Сборка разобранных БМП, странные закупки радиостанций, которые не помещаются в танки, — такие секретные сделки с военной продукцией проворачивают высокопоставленные представители власти. Об этом говорится в материале "Служили два товарища" интернет-издания "Новое время", передают Українські Новини. Украина тратит на оборону около 6% ВВП, или 179 млрд гривен. Около 20% бюджета Министерства обороны Украины — его размер на 2018 год составляет 83,3 млрд гривен — идет на секретные закупки. А секретные контракты являются сферой, где процветают подозрительные финансовые операции. И к ним причастны высокопоставленные представители президентской команды и парламентской коалиции. Чаще всего в контексте подобных сделок эксперты и парламентарии, которые знакомы с ситуацией в оборонной сфере, называют двух людей. Первый — это Олег Гладковский, заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО), давний деловой партнер главы государства, контролирующий автомобильную корпорацию "Богдан". Второй — Сергей Пашинский, представитель фракции "Народный фронт" (НФ) и глава парламентского комитета по вопросам обороны. Совсем недавно он еще и возглавлял наблюдательный совет государственного холдинга "Укроборонпром". "Денежные потоки в оборонке поделены между БПП (Блок Петра Порошенко) и НФ, чтобы никто не был обижен", — утверждает депутат Верховной Рады Украины Сергей Лещенко от фракции БПП и член антикоррупционного комитета парламента. Боевые машины денег Один из самых странных контрактов, заключенных Минобороны в 2016–2017 годах, касается поставок Житомирским бронетанковым заводом (ЖБЗ) боевых машин пехоты (БМП). Предприятие закупало списанные с вооружения БМП-1 1980-х годов выпуска у компании Wtorplast (Польша). Польская компания в свою очередь изначально покупала их у компании Excalibur Army (Чехия) по 20-25 тыс. долларов за единицу — по цене металлолома. Wtorplast разбирала БМП — отделяла башни от шасси. Далее ЖБЗ завозил все это по отдельности в Украину: каждая башня оценивалась в 66 тыс. долларов, а каждое шасси — по 99 тыс. долларов. Завод "ремонтировал" БМП — попросту соединял ранее разобранные части. Стоимость работ составляла еще 40 тыс. долларов за единицу. В итоге БМП стоимостью 20 тыс. долларов обходилась украинскому оборонному бюджету в 205 тыс. долларов. Только в 2017 году в рамках контракта с ЖБЗ Минобороны закупило 200 боевых машин, потратив на них 41 млн долларов. Один из бизнесменов, причастный к поставкам, на условиях анонимности сообщил, что "конечным бенефициаром этой схемы является Сергей Пашинский". А также заверил, что большая часть контракта — коррупционная нагрузка. Сам Пашинский уверенно заявил: "Я не то что не имею, а теоретически не могу иметь коммерческих отношений с ЖБЗ". Большие радиостанции для маленьких танков Весной 2017 года Минобороны задумало приобрести новые радиостанции за 350 млн долларов. Претендентами на выполнение заказа были 2 компании: израильская Elbit и турецкая Aselsan. Минобороны выбрало турок и приобрело у них рации на 100 млн долларов, аргументируя тем, что их предложение на 1% дешевле, чем Elbit. Хотя израильские образцы, по мнению экспертов, куда качественнее. Минобороны определило победителя на основе испытаний - сравнивали новые турецкие образцы и старые израильские. А после испытаний и заключения контракта чиновники Минобороны неожиданно выяснили, что турецкие радиостанции слишком велики, а потому не помещаются в танки Т-64БВ, для которых их закупали. Кроме того, генерал Владимир Рапко, руководитель комиссии, проводившей испытания, объявил Aselsan победителем, не дождавшись окончания испытаний. А во время самого процесса тестирования турецкие станции постоянно ломались. Не приняли во внимание того, что израильтяне готовы были передать Украине еще и технологии производства радиостанций, а также разместить в стране свое производство. В ноябре 2017 года израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху, по данным народного депутата Юрия Деревянко (внефракционный) из парламентского комитета по предотвращению коррупции, звонил Порошенко и просил украинского президента разобраться в сложившейся ситуации. Депутат Рады Деревянко также утверждает, что израильские спецслужбы выяснили: турецкую продукцию лоббировали Пашинский и секретарь СНБО Александр Турчинов. Генпрокуратура Украины, расследующая нарушения, допущенные Минобороны при заключении контракта, до сих пор пытается разобраться с закупкой радиостанций. Богдан всемогущий Отечественной автокорпорации "Богдан" в последнее время везет. Ее собственник — Олег Гладковский — входит в состав в СНБО и возглавляет комиссию по военно-техническому сотрудничеству. А "Богдан" получает хорошие госзаказы. Независимый антикоррупционный комитет по вопросам обороны (НАКО) сообщил, что в начале 2017 года Минобороны заключило контракт с "Богданом" на поставку 100 медицинских автомобилей, по 32 тыс. долларов за каждый. Тендер министерство не объявляло, так как процедура проходила в рамках секретного оборонного заказа. Из 50 поставленных автомобилей, по данным НАКО, менее чем за 1 год эксплуатации сломалась половина, но Минобороны планирует приобрести еще 100 подобных. Гладковский уверен: главная причина поломок — некачественное топливо. Минобороны закупает его у компании "Трейд Коммодити". НАБУ разбирается с подозрительной деятельностью этого поставщика. В конце марта детективы завершили расследование данного дела. Ключевого подозреваемого — Игоря Павловского, заместителя министра обороны, собирался взять на поруки сам Гладковский. Суд, правда, отпустил замминистра под поручительство двух военных. "Трейд Коммодити" принадлежит бизнесмену Андрею Адамовскому. В прошлом он являлся бизнес-партнером депутата БПП Александра Грановского, который в свою очередь близок к еще одному представителю президентской фракции — Игорю Кононенко. Последний же — участник бизнес-трио "Порошенко — Кононенко — Гладковский". Минобороны закупает у "Богдана" еще и грузовые автомобили. В оборонном заказе на 2015 год была предусмотрена закупка 120 грузовиков "Богдан", произведенных совместно с белорусским МАЗом, стоимостью 100 млн гривен. В последующие годы размер заказа увеличился до 150 автомобилей в год. А бронирование "БогданоМАЗов" проходит на заводе "Кузня на Рыбальском", принадлежащем Порошенко и Кононенко. Выбрав "БогданоМАЗы", отказалось от чисто украинского аналога — грузовиков кременчугского КрАЗ, которые на 10% дешевле и поставляются с 5-летней гарантией (в отличие от 2-летней у "Богдана"). На вопрос о том, не ощущает ли Гладковский конфликта интересов — и корпорацией "Богдан" владеет, и должность в СНБО занимает, — он ответил: "Посмотрите на американских политиков топ-уровня — почти все они владеют какими‑то компаниями". Военный секрет, который не секрет По мнению эксперта по оборонным вопросам Реанимационного пакета реформ Дениса Васильева, избыточная секретность в оборонной сфере порождает сомнительные сделки и коррупцию в сфере военных заказов в Украине. В рейтинге Government Defense Anticorruption Index, составляемом лондонским офисом Transparency International для мониторинга ситуации с коррупцией в оборонном секторе, Украина входит в группу D, подтверждая, что украинская позиция далека от идеала. Кроме того, по мнению главы НАКО Елена Трегуб, необходимо как полностью изменить подход к оборонному госзаказу, сделав его более прозрачным и подотчетным обществу, так и провести аудит "Укроборонпрома". "Нечего разводить тотальную таинственность,— на публичных тендерах можно без проблем для обороноспособности страны закупать большую часть обычных вооружений", - резюмирует Трегуб.