"Нашли схему, как урезать зарплату рабочим". Почему с Укрзализници массово увольняются люди
Экономика22 октября 2020

"Нашли схему, как урезать зарплату рабочим". Почему с Укрзализници массово увольняются люди

Из-за износа подвижного состава случаются частые аварии. Фото из открытых источников

Работники "Укрзализници" массово жалуются на ухудшение условий труда. Люди говорят, что зарплаты, по сравнению с прошлым годом, уменьшились, а нагрузка на многих участках, наоборот, растет.

Интересно, что с похожими претензиями - на низкую зарплату - из набсовета УЗ недавно со скандалом ушел Андерс Аслунд. Впрочем, у рядовых железнодорожников его жалобы сочувствия особо не вызывают. Ведь для многих на зарплату в 47 тысяч (именно до такого уровня на время карантина были ограничены зарплаты на госпредприятиях) нужно работать по несколько месяцев, а то и почти год.

"У нас в ремонте молодые слесари, которым еще не положены доплаты за выслугу лет, сидят фактически на минималке — получают порядка 4,5 тысяч гривен на руки в месяц. То же самое у вагонников. Из-за низких зарплат люди массово уходят. Уже сейчас работать некому, из-за чего есть проблемы с обработкой грузов. Начинающему помощнику машиниста без права управления платят 9,5 тысяч гривен, машинисту - порядка 15 тысяч. На фоне зарплат руководства — это копейки", — рассказал нам представитель профсоюза Александр Скиба.

По его словам, специалисты сейчас бегут из УЗ - ищут работу в других отраслях или уезжают за границу. По данным председателя Профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Вадима Бубняка, в прошлом году среди железнодорожников наблюдалась рекордная  текучесть кадров - 9,2% (для сравнения: в 2015 году - 4,2%).

"Если посмотреть на заработную плату железнодорожников, то становится понятно, почему ежегодно из отрасли уходят тысячи людей, чтобы найти работу за рубежом", - говорит Бубняк.

В этом году ситуация еще больше усугубилась.

"Зарплаты снизились, причем, ощутимо. Плюс есть подозрения, что не будет повышения, предусмотренного в коллективном договоре - на 25%", — говорит Скиба.

"Страна" разбиралась, что происходит на "Укрзализнице" и почему оттуда массово уходят люди.

Как железнодорожникам срезают зарплаты

Снижение среднего уровня зарплат "Укрзализниця" признала официально.

По данным компании, в сентябре прошлого года средняя зарплата по компании составляла 12435 гривен, а в марте 2020 года упала до 11660 гривен. Машинисты локомотивов получали 20162 гривен, помощники машинистов - 14215 гривен, составители поездов - 13013 гривен, дежурные по станциям - 11670 гривен, монтеры пути - 12038 гривен, электромеханики —13350 гривен и т.д.

В УЗ пояснили, что снижение зарплат спровоцировал карантин, ведь была приостановка пассажирского движения.

Но, как говорит Александр Скиба, ситуация пока не выровнялась, причем, не только по пассажирскому, но и по грузовому направлению.

"Людям уменьшили премии. Раньше они были до 25% от оклада, а сейчас в лучшем случае 15%. Премии срезали из-за снижения показателя тонна-брутто/км, а тот в свою очередь, упал из-за сокращения объемов перевозок. Еще в прошлом году был дефицит грузовых вагонов, только по Юго-Западной железной дороге не хватало, минимум, 20 вагонов в сутки. А сейчас дефицита нет, так как грузопоток упал. С одной стороны, стало меньше грузов из Беларуси из-за ухудшения торговых отношений с этой страной. Нефтепродуктов, битума везут ощутимо меньше. С другой - из-за повышения тарифов на железнодорожные перевозки, стал меньше отечественных заказчиков. Зернотрейдеры и даже ГОКи активно переводят доставку на автомобильный транспорт", — говорит Скиба.

На снижение премия массово жалуются железнодорожники по всей стране.

"Кого еще "порадовали" 10 процентами премии? "Бедолаги, еле наскребли нам на премию 10 процентов (у меня 354 гривны)", - пишет в профильной группе железнодорожников в Facebook Валентина Терентьева из Мариуполя.

Но на самом деле показатель разные в зависимости от подразделения. Так, работники ЮДЖ рассказали, что в сентябре получили премию 15% от оклада, а на Приднепровской железной дороге, по данным Инны Волжиной, - 30%. 

Но в целом за счет снижения доплат зарплаты упали, по сравнению с прошлым годом, минимум, на 10%, хотя и платят их вовремя, — говорит Скиба.

Он пояснил: большинство специалистов работает по сдельно-премиальной схеме - есть почасовая оплата, которая формирует месячный клад в зависимости от отработанных часов, и различные доплаты. Скажем, помимо премии, это доплата за выслугу лет, за право управления (для машинистов и их помощников), ночные смены и прочее. Каждая доплата - 5-10% от оклада.

То есть, если отработал меньше часов - снижается и оклад и общая сумма на руки.

Стоит отметить, что во время жесткого карантина железнодорожники массово уходили в простой (оплачивалось 75% оклада). Затем, с 1 июля, часть людей перевели на 4-дневную рабочую неделю. В общей сложности нововведение коснулось 40-50% персонала.

В сентябре новый глава Укрзализныци Владимир Жмак заявил, что "на днях" такой режим будет пересмотрен и люди вернутся к обычному режиму работы. Но спустя больше месяца ничего не изменилось. Как сказали нам в пресс-службе компании, на сегодняшний день четырехдневка по-прежнему действует.

Есть и другие схемы, которые снижают общую зарплату железнодорожников.

Скажем, если электровоз транспортирует грузовые вагоны, а на обратном пути - пассажирские, то на время в дороге с последним не начисляются премиальные и за выслугу лет.

На пассажирском направлении заработок зависит от длинны маршрута и количества отработанных часов. "На длинном плече и с переработками (если работать 200-205 част в месяц вместе обычных 160-170) пассажирские получают больше грузовых примерно на 4 тысячи, то есть, до 16-21 тысячи на руки. Но нагрузка колоссальная", — говорят на УЗ.

По словам Скибы, многие работники, особенно с небольшим опытом, вообще сидят на минималке.

Скажем, слесари-ремонтники и те, кто работает на обработке грузов, получают всего по 4,5 тысячи гривен.

"Хорошо получают только топы, для остальных - нет денег"

Интересно, что в коллективном договоре на прошлый и этот год предусмотрено увеличение зарплаты по УЗ на 25%.

Но в прошлом году, как рассказал нам слесарь "Укрзализници" из Знаменки (Кировоградская область) Руслан Логвинов, зарплаты повысили только на 10%. Он пытался добиться пояснений у руководства и в Гоструда, но без толку.

Поэтому он подал иск на работодателя и как раз на днях - 10 октября - выиграл дело в Знаменском районном суде (дело №389/620/20). Суд постановил удовлетворить его иск - повысить зарплату на 15% с 1 сентября 2019 года. Теперь Логвинов ждет, что ему начислят деньги задним числом (больше чем за год), хотя допускает, что точку в этой истории ставить рано, и "Укрзализныця" может еще подать аппеляцию.

Впрочем, судиться решаются немногие.

Александр Скиба говорит, что в компании ходят слухи, что никакого повышения зарплат в этом году тоже не будет. Якобы - из-за сложного финансового состояния УЗ.

По итогам первого полугодия "Укрзализниця" получила 8,8 млрд гривен убытков. 

Источник, знакомый с ситуацией в компании, считает, что это закономерный итог менеджмента последних лет.

"Падение грузооборота за пять лет составило 28%, а доходы от них в долларовом эквиваленте сократились вдвое. Если в 2013 году доходы от перевозки миллиарда тонн на километр нетто составляли 21,6 млн, то сейчас — 11,5 млн долларов. 60% локомотивов и 50% главных путей используются с нарушением норм безопасности, а износ локомотивного парка превышает 90%, - отмечает наш источник.

"Локомотивы горят с периодичностью приблизительно раз в месяц. Вот буквально недавно был случай. Бригада еле успела выскочить, в вещи сгорели", — говорит Скиба.

Он также сетует на ухудшающиеся условия труда.

"Мало того, что на каждом шагу нарушение техники безопасности, так вообще доходит до смешного. В комнате отдыха установили кондиционер, но вот только шнур до розетки не дотянуть. Зато отчитались о заботе о сотрудниках", — говорит Скиба.

При этом интересно, что управленческий штат компании в сравнении с 2013 годом вырос с 2,5 тысяч до 3,4 тысяч человек, а зарплата топ-менеджеров - в десятки раз. До карантинных ограничений зарплата руководства "Укрзализницы" доходила до 2 млн гривен.

В среднем зарплатный фонд топ-менеджмента увеличился с 0,1% от оборота компании с 2013 году до 1%.

Новый руководитель предприятия Владимир Жмак в одном из интервью уже намекнул на "оптимизацию" штата (сейчас работает 260 тысяч человек), хотя и добавил, что он не сторонник сокращений.

Также он рассказывал об идеях изменить зарплатную модель, в частности, внедрив так называемый метод экономической добавленной стоимости (EVA). Суть показателя Economic Value Added заключается в определении чистой операционной прибыли компании за вычетом ее затрат. И к ней привязать часть вознаграждения персонала.

Жмак назвал такую систему мотивации и оплаты труда "понятной для всех".

"Хочу внедрить систему EVA (Economic value added). Это наиболее справедливая система для такой компании как УЗ", - заявил Жмак в одном из интервью.

Меняют профессию и уезжают в Польшу

Впрочем, будет по новой схеме больше или меньше денег - еще вопрос, особенно, если УЗ не выберется из убытков.

Поэтому, как говорит Скиба, возможно, и сокращений проводить не придется - люди уже сами массово увольняются. 

"Профессия железнодорожника стала непрестижной. Многие уходят в другие отрасли, часть коллег уезжает в Европу на заработки. Понятно, не на железную дорогу - на стройку или горшки носить", - отмечает он.

По данным профсоюза железнодорожников и транспортных строителей из отрасли уходят тысячи специалистов. В прошлом году среди железнодорожников наблюдалась рекордная  текучесть кадров - 9,2% (для сравнения: в 2015 году - 4,2%).

Но многие терпят.

"Городок наш маленький, работы, кроме железки, не найти. Людей на ж/д не хватает, поэтому нагрузка растет, а зарплата, наоборот, уменьшается. Но пока работаем, семью ведь нужно кормить", — рассказала нам работница Одесской железной дороги из города Помощная, попросившая не называть ее имени.

Александр Скиба говорит, что люди увольняются массово, а новых работников найти проблематично. Поэтому по многим участкам провал уже не только потому, что нет средств, а банально из-за того, что работать некому.

Людмила Ксенз

3 комментария

Написать комментарий
  • Серж
    22 октября 2020
    А полено пиздует в европу. Елена- Палена.
    Ответить
  • е
    22 октября 2020
    волы наше фсе, да Елена?
    Ответить
  • Елена
    22 октября 2020
    А маладую Ленку сосалку из придорожной канавы жд транспорт не интересует ! Она только с пьяной польской шоферней беззубым ртом зарабатывает.
    Ответить
💬 Последние комментарии
ера
помоему ...кипчак ...имел в виду не только Елену...но и тебя 100%.. веселый!..и меня...немножко...и
Весёлый Роджер
Да НЕТ, шановний КИПЧАК, платят им гроши за комменты, но они всё равно стараются, скачут да рвут дупу, тк многие с партЕйным прошлым у КПСС и надо вылезать сраку новой владе – став предателем! А в остальном, ты полностью прав, а по поводу Шмули_Елены – полностью. Маразматичный, почти, 70-летний графоман, с комплексом неполноценности и злобой на всех и вся, за свою никчёмную ОДИНОКУЮ життю!
Весёлый Роджер
П.здит як дышит это мразь Шмуля_Елен! КАЖДЫЙ, для УСИХ поновляю!!! Кожний!!! тут будет обсираться этой мразью, если он тильки вздумает не восхищаться её опусами про картонные и мосты, сожранных ёжиков москалями да 200 000 пидземных бурят, на коняках, танках и санках. А да ещё, выплавку металла на вугле! Он всезнайка, мает пид кроватью балалайку!
Весёлый Роджер
Этот Шмуля мудак пишет такое, будто бы сам сидел в окопах и это у него текла кровь из ушей после барического ранения. НЕТ, это сцука сидела в каптёрке и 3.14здила тушенку со сгущенкой, обворовывал солдат ЮГВ СА как мог. А сейчас он дупу бандеровцам лижет и до Эуропы скакать зовёт, этот предатель - пыдар нищеброд!
гость
Божечки, какое отношение имеет Борис Патон к тому, что тут в статье написано? И почему Патон развивал науку так и не иначе? - воообще науку, а не какой-то её отдельный - "национальный" украинский сегмент. Вообще журналисты-публицисты знают, что означает слово "наука"? Нет, это не деньги, не бюджеты, не количество научных сотрудников и даже не государственная или постсоветская политика в отношении заслуженных и незаслуженных научных кадров. Наука это про другое, о чём сам Патон постоянно говорил. Возникает такое впечатление, что люди читают, но не понимают, что им пишет специалист в области металлургии и технологии металлов, доктор технических наук, профессор, академик, основоположник своей дисциплины в научной теории. Наука - это не про то как доцент по кристаллографии идёт торговать на радиорынок запчастями мобильных телефонов, не вера в доброе или богатое правительство, не бюджеты, не национальная вотчина, и не кто кому кого куда в какой форме послал - это про научное знание, про научную мысль и про то, как это применять на практике. "Наука" начинается с фразы - "не верьте в ху..ню, изучайте-познавайте-применяйте научную дисциплину - и она вам даст в десять раз больше, чем такой-же бестолочи без научных знаний". Вот например, выделили Академии средства на год в десять раз меньше, чем обещали. Что делает в таком случае научный и ненаучный руководитель? Первый раскидывает бюджет по затратам на всех, кто хоть как-то сохраняет в относительном научном порядке свои научные дисциплины, работает-делает-фиксирует результаты - потому как знает, что в науке нет "не важных" элементов. Всё важно, особенно отрицательные результаты, на которых тратится больше сил/средств/времени, чем на научную революцию и какие-то там нобелевские "прорывы". И он знает, кто принесёт большую отдачу обществу, - тем выделяют на исследования столько сколько надо по минимуму, плюс малая доля возмещения самофинансирования. Привлекает сторонних и воообще всех кого можно, чтобы если не "демонстрировать прорывные исследования" для поступления новых бюджетов, но как минимум - поддерживать компетенции в научных центрах и образовательных местах. Остальные, не сильно актуальные для общества вещи, лишённые должного развития - должны законсервироваться, зафиксировать свои научные результаты и в обязательном порядке заложить в каталог доступного архива. Чтобы когда понадобится - всегда можно было их работы вытащить и возобновить, как только пойдёт финансирование больше, чем надо - с новыми людьми, новыми институтами и новыми научными данными и базами. Это грамотный подход. Потому как наука, это не про то, как пилить бабло "по науке" - это накопление знания, теории, опыта, практика и зафиксированный массив положительных и отрицательных экспериментов. Без каких либо личностей в ней, являющиеся просто платным приложением к науке. Есть такая категория "науковцив", которым надо памятники при жизни ставить, потому как плевали на жлобов при власти, а продолжают поддерживать науку и свои научные школы на плаву, перейдя на совмешение в образование, бизнес, предпринимательство или технологи. Продолжающие двигать мировую науку дальше и публиковаться в научных журналах. Вот Патон и был одним из таких - ему по большому счёту было похрену, сколько дадут денег из правительтства - сколько дали, столько и передал дальше в беспрерывный поток знаний и компетенций на местах. Понятно, что надо больше, чтобы отдача и окупаемость была существенная, но власть идиотов тем и отличается от власти меритократов, что не понимают выгоды от научных знаний. Вторая же категория, случайные люди с ненаучным подходом к проблеме финансирования - занимаются наукой ровно наоборот, расстаскивают знания-опыт-практику по хатынках, переключают на себя бюджеты-финансирование-патенты-аренду площадей-сторонние поступления итд. Становятся не научными работниками (при всех их "научных регалиях"), а чистыми - "научными жлобами". Который и сам не гам и другому не дам. Это и есть то, что сейчас вообще происходит в постсоветской науке, и не только на Украине, у науки как у денег - нет национальных границ. Приватизация и деградация научных принципов-подходов-системы и методов, когда под видом "науки" идёт её имитация, а под видом финансирования - кормёжка частных институтов. С закономерным результатом - там, где могли быть денежные результаты, возникает пустое научное место - "сдам в аренду доцента и научного руководителя, звонить Рабиновичу". А научные сотрудники превращаются в решалы от науки - кому дам кому не дам кому продам. В общем, Патон писал не про это, главная и практически всегда неблагодарная задача науки - нести знания в массы. А справочниками Патона люди будут пользоваться ещё как минимум на протяжении пары сотен лет. Везде, по всему миру, с выгодой для себя и для всего общества. Не верьте во всякую антинаучную ху..ню - изучайте науку. И тогда она не просто окупится сторицей, но выживет назло всем бюджетам и планам по уничтожению научных знаний-опыта-практики.
насМНОГО
Даавно было желание написать тут некоторым "писакам", да не знала как, чтоб и не обидеть, и выразить мысли не пишущих,но читающих, нас миллион ,если не больше! и вот наконец-то появился коммент, выражающий мысли оочень многих! Спасибо! Чтоб такое написать, надо иметь не только ум, но и непосредственное отношение к литературотворчеству! Хотя у меня есть мааленькое "но", но к теме оно не относится. БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА НАШИ ОЗВУЧАННЫЕ МЫСЛИ!
Вера
лайк...