Гиперполис и пустота: латиноамериканской дорогой идем, товарищи
Экономика30 января 2020

Гиперполис и пустота: латиноамериканской дорогой идем, товарищи

Новость, на которую мало кто обратил внимание: в Киеве в разы подорожает парковка. В центре – как минимум до 50 грн./час. Также поднимут штрафы и активизируют работу эвакуаторов. Немногие осознают, что транспортные проблемы столицы – это лакмус, демонстрирующий путь развития, по которому движется Украина: типичный латиноамериканский вариант, когда деловая жизнь страны сконцентрирована вокруг нескольких мегаполисов, а все вокруг – инвестиционно непривлекательная, депрессивная пустота.

Сколько бы мы ни твердили о децентрализации и развитии регионов, для любого жителя провинции совершенно очевидно, что перспективы есть только в крупных городах и надо туда стремиться. Это не означает, что в глубинке нет богатых людей. Лес, янтарь, сельское хозяйство, природные ресурсы – все это у нас в порядке, поэтому вполне реально стать миллионером даже в полной глуши.

Но возникает вопрос: куда там вложить деньги (помимо расширения бизнеса)? Как правило, планы местечковых богачей ограничены возведением роскошной усадьбы и покупкой автомобилей класса люкс, которые стремительно убиваются на ужасных сельских дорогах. Дальше начинается “выездной туризм”: отправить детей за границу или в крупный город на учебу и съездить самим.

После заграницы возвращаться домой дети, как правило, не хотят. Потому что машина и собственный “Версаль” не компенсируют отсутствие всей прочей инфраструктуры – продвинутых медицинских клиник, современных школ и детсадов, крупных торговых центров, ночных клубов, вполне европейской сети общепита, спорткомплексов и т.д. Всего, чем богаты мегаполисы.

Вкусив запретный плод столичной жизни, отказываются покидать ее не только провинциальные богачи, но и провинциальные бедняки. Просто у последних нет достаточно средств для оплаты достойного жилья. Поэтому они либо живут в стесненных условиях квартиросъема, либо заезжают вахтовым методом: поработать и домой.

Где-то посредине между первым и вторым вариантом находятся целеустремленные выходцы из регионов, которые приехали в Киев не ради инфраструктуры, а ради карьеры. Потому что именно столица и крупные города дают возможность подняться по ступеням иерархической лестницы. Эта категория “понаехавших” усердно трудится, в том числе на высокооплачиваемой квалифицированной работе (такая у нас в ассортименте есть в госорганах и грантовых структурах) и предъявляют спрос на новое жилье по умеренной цене.

Так Киев превратился в одну большую стройку по всему периметру: от дорогого центра до менее дорогих спальных районов и дальше – в прилегающие населенные пункты-спутники. Квартира, расположенная “на выселках”, предполагает наличие машины, которой можно добраться до центра. И не на “выселках” тоже. А поскольку парковки строить не так выгодно, как жилье и торговые центры, возникла проблема тотальных пробок и заставленных машинами тротуаров. Городская власть “мудро” с этим борется посредством столбиков и полусфер, не решая проблему в принципе. И тем самым формализуя латиноамериканское направление развития страны.

Почему Украина не Европа? Потому что Европа – это не только штрафы и подземные парковки, а и реализация известного советского тезиса о стертых границах между городом и селом. Очаровательные провинциальные городки, кукольные домики и вылизанные исторические кварталы – это тоже не сахар. Потому что поддерживать в жилом состоянии развалюхи XVI века еще труднее, чем “хрущевки”. Но европейцы с этим кое-как справляются (“желтые жилеты” со мной наверняка не согласятся), хотя крупные европейские города тоже притягивают к себе основные ресурсы – финансовые и человеческие.

Тем не менее, в значительной степени за счет туризма, родовых замковых поместий и “лоскутного” дотационного фермерства, включая ценные виноградники и сыроварни, практически все европейские регионы, за исключением немногих депрессивных зон, сохраняют привлекательность для инвесторов.

Плюс к этому отлаженная инфраструктура (дороги, электроснабжение, чистая вода, связь и проч.), а также хваленое европейское правосудие, защита собственности. В общем, все, чего у нас нет и что может компенсироваться только большим денежным спросом.

Но в нашей провинции этот спрос предъявлять некому. Те несколько богатых семей, которые есть в конкретном населенном пункте, не окупят строительство там супермаркета, спорткомплекса с бассейном и современной многоэтажки. Поэтому происходит то, что уже проявилось в странах третьего мира: за сотню километров от мегаполисов – тотальная бедность и отсутствие современных “фишек” цивилизации.

Примечательно, что крупное индустриальное земледелие, которым мы так гордимся и которое позволяет Украине нарастить рекордный экспорт зерновых в последние годы, вопреки распространенному мнению, не способствует развитию глубинки.

Потому что огромные поля обрабатывает техника, а не люди. Людей надо совсем немного, и проще привезти их на поле специальной развозкой, чем поддерживать жизнедеятельность в отдаленных неперспективных хуторах.

Аналогичная проблема с промышленностью. Так называемые градообразующие предприятия создавали вокруг себя населенные пункты с достаточным количеством капитального жилого фонда. Как только предприятия закрылись, вокруг них образовался социальный вакуум: ничего, кроме жилья, построенного в советские годы, нет. Ни высокооплачиваемой работы, ни сферы услуг и развлечений.

По данным компаний, которые занимаются анализом социально-экономической ситуации в городах Украины для потенциальных инвесторов, бизнес привлекают только пять категорий территорий за пределами столицы и четырех областных центров (Харьков, Днепр, Одесса и Львов): популярные курорты, города-спутники атомных электростанций, действующих металлургических и других крупных экспортоориентированных предприятий, портовые и приграничные города, а также населенные пункты с выгодным географическим расположением, где возможно создавать логистические центры для перевалки импорта иностранных товаров и экспорта сырья (прежде всего, руды и продукции АПК).

Все остальное – неинтересно. Так же, как в странах Азии и Латинской Америки. Если мы посмотрим на статистику, то большинство так называемых гиперполисов – крупнейших мировых городов расположены именно там.

Дели (Индия) – 27,3 млн. жителей, Джакарта (Индонезия) – 25,3 млн., Манила (Филиппины) – 24,6 млн., Карачи (Пакистан) – 23,5 млн., Мумбаи (Индия) – 23,3 млн., Сан-Паулу (Бразилия) – 21 млн., Дакка (Бангладеш) – 17,4 млн., Каир (Египет) – 16,5 млн., Мехико (Мексика) – 20,6 млн., Буэнос-Айрес (Аргентина) – 15,5 млн., Бангкок (Таиланд) – 16 млн., Стамбул (Турция) – 15,1 млн., Калькутта (Индия) – 15 млн.

Мне могут возразить, что в эту когорту входят и такие суперразвитые города, как Токио с 35 млн. населения, Нью-Йорк (21,5 млн.), Пекин (21,2 млн.), Шанхай (24,2 млн.), Сеул (24,2 млн.), Осака (20,1 млн.), Гуанчжоу (20 млн.) и Лос-Анджелес (15,6 млн.). Но они – явно не мы. А мы – не они.

Поэтому нарастающие проблемы с парковками – это всего лишь один из лакмусов того, куда мы движемся. Конечно, для такого “гигантизма”, как 20-миллионный Мехико или почти 25-миллионный Карачи, нам попросту не хватит населения, особенно с учетом его массовой миграции по безвизу. Но тенденция очевидна. И это, увы, не Европа...

Галина Акимова

Написать комментарий
💬 Последние комментарии
кипчак
. Исторический роман сочинял я понемногу, пробиваясь как в туман от пролога к эпилогу. Каждый пишет, как он слышит. Каждый слышит, как он дышит. Как он дышит,так и пишет. Остается только удивляться, какая мразь тупорылая правила нами. Петя никак не мог взять в толк, зачем ему 5 раз повторяет Байден об ответственности президента за организацию террористических актов, на якобы своей территории, против собственных людей в Крыму(ведь он с Турчиновым и гопкомпанией публично расписывали подобную деятельность как героизм и акты возмездия врагу). Кровавый пастор настолько ненормален, что свою блевотину выдает за литературный талант. И так, за кого не возьмись. Надеюсь сказка о них всех уже тоже написана и ждет своего часа. Удивляюсь только, что до сих пор не издана. Одной сказкой вся эта мразь не отделается, им будут посвящены труды во многих жанрах, главное чтобы автор наблюдал картину не издалека, а варился в одном котле и знал все нюансы и подробности.
Комментатор
Та немцы уродскую технику роблять.
Андрей
А министр Макдаков уже разместил в украине ментов на пляжах.
Андрей
Военный коммунизм 2.0
Andrei
Только Беларусь сопротивляется.
Антинемец
Давно уже идёт немецкий реванш по разорению и превращению в рабов славян.
кипчак
Мальчик Зе в коротких штанишках видел все в розовом свете пока его с головой не накрыла лавина государственных проблем. От полученных психических травм и нагрузок никак не может прийти в себя, сообразить к кому приткнуться, что делать, как вылезти из-под обломков. Ему сделали хорошее предложение - извиниться и сваливать. Если он за год смог обделаться больше, чем предыдущие 5 президентов вместе взятые, то страшно представить, что может произойти в оставшиеся 4 года. Дело ведь даже не в нем, хотя полное отсутствие опыта и знаний в области госуправления режет слух и глаза. Хочется верить, что он рад бы сдвинуть воз с места, но его команда, окружение, сделают все не по его команде, а по команде сильных мира сего и в этой "игре" Зе ширма, прикрывающая настоящую "кухню", но именно в него летят все проклятия и плевки. Он это если понял, то сдался и не сопротивляется, похож на испуганного до смерти героя Вицина- Труса, которого удерживают на ногах Балбес и Бывалый.