирские, прицепы и полуприцепы, в т.ч. для временного проживания в кемпингах типа прицепных домиков, мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды со вспомогательным двигателем, а также электрическая энергия, президентский законопроект предлагает установить штраф в 340-680 тыс. грн. или лишение свободы на срок от 3 до 6 лет. Это для правонарушений, где общая стоимость предметов контрабанды составляет от 56,75 тыс. грн. до 454 тыс. грн.

Самая жесткая санкция по данной статье за контрабанду подакцизных товаров в особо крупных размерах в составе группы с участием ранее судимых или госслужащих (они тут в одном смысловом ряду) – лишение свободы на срок 10-12 лет. Или штраф 1,27-2,04 млн. грн.

Другими словами, не оформили как полагается прицепной домик для кемпинга, хуже того, провезли канистру с жидкостью для электронных сигарет – и вуаля. Вам в тюрьму на 10 лет. А рядом кто-то искалечил человека или убил в состоянии аффекта или по неосторожности – он “мотает пятерку”, а то и меньше.

Контрабанда товаров от 113,5 тыс. грн. наказывается  штрафом от 170 тыс. грн. до 425 тыс. грн. За те же действия, совершенные лицом, ранее судимым или служебным лицом, штраф возрастает до 681 тыс. грн. или срок до трех лет с конфискацией имущества. Организованная группа максимально может получить от 7 до 11 лет тюрьмы.

Недостоверное декларирование товаров в таможенной декларации в объеме от 147 тыс. грн. карается штрафом от 10 тыс. до 17 тыс. необлагаемых минимумов доходов (ННМД) граждан. Это начиная от 11 млн. 350 тыс. грн. (минимальная сумма штрафа), так как в 2021 году для норм административного и уголовного законодательства применяется ННМД в размере 1135 грн. Максимальная санкция этой статьи от 5 до 11 лет.

Зачем так жестко? Как говорят юристы, видимо, механизм борьбы с контрабандой через санкции СНБО не работает. А надо что-то делать, ибо, по словам президента Владимира Зеленского, контрабанда ежегодно наносит ущерб государственному бюджету почти на 300 млрд. грн. 

Правда, непонятно, откуда такая цифра взялась. Обоснования ей нет. Но звучит впечатляюще. Соответственно, и меры предложено применить самые жесткие. Так, чтобы боялись даже подумать. Как сказал в комментарии «РБК-Украина» глава ГФС Вадим Мельник: “Криминализация контрабанды подакцизной продукции поможет снизить объемы теневых рынков. По моему убеждению, для многих уголовная ответственность станет сдерживающим фактором”.

Кстати, данные преступления будут подследственными Бюро экономической безопасности, на должность председателя которого претендует Мельник. А пока новый орган не заработал в штатном режиме,  уголовные дела по контрабандистам будут расследоваться в Государственной фискальной службе.

Как отметили в частной беседе с автором опытные юристы, закон выписан таким образом, чтобы у суда и следствия был широкий “зазор” между минимальной и максимальной мерой наказания. По одной и той же статье можно взыскать штраф, а можно упечь в тюрьму на 10 лет. Это как повернется следствие. Ну, вы понимаете…

Адвокаты так прямо и говорят: закон – просто Клондайк для них, правоохранителей и судей. Последним зарплату можно вовсе не платить. Они одними только уголовными делами на контрабандистов при должности и в составе организованной группы (нарисовать которую для опытного следователя не проблема) заработают себе на безбедное существование.

Кстати, если вспомнить риторику десятилетней давности, то даже после декриминализации товарной контрабанды (напомню, что изменения в Уголовный и Таможенный кодексы были внесены в конце 2011 года) эксперты говорили, что наши штрафные санкции чрезмерно строги.

Их часто налагают на гражданина – физлицо (например, на водителя, директора или декларанта предприятия), а не на предприятие, которое собственно и перемещает товары. Похоже, такая же беда будет и в новом законе, если его примут во втором чтении: в тюрьме окажутся не медийные персоны, известные как лидеры контрабандного рынка, а их “шестерки”.

Тут надо заметить, что попытки принять законы, предусматривающие введение уголовной ответственности за контрабанду, особенно подакцизных товаров, были и раньше. В 2015 году был зарегистрирован подобный законопроект, который связывали с  борьбой против теневого рынка нефтепродуктов.

В 2018 году была утверждена судебная практика, согласно которой против злоумышленников, пойманных на контрабанде товаров, стали массово возбуждать уголовные дела, но не по ст. 201 (“Контрабанда”), а по ст. 212 (“Уклонение от уплаты налогов”) УК Украины.

Сейчас для возбуждения дела за контрабанду не придется использовать юридические лазейки. И тут самое время рассказать о самом спорном моменте проекта закона, на который обратило внимание Главное научно-экспертное управления Верховной Рады. Цитирую в оригинале фрагмент их выводов:

“У диспозиціях ч. 1 ст. 201, ч. 1 ст. 201-1, ч. 1 ст. 201-2, ч. 1 ст. 201-3,  ч. 1 ст. 201-4, ч. 1 ст. 305 КК пропонується під контрабандою відповідних предметів, речовин, тощо розуміти “дії, спрямовані на переміщення через митний кордон України поза митним контролем або з приховуванням від митного контролю…”.

 Вжите для опису обов’язкових ознак аналізованих складів кримінальних правопорушень словосполучення “дії, спрямовані на переміщення…” означає перенесення моменту закінчення контрабанди на більш ранню стадію порівняно з фактичним перетином вказаними предметами митного кордону.

Зокрема, звернення до чинних кримінально-правових норм, якими наразі встановлена відповідальність за контрабанду (див. ст. ст. 201, 201-1, 305 КК), свідчить про те, що контрабанда є кримінальним правопорушенням з формальним складом та вважається закінченою з моменту незаконного перетину відповідними предметами лінії митного кордону України”.

Что это означает? Что уголовная ответственность за контрабанду  переносится с фактического перемещения товаров через таможенную границу Украины (когда уже проехали зону таможенного контроля и вас задержали с поличным) в момент пребывания в зоне таможенного контроля. То есть технологически проведение таможенного оформления или осмотра еще не закончено. Но уголовная ответственность уже наступает. Хотя, как подчеркивают юристы, это не контрабанда в чистом виде, а покушение на контрабанду.

Будут ли все эти погрешности исправлены ко второму чтению? Сложно сказать. Но, как пошутил один из собеседников автора, учитывая размытость формулировок в законе и возможность двоякого толкования норм, а также большую разницу между минимальной и максимальной санкциями во всех трех статьях, которыми дополняют УК, почувствовать себя контрабандистом имеет шанс почти каждый. Или, как минимум, многие.

Фискальным чиновникам можно уже сейчас начинать писать мемуары в стиле Юлечки Мендель. Ее книга называется ”Каждый из нас – Президент”. Они же могут смело озаглавить свое творение “Каждый из вас – контрабандист”. Потенциальный…

Галина Акимова

1 комментарий

Написать комментарий
  • е
    16 июля 2021
    Елена, что ж делать теперь твоим трудяжкам-контрабандистам западянам? Работать они не умеют и не любят....
    Ответить
💬 Последние комментарии
Кланяемся в ноги
Так они же себе выделяют на помощь УКРАИНЕ. О чем говорю: США выделяют деньги на гранты своим компаниям которые работают на УКРАИНЕ, а эти компании например исследуют гендерное равенство в школах Страны и делает замечание что Украина не может без изучения такой книги как ПРИНЦЕСА и ПРИНЦЕСА, вот такая вот помощь. СПАСИБО ШША.
е
Это бот...
СЛОМ СИСТЕМЫ
Проблемы Украины — это во многом следствие несовершенства системы государственной власти, организованной так, что на самый верх легко пролезают нечистые на руку, да и просто неадекватные лица, болеющие клептоманией. Дальше они подбирают себе подручных из числа беспринципных карьеристов, готовых обслуживать любой режим. Под разными политическими лозунгами все они занимаются одним и тем же — ограблением народа (через тарифы, цены, налоги, вплоть до рейдерства и прочей уголовщины, крышуемой псевдоправоохранителями, работающими в сговоре с бандюками). Собственно, для этого мафиозники и лезут во власть; это их истинные цели, всё остальное — лишь прикрытие, дымовая завеса.
СЛОМ СИСТЕМЫ
Замена одних «новых лиц» на других ничего не изменит, пока не будет уничтожен сам мафиозно-олигархический «общественный строй». Дело в том, что каждый избираемый президент и Верховная Рада законодательно (!) наделяются правом по своему усмотрению «назначать» глав министерств и ведомств. Сам механизм «назначений» таков, что к будущим руководителям предъявляется минимум законодательно установленных требований (в законах так и написано: «президент назначает»; он и назначает друзей и кумовей — закон же этому не мешает!). В итоге на первое место выходит не опыт и профессионализм, не честность и порядочность, а личная преданность «назначающему» (более того — даже не тому, кто формально выполняет функцию «назначения», а стоящему за ним мафиозно-олигархическому клану в лице его наиболее значительных фигур). Причём эта преданность, принадлежность к «своему» клану имеет намного большее значение, чем другие критерии отбора. Фактически законодательство построено так, чтобы процветал этот политический трайбализм (и это легко объясняется тем, что подавляющее большинство депутатов всех созывов представляли интересы кланов — потому они и голосовали за такие законы). Этот несовершенный механизм закрепляет клановую, кумовскую систему, когда каждый президент тянет за собой во власть целый «паровоз» из друзей и знакомых (так или иначе приближенных лиц). Далее следуют неизбежные привилегии и преференции для «своих» и бешеное противодействие для «чужих» (представителей конкурирующих кланов). Действует принцип «Друзьям всё, врагам — закон».
СЛОМ СИСТЕМЫ
Изменить порочную систему «назначенности» можно, если прямо в законодательстве прописать необходимый минимум требований к кандидатам для «назначения» на высокие должности. Всё как при обычном приёме на работу — уровень образования, опыт работы, отсутствие судимостей и т.д. Очень простые требования достаточно прописать для начала, чтобы включить «защиту от дурака», хотя бы снизить уровень вопиющего кумовства. Не может быть хорошим премьером «мальчик» без достаточного опыта работы. Не может быть хорошим министром человек без высшего образования и хотя бы минимального опыта работы в соответствующей сфере. На высокие должности надо ставить не каких-то случайных людей и не кумов-сватов, а самых лучших, обладающих необходимыми моральными качествами, способностями, образованием, знаниями и опытом. Выбирая лучших, с помощью конкурсного отбора, можно построить новое общество, основанное на меритократии — власти достойных. Правильно построенная система управления государством должна быть направлена на выявление, назначение на руководящие должности и продвижение вверх самых лучших, наиболее достойных во всех отношениях граждан, и с другой стороны — не должна допускать на высокие должности тех, кто этих должностей объективно не достоин. Во многих странах при приёме на работу государственных и муниципальных служащих, а также в процессе их профессионального развития используются разнообразные тесты. Они содержат критерии оценки уровня профессионализма, включая не только профессиональные критерии, но и деловые, морально-психологические (гуманность, этика поведения, стиль общения, справедливость, честность и др.), интегральные (включающие общую культуру, культуру мышления и речи, коммуникативность, авторитетность). В Японии одной из особенностей кадровой политики является система репутаций. Суть этой системы в том, что где бы ни работал сотрудник, он обязан выполнять свои обязанности так, чтобы за ним закрепилась репутация порядочного, честного, трудолюбивого человека.
Гость
Что ты все чужие слока копируешь? А своих нет?
Гость
А зачем? Повторять три раза в день - "а если поживем"?