Страна оказалась на краю коммунальной катастрофы
Современное государство невозможно без электростанций, мостов, дорог и прочих объектов инфраструктуры. В Украине на этот счет сложилась очень тяжелая ситуация, которая в недалеком будущем может привести к масштабным катастрофам, поскольку многие стратегически важные объекты давно исчерпали срок эксплуатации. Подробнее — в материале «Klymenko Time».
Энергосистема идет в разнос
С наступлением холодов, в Украине одна за другой начали возникать сбои в энергосистеме. 3 февраля из-за отключения воздушной линии на Запорожской теплоэлектростанции, были временно обесточены города Энергодар и Доброрудное. Через два дня авария на этой ТЭС повторилась, причина — неисправность в системе охлаждения трансформатора. Уже 6 февраля из строя вышли по одному энергоблоку сразу в двух ТЭС: Ладыжинской (Винницкая обл.) и Добротворской (Львовская обл.) В целом на сегодняшний день в аварийном состоянии находятся 10 энергоблоков ТЭС и ТЭЦ.
Причина — износ оборудования, который по оценкам экспертов составляет от 85-95%.
Не удивительно, ведь многие предприятия энергетической отрасли были построены 60-70 лет назад, и за последние 30 лет никакого системного ремонта не производилось. Мало того, объекты перешли в частные руки, владельцы которых были заинтересованы в прибыли, но не желали вкладываться в обновление инфраструктуры.
По разным оценкам в Украине одна только электроэнергетика, начиная с 1991 года, недофинансирована приблизительно на 100 млрд долл. В результате — систематические аварии и снижение уровня КПД. Как отмечается в статье ZN.ua, по основным интегральным показателям, определяющим эффективность работы отрасли, таким, как: удельные расходы топлива на киловатт-час, потери в электрических сетях, штатный коэффициент, параметр потока отказов и т.д., Украина откатились к 1950–1955 годам.
Кто-то скажет, что нам необходимо развивать возобновляемые источники энергии: ветровые и солнечные электростанции. Однако ВИЭ очень недешевы в эксплуатации, а получаемая «чистая» энергия дорого обходится государственному бюджету, что и показала ситуация с дефицитом средств на «зеленый тариф». К тому же экологические электростанции сильно зависят от погодных условий и для стабильной работы энергосистемы должны поддерживать традиционные тепловые, гидро и атомные электростанции, многие из которых сегодня работают на пределе своих возможностей. Замкнутый круг получается.
Но реальность еще хуже. Если допустить, что в условиях больших нагрузок «ляжет» какая-нибудь узловая ТЭС, энергосистема Украины, которая уже зависит от перетоков из России и Беларуси, рискует рухнуть.
На грани разрушения
В плачевном состоянии находятся и другие стратегические объекты.
Мосты. Сегодня в Украине порядка 12 тыс. мостов и путепроводов. В прошлом году ГП «Государственный дорожный научно-исследовательский институт им. Н. П. Шульгина» проверила треть всех сооружений и выяснилось, что 152 из них находятся в аварийном состоянии и по ним нужно прекратить всякое движение. Еще 3252 моста — в ограниченно работоспособном состоянии.
К проблемным можно приписать и гордость отечественного мостостроения — мост Патона в Киеве. Спроектировал его в 1953 году ученый Евгений Патон. Уникальность в том, что для строительства впервые в мире использовалась технология цельной сварки. Сегодня толщина некоторых элементов моста уменьшилась в два-три раза из-за коррозии. Звучат предложения ограничить по нему движение грузовиков до 10 тонн.
Очистные сооружения. Эти стратегически важные объекты в большинстве своем находятся в отвратительном состоянии, многие из них — аварийные. В результате в реки сбрасываются недостаточно очищенные воды, которые содержат минеральные формы азота. Под угрозой не только экология, но и здоровье миллионов людей, поскольку питьевую воду жители городов в очищенном виде потребляют из рек.
Больше всего опасений вызывает Бортническая станция аэрации в Киеве — крупнейшее очистное сооружение Восточной Европы. На станцию попадает канализация не только из мегаполиса, но и ближайших населенных пунктов. Разговоры о реконструкции объекта ведутся не один год. Тому есть причины. Сооружение построено в 1965 году и уже исчерпало свой ресурс. Время от времени там происходят аварии, как-то: прорыв 3 000 миллиметрового коллектора и повреждения дамбы иловых полей.
Реконструкцию БСА собирались начать еще в 2015 г., но теперь начало работ запланировано на конец первого полугодия 2021. Срок выполнения — 6 лет, стоимость — более одного миллиарда долларов.
Дамбы. Река Днепр представляет собой каскад гидро и гидроаккумулирующих электростанций, вместе с дамбами. По мнению ряда экспертов, днепровские дамбы — бомбы замедленного действия. Многие из этих сооружений находятся в ужасном состоянии. Порыв или теракт приведет к тому, что поток воды смоет все близлежащие населенные пункты. Особенно в этом плане опасна Киевская ГЭС. По мнению экологов, в случае ЧП под водой окажутся по меньшей мере три столичных района из 10.
Инженерные сети. Не проходит и дня, чтобы в Украине не произошла сколь-нибудь серьезная авария на трубопроводах. Не удивительно, ведь более 80% инженерных сетей исчерпали ресурс эксплуатации. Так, лишь 8 февраля в Киеве и Харькове в результате прорыва труб без отопления остались более 100 многоэтажных жилых домов.
Под удар попадают и коллекторы, которые из-за интенсивной застройки, в первую очередь в Киеве, не выдерживают возрастающих нагрузок. Большинство этих железобетонных конструкций были построены в 50-80-х годах прошлого века. Также в срочной замене нуждается 90% насосного оборудования.
Жилье мое
В целом система отечественного жилищно-коммунального хозяйства никогда не стояла в приоритете местных и государственных властей. И сегодня ситуация практически не изменилась. Как рассказал «Klymenko Time» руководитель Ассоциации профессиональных управителей недвижимостью Украины Андрей Никончук, Министерство энергетики и профильный комитет Верховной Рады занимаются вопросами электроэнергии и газа, но не вопросами ЖКХ, поскольку там не получится «снять себе математику».
— Они не интересуются созданием дополнительных финансовых мощностей для расширения инструментов софинансирования в капитальных ремонтах. Многие граждане живут в многоквартирных домах, которые превратились в гробы, — рассказал он.
В 2018 г. государство создало «Фонд энергоэффективности» для поддержки инициатив сохранения тепла, установления высокоэффективных отопительных и охлаждающих систем и оборудования. Вроде бы все хорошо, но, по словам Никончука, Фонд работает только с Объединениями совладельцев многоквартирных домов, которых всего — 5%.
— Получается, все остальные должны жить в разрушающемся жилище? — резюмирует эксперт.
По мнению Андрея Никончука, курс, которым сегодня движется Украина, ведет в никуда. Это можно видеть как по уровню жизни населения, который стремительно ухудшается, так и по состоянию инфраструктуры. И если в столице ситуация более-менее сносная, то жители других городов давно не знают систем централизованного отопления и горячего водоснабжения. Вместо этого люди устанавливают в квартиру газовый котел.
— А что такое котел? Это маленькая бомба, которая может взорваться в случае неправильной эксплуатации. Сегодняшний цивилизованный мир стремится к централизованному отоплению как к большому благу, в то время как у нас это считается пережитком «совьеты», как сейчас говорят те, кто пытается прикрыть свою бездарность. В Украине уже нет промышленного потенциала, идет деиндустриализация, — подытожил Никончук.
Прибыльное дело
Пожалуй, нет таких полномасштабных ремонтных работ в Украине, на которых бы не распиливали бюджетные деньги. Точно так происходит и на ремонте объектов инфраструктуры. И те суммы, которые сегодня выделяются на ремонт дорог, мостов, ТЭС или очистных сооружений, зачастую оседают в карманах подрядчиков и чиновников.
Но, пожалуй, самым «благоприятным» полем для коррупции, является ЖКХ. Бюджетные средства распиливаются, так как их трудно проконтролировать. Кроме того, деньги поднимаются на тарифах, в которые владельцы теплокоммунэнерго вкладывают все свои расходы. Один из примеров привел в своем блоге экономический эксперт Юрий Гаврилечко
— Тариф на тепло в Каменском (бывш. Днепродзержинск — авт.) составляет 1 930 грн за 1 Гкал, что примерно на четверть выше, чем в Киеве и Днепре. «Замазать» его не получилось. И все из-за того, что «на промывку труб» списали 50 млн грн. и все это вложили в тариф. А в итоге все заканчивается «тарифными бунтами», — отметил экономист.
Итог. Грядущая энергетическая и коммунальная катастрофа Украины не является сегодня чем-то отдаленным. Построенная 40-60 лет назад отечественная инфраструктура стремительно вырабатывает свой последний ресурс. Для ее поддержания нет ни средств, ни кадров, ни политической воли. Чем все это закончиться, догадаться несложно.