ЭкономикаИсточник20 окт.

Налоговая реформа: цирк в стране глухих

Налоговая реформа – как АТО: не уверен – не затевай. Но мы влезли. И пока без результата. То, что происходит в Украине, реформой назвать нельзя – это большая говорильня, официально именуемая «дискуссионной платформой», которая рано или поздно может привести к очередной головоломке для бизнеса. Угроза эта вполне реальна: вырабатываемые второй год новации в скором времени должны быть внесены в Верховную Раду. Процесс тормозит лишь спор между профильным парламентским комитетом и Минфином. Последний уже пустил в ход главное оружие: мнение МВФ и высокооплачиваемых иностранных советников. Иначе, как цирком происходящее на поприще налоговой реформы назвать невозможно. Еще весной 2015 года Национальный совет реформ при президенте создал целевую группу "Налоговая реформа" во главе с Натальей Яресько, но под тактическим руководством ее заместителя Елены Макеевой. Предполагалось, что группа соберет всех местных гениев и грантоедов, обобщит их уникальные предложения и выработает законченный продукт к концу лета – началу осени, что позволит запустить реформу с 2016 года и построить на ней новый бюджет. При этом на норму Бюджетного кодекса, запрещающую изменять налоговое законодательство позже, чем за полгода до принятия нового бюджета, все клали с прибором. Цель оправдывает средства. Но оказалось, что и с целью, и со средствами все очень плохо. Представители так называемых гражданских групп и экспертного сообщества жалуются, что Минфин их не слышит. Причем не только не допускает высококлассных специалистов к работе над документом, делая все кулуарно, но и не дает почитать черновики. Поэтому они пошли в парламентский комитет по налоговой политике к Нине Южаниной и включились в работу над ее проектом, альтернативным правительственному. Минфин все обвинения гражданских активистов отвергает и говорит, что приглашал к обсуждению всех желающих. Дескать, были открыты две коммуникационные платформы (это такой «умный термин», – автор), одна из них индустриальная, другая – аналитическая, встречи на которых проходили еженедельно с весны до осени. Неужели не наговорились? Более того, Макеева во всех интервью сетует, что глухотой страдает не Минфин, а именно комитет Южаниной, где «нас отказываются слышать». Что именно из предложений министерства отказывается услышать профильный парламентский комитет, замминистра не уточняет. В сухом остатке этой склоки «глухих» – два взаимоисключающих варианта налоговой реформы. Один – разработанный Минфином, второй – вышедший из-под пера налогового комитета. Поскольку при всех равных возможностях больше шансов на победу имеет популистский (как его называют в Минфине) проект Нины Южаниной, а меньше «консервативный» (как его окрестили активисты) проект Минфина, правительство пустило в ход тяжелую артиллерию. Попросило выступить на своей стороне иностранных советников и стало апеллировать к мнению МВФ. 13 октября заместитель министра финансов Елена Макеева сообщила, что окончательный вариант налоговой реформы будет готов к ноябрю. Через пару дней ее начальница Наталья Яресько заявила на брифинге, что Украине пора перестать придумывать какую-то "свою" налоговую реформу и начать делать то, что предлагает Международный валютный фонд. "Украина уже имела много плохого опыта во внедрении так называемых "своих" вариантов реформы. Украинские политики 23 года отказывались прислушаться к международному опыту и все время искали свой "особенный" путь в управлении экономикой, все время отказываясь от реформ, которые другие страны проводили при поддержке Международного валютного фонда и благодаря которым они уже давно впереди Украины в своем развитии и в уровне ВВП на человека. Мы все видели, к чему этот особенный путь нас привел: когда упал режим Януковича, в казне государства были смехотворные 117 тысяч гривен. "Наш" путь – путь к неликвидности", – сказала Яресько. Стрелы ее речи были направлены прямо в «сердце» проекта Южаниной, который предполагает снижение налога на прибыль и НДС до 15%, подоходного налога до 10%, а единого социального взноса (ЕСВ) до 20%. В отличие от предложения Минфина сделать все по 20: 20% налог на прибыль (18% в действующем Налоговом кодексе), 20% налог с доходов физических лиц (15-20% в действующем Налоговом кодексе), 20% НДС и 20% единый социальный взнос (в среднем 41,5%). «Сократить поступления можно легко на 25%, а попробуйте подумать, как сократить расходы на четверть! Международный опыт категорически говорит, что это нереально и неправильно», – настаивает Яресько. Чтобы подкрепить свои слова о международном опыте «показаниями свидетелей», на широкий журналистский простор был выпущен самый высокопоставленный в прошлом советник Минфина, бывший министр финансов и вице-премьер-министр Словакии Иван Миклош. Правда, с поставленной задачей он справился не сразу. И в первом интервью долго и нудно вспоминал о своих прошлых успехах, о создании коалиции и прочих передрягах словацкой политики. Потом его, видимо, «подрихтовали» специалисты, и он начал двигаться прямо по курсу. Недавно написал авторскую колонку о том, как хороша Яресько и как плох проект Южаниной. «Я активно слідкую за дискусією в Україні щодо проекту податкової реформи, на яку очікує українське суспільство. Ці спостереження говорять, що в українському суспільстві ще й досі існують численні непорозуміння та міфи стосовно того, що є реальними економічнми реформами, а що – ні. Я добре знаю проект реформи, який підготувала Міністр фінансів Наталія Яресько. Метою цього проекту є посилення та підтримка: перше – справедливості та солідарності в податковій системі в країні, друге – зайнятості, інвестицій та економічного зростання, третє – якості державних послуг, що надаються громадянам та бізнесу. У цієї реформи є три основні групи критиків – представники бізнесу, неурядові організації та група народних депутатів, лідером якої є Ніна Южаніна, голова парламентського комітету з питань податкової політики. Зауваження та пропозиції зазначених груп є більш-менш однаковими. За їх словами, запропонована Мінфіном реформа є недостатньою і дуже фрагментарною; на їх думку, вона є фіскальною" за змістом. Натомість, вони пропонують лише зниження податків і не хочуть ніяких змін у спрощеній та привілейованій – так званій єдиній – системі оподаткування. На моє глибоке переконання, ці пропозиції є небезпечно хибними та безвідповідальними. По-перше, тому, що ці пропозиції призведуть до фіскального дефіциту. Теперішнє покращення фіскальної та монетарної ситуації в Україні є дуже нестабільним. Тому будь-яку загрозу для цієї стабілізації слід сприймати дуже серйозно...». Я не случайно процитировала такой большой кусок из творчества реформатора Миклоша. Потому что иначе будет неинтересно читать прямо противоположное по смыслу высказывание другого именитого советника Минфина – Артура Лаффера. Того самого, кто придумал легендарную «кривую Лаффера», советовал Рейгану, Пиночету и кому-то еще. Лаффер, в отличие от Миклоша, вовсе не склонен к осторожности и в своем последнем интервью заявил о необходимости более радикального снижения ставок. «Мне тоже хочется для Украины радикальных решений. Ведь сейчас Украина находится в очень непростой ситуации, а потому ей нужно радикальное сокращение налогов. Если не сейчас, то когда?».

Думаю, высокооплачиваемый советник Минфина не нарочно подыграл оппонентам правительства – налоговому комитету ВР. Но тем самым продемонстрировал еще один элемент цирковой программы: дискуссия идет не только между парламентским комитетом и правительством, а и внутри советников Минфина. Миклош говорит одно, Лаффер другое, двое не менее знаменитых советников – доктор Роберт Конрад и эксперт по налоговым реформам Крис Уйэлс – третье. Эдак они все вместе окончательно нас, грешных, запутают. Тем временем практики, которых не слушают и не слышат, пытаются объяснить всем участникам реформаторской дискуссии, что проблема не столько в размере налогов (даже ЕСВ не критичен), сколько в их администрировании и своевольном поведении налоговых инспекторов. «Главное сейчас – не реформа, а правильное администрирование того, что есть. Нужны отдельные коррективы – снижение ренты по предложениям экспертов МВФ и некоторые технические правки в НДС и налог на прибыль», – считает президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко. Но если не будет радикальной налоговой реформы, то и некому будет снискать славу ее родителей. А это неинтересно. Посему цирк в стране глухих открывает новый сезон с еще более интересной программой.

Галина Акимова

💬 Последние комментарии
е
так чего ты стыдливо молчишь, твоя америка первая в списке стран-коррупцонеров? и ты ВСЕМ тут предлагаешь равняться на нее...понятно - ВОРЮГИ у тебя в почете и это ОЧЕРЕДНОЕ подтверждение этому...
Елена
Далась вам та коррупция , всегда была будет и есть,как жадность, алчность и коажи, природа человека это,чтобы было емуне просто хорошо,а очень хорошо.
Елена
Не придирайся по мелочам ,от уж.
SWIFT — НАШ !!!
Советские евреи-кибернетики придумали SWIFT и продали технологию на 3апад... Что бы Американские ковбои и Британские Робин Гуды не грабили их "Почтовые дилижансы" с наличкой. Так выпьем же, таварищ Шюрик, за НАШИХ кибернетиков из СССР ( которые сосчитали сколько звёзд на небе и придумали SWIFT )
Антиелена
Ты, Ленка-ТП бестолковая, когда будешь мне рассказывать про коррупцию, начни со свое любимой пиндосии, предварительно цифры подготовив хотя бы поверхностно!
Антиелена
Надо же, не знала да еще и подзабыла! Ты, Ленка-дура-белка, лучше иди в военкомат, там за тебя все знают, и ты будешь в пожизненном наряде по кухне, ибо тебя даже в караул брать нельзя!
Селянин с Харьковщины Олег Марченко
НЕДОРОГО ! продам огород 800,62 гектара в Кабуле, после того позорного бегства НАТО из Афганистана... в подарок много брошеной военной техники, патронов и обосраных штанов - весь товар брендовый - MADE IN USA !!!