ЭкономикаOct 22

"Нашли схему, как урезать зарплату рабочим". Почему с Укрзализници массово увольняются люди

nk_hauz/-mkfv8rahtejxnau55jr.jpg
Из-за износа подвижного состава случаются частые аварии. Фото из открытых источников

Работники "Укрзализници" массово жалуются на ухудшение условий труда. Люди говорят, что зарплаты, по сравнению с прошлым годом, уменьшились, а нагрузка на многих участках, наоборот, растет.

Интересно, что с похожими претензиями - на низкую зарплату - из набсовета УЗ недавно со скандалом ушел Андерс Аслунд. Впрочем, у рядовых железнодорожников его жалобы сочувствия особо не вызывают. Ведь для многих на зарплату в 47 тысяч (именно до такого уровня на время карантина были ограничены зарплаты на госпредприятиях) нужно работать по несколько месяцев, а то и почти год.

"У нас в ремонте молодые слесари, которым еще не положены доплаты за выслугу лет, сидят фактически на минималке — получают порядка 4,5 тысяч гривен на руки в месяц. То же самое у вагонников. Из-за низких зарплат люди массово уходят. Уже сейчас работать некому, из-за чего есть проблемы с обработкой грузов. Начинающему помощнику машиниста без права управления платят 9,5 тысяч гривен, машинисту - порядка 15 тысяч. На фоне зарплат руководства — это копейки", — рассказал нам представитель профсоюза Александр Скиба.

По его словам, специалисты сейчас бегут из УЗ - ищут работу в других отраслях или уезжают за границу. По данным председателя Профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Вадима Бубняка, в прошлом году среди железнодорожников наблюдалась рекордная  текучесть кадров - 9,2% (для сравнения: в 2015 году - 4,2%).

"Если посмотреть на заработную плату железнодорожников, то становится понятно, почему ежегодно из отрасли уходят тысячи людей, чтобы найти работу за рубежом", - говорит Бубняк.

В этом году ситуация еще больше усугубилась.

"Зарплаты снизились, причем, ощутимо. Плюс есть подозрения, что не будет повышения, предусмотренного в коллективном договоре - на 25%", — говорит Скиба.

"Страна" разбиралась, что происходит на "Укрзализнице" и почему оттуда массово уходят люди.

Как железнодорожникам срезают зарплаты

Снижение среднего уровня зарплат "Укрзализниця" признала официально.

По данным компании, в сентябре прошлого года средняя зарплата по компании составляла 12435 гривен, а в марте 2020 года упала до 11660 гривен. Машинисты локомотивов получали 20162 гривен, помощники машинистов - 14215 гривен, составители поездов - 13013 гривен, дежурные по станциям - 11670 гривен, монтеры пути - 12038 гривен, электромеханики —13350 гривен и т.д.

В УЗ пояснили, что снижение зарплат спровоцировал карантин, ведь была приостановка пассажирского движения.

Но, как говорит Александр Скиба, ситуация пока не выровнялась, причем, не только по пассажирскому, но и по грузовому направлению.

"Людям уменьшили премии. Раньше они были до 25% от оклада, а сейчас в лучшем случае 15%. Премии срезали из-за снижения показателя тонна-брутто/км, а тот в свою очередь, упал из-за сокращения объемов перевозок. Еще в прошлом году был дефицит грузовых вагонов, только по Юго-Западной железной дороге не хватало, минимум, 20 вагонов в сутки. А сейчас дефицита нет, так как грузопоток упал. С одной стороны, стало меньше грузов из Беларуси из-за ухудшения торговых отношений с этой страной. Нефтепродуктов, битума везут ощутимо меньше. С другой - из-за повышения тарифов на железнодорожные перевозки, стал меньше отечественных заказчиков. Зернотрейдеры и даже ГОКи активно переводят доставку на автомобильный транспорт", — говорит Скиба.

На снижение премия массово жалуются железнодорожники по всей стране.

"Кого еще "порадовали" 10 процентами премии? "Бедолаги, еле наскребли нам на премию 10 процентов (у меня 354 гривны)", - пишет в профильной группе железнодорожников в Facebook Валентина Терентьева из Мариуполя.

Но на самом деле показатель разные в зависимости от подразделения. Так, работники ЮДЖ рассказали, что в сентябре получили премию 15% от оклада, а на Приднепровской железной дороге, по данным Инны Волжиной, - 30%. 

Но в целом за счет снижения доплат зарплаты упали, по сравнению с прошлым годом, минимум, на 10%, хотя и платят их вовремя, — говорит Скиба.

Он пояснил: большинство специалистов работает по сдельно-премиальной схеме - есть почасовая оплата, которая формирует месячный клад в зависимости от отработанных часов, и различные доплаты. Скажем, помимо премии, это доплата за выслугу лет, за право управления (для машинистов и их помощников), ночные смены и прочее. Каждая доплата - 5-10% от оклада.

То есть, если отработал меньше часов - снижается и оклад и общая сумма на руки.

Стоит отметить, что во время жесткого карантина железнодорожники массово уходили в простой (оплачивалось 75% оклада). Затем, с 1 июля, часть людей перевели на 4-дневную рабочую неделю. В общей сложности нововведение коснулось 40-50% персонала.

В сентябре новый глава Укрзализныци Владимир Жмак заявил, что "на днях" такой режим будет пересмотрен и люди вернутся к обычному режиму работы. Но спустя больше месяца ничего не изменилось. Как сказали нам в пресс-службе компании, на сегодняшний день четырехдневка по-прежнему действует.

Есть и другие схемы, которые снижают общую зарплату железнодорожников.

Скажем, если электровоз транспортирует грузовые вагоны, а на обратном пути - пассажирские, то на время в дороге с последним не начисляются премиальные и за выслугу лет.

На пассажирском направлении заработок зависит от длинны маршрута и количества отработанных часов. "На длинном плече и с переработками (если работать 200-205 част в месяц вместе обычных 160-170) пассажирские получают больше грузовых примерно на 4 тысячи, то есть, до 16-21 тысячи на руки. Но нагрузка колоссальная", — говорят на УЗ.

По словам Скибы, многие работники, особенно с небольшим опытом, вообще сидят на минималке.

Скажем, слесари-ремонтники и те, кто работает на обработке грузов, получают всего по 4,5 тысячи гривен.

"Хорошо получают только топы, для остальных - нет денег"

Интересно, что в коллективном договоре на прошлый и этот год предусмотрено увеличение зарплаты по УЗ на 25%.

Но в прошлом году, как рассказал нам слесарь "Укрзализници" из Знаменки (Кировоградская область) Руслан Логвинов, зарплаты повысили только на 10%. Он пытался добиться пояснений у руководства и в Гоструда, но без толку.

Поэтому он подал иск на работодателя и как раз на днях - 10 октября - выиграл дело в Знаменском районном суде (дело №389/620/20). Суд постановил удовлетворить его иск - повысить зарплату на 15% с 1 сентября 2019 года. Теперь Логвинов ждет, что ему начислят деньги задним числом (больше чем за год), хотя допускает, что точку в этой истории ставить рано, и "Укрзализныця" может еще подать аппеляцию.

Впрочем, судиться решаются немногие.

Александр Скиба говорит, что в компании ходят слухи, что никакого повышения зарплат в этом году тоже не будет. Якобы - из-за сложного финансового состояния УЗ.

По итогам первого полугодия "Укрзализниця" получила 8,8 млрд гривен убытков. 

Источник, знакомый с ситуацией в компании, считает, что это закономерный итог менеджмента последних лет.

"Падение грузооборота за пять лет составило 28%, а доходы от них в долларовом эквиваленте сократились вдвое. Если в 2013 году доходы от перевозки миллиарда тонн на километр нетто составляли 21,6 млн, то сейчас — 11,5 млн долларов. 60% локомотивов и 50% главных путей используются с нарушением норм безопасности, а износ локомотивного парка превышает 90%, - отмечает наш источник.

"Локомотивы горят с периодичностью приблизительно раз в месяц. Вот буквально недавно был случай. Бригада еле успела выскочить, в вещи сгорели", — говорит Скиба.

Он также сетует на ухудшающиеся условия труда.

"Мало того, что на каждом шагу нарушение техники безопасности, так вообще доходит до смешного. В комнате отдыха установили кондиционер, но вот только шнур до розетки не дотянуть. Зато отчитались о заботе о сотрудниках", — говорит Скиба.

При этом интересно, что управленческий штат компании в сравнении с 2013 годом вырос с 2,5 тысяч до 3,4 тысяч человек, а зарплата топ-менеджеров - в десятки раз. До карантинных ограничений зарплата руководства "Укрзализницы" доходила до 2 млн гривен.

В среднем зарплатный фонд топ-менеджмента увеличился с 0,1% от оборота компании с 2013 году до 1%.

Новый руководитель предприятия Владимир Жмак в одном из интервью уже намекнул на "оптимизацию" штата (сейчас работает 260 тысяч человек), хотя и добавил, что он не сторонник сокращений.

Также он рассказывал об идеях изменить зарплатную модель, в частности, внедрив так называемый метод экономической добавленной стоимости (EVA). Суть показателя Economic Value Added заключается в определении чистой операционной прибыли компании за вычетом ее затрат. И к ней привязать часть вознаграждения персонала.

Жмак назвал такую систему мотивации и оплаты труда "понятной для всех".

"Хочу внедрить систему EVA (Economic value added). Это наиболее справедливая система для такой компании как УЗ", - заявил Жмак в одном из интервью.

Меняют профессию и уезжают в Польшу

Впрочем, будет по новой схеме больше или меньше денег - еще вопрос, особенно, если УЗ не выберется из убытков.

Поэтому, как говорит Скиба, возможно, и сокращений проводить не придется - люди уже сами массово увольняются. 

"Профессия железнодорожника стала непрестижной. Многие уходят в другие отрасли, часть коллег уезжает в Европу на заработки. Понятно, не на железную дорогу - на стройку или горшки носить", - отмечает он.

По данным профсоюза железнодорожников и транспортных строителей из отрасли уходят тысячи специалистов. В прошлом году среди железнодорожников наблюдалась рекордная  текучесть кадров - 9,2% (для сравнения: в 2015 году - 4,2%).

Но многие терпят.

"Городок наш маленький, работы, кроме железки, не найти. Людей на ж/д не хватает, поэтому нагрузка растет, а зарплата, наоборот, уменьшается. Но пока работаем, семью ведь нужно кормить", — рассказала нам работница Одесской железной дороги из города Помощная, попросившая не называть ее имени.

Александр Скиба говорит, что люди увольняются массово, а новых работников найти проблематично. Поэтому по многим участкам провал уже не только потому, что нет средств, а банально из-за того, что работать некому.

Людмила Ксенз

💬 Последние комментарии
999999
уКРАИНА СТРУХНЯВИЛА ИЗ НУТРИ ИЗ ЗА КОРОЕДОВ В ВЛАСТИ.тЧТО БЫДУТ РАСТАСКИВАТЬ ЕЁ ТЕРИТОРИЮ ЭТО ПОНЯТНО.уЧАСТЬ НАРОДА В ГИПНОЗЕ НАЦИОНАЛИЗМА ПЛАЧЕВНА.
Вася
От какой партии депутат, писатели, блин!
антиМакс
Петрухес, тебя уже выпустили из больницы?
гость
ну, как бы да, но есть нюансы. Почитав для разнообразия "Х..вый Житомир" имхо не был бы так уверен, что там найдётся такой себе активист-олигархист, который подпадает под "закон гопстоп-олигарх". Разве только мабуть в Бердичеве парочку завалялось. цитата из того самого "х..вого житомира" - ... В 2017 році була створена Агенція регіонального розвитку Житомирської області, яку заснували облдержадміністрація та обласна рада, її керівником – хедхантером, який залучатиме інвестиції в область, став Артем Сачук. Влітку 2020 року у нього закінчився контракт, Артем Сачук звільнився з посади керівника Агенції, втім інвестиційний напрям не полишив і зараз займається цим, але вже в Києві. Чи приваблива Житомирська область для іноземних інвесторів та що вони очікують від місцевої влади, чому деякі великі проєкти так і не були реалізовані, скільки треба виділяти з місцевого бюджету на розвиток індустріальних парків і на що скаржаться місцеві інвестори – відповіді на ці питання читайте в інтерв’ю Житомир.info з Артемом Сачуком. - Де ви працюєте зараз? - Я працюю в Офісі реформ Кабінету Міністрів України. Це консультаційно-дорадчий орган, який за посадою очолює Міністр Кабінету міністрів України. Моя позиція – старший проектний менеджер за напрямком інвестиційний клімат та економічне зростання. Також я є радником Міністерства розвитку громад та територій по проєкту «Розвиток мережі індустріальних парків в Україні» - Якщо по десятибальній шкалі оцінювати інвестиційний клімат, то скільки балів отримає Житомирська область? - «Трієчку» поставимо. - Чому так мало? - Я теж інвестор. Рік тому ми в Житомирі відкрили приватний садочок, і можу сказати, що вести бізнес досить важко. І це не лише на Житомирщині, а й в Україні. ..." - конец цитаты. Так шо, как говорится "не всё что вышло з Бердичева попадает в Житомир, некоторые таки оказываются в Киеве".
е
Я не обращаю внимание, у меня тоже полно опечаток, а западенский вариант мовы вообще ближе к полякам и венграм...там вообще жуть, мало имеющая общего с классическим украинским (полтавским)
гость
Абы что, лишь бы науку не развивать. Роскосмосы были орбитальными таксистами, но коварный и подлый Маск у них и эту нишу отобрал. Теперь роскосмос хотят переделать в космический театр - уже прогресс. А есть в планах следующий логичный шаг - создание "первой в мире" космической киностудии с космическими сериалами по космическим ценам? Предлагаю кошерное название "космовуд", патентуйте пока янки не забили приоритет.
Мир Вашему дому
Украинских активистов,что требуют отловить "виновных" и наказать,сослать на шахты уголь добывать,а то его сейчас сииииильно не хватает. Эти активисты не там активничают! С каких пор они начали считать русских и украинцев разными народами? Да,мы один народ,что в этом такого ужасного??? Зачем сеять вражду??? Всегда сила была в объединении,а не в розни.