Подсчитали-удивились. Почему стоимость украинской ГТС за полтора года упала в 100 раз?
Экономика29 ноября 2019

Подсчитали-удивились. Почему стоимость украинской ГТС за полтора года упала в 100 раз?

© РИА Новости, Стрингер

С каждым днем все абсурднее становятся новости от "Нафтогаза". На этот раз они касаются стоимости "Укртрансгаза", то есть газотранспортной системы Украины (ГТС). Оказывается, цена на "трубу" за полтора года похудела в 100 раз. Помимо старения материальных активов виной падения его рыночной цены могут быть несбывшиеся надежды на консорциум с Западом.

Акционерное товарищество (АТ) «Укртрансгаз» опубликовало принятое 21 ноября решение акционеров — собственно, единственного акционера газотранспортного оператора Украины в лице ОАО «Нафтогаз Украины», содержащее оценку активов компании: «Подтвердить рыночную стоимость активов Товарищества с целью их передачи в уставной капитал Товарищества с ограниченной ответственностью «Оператор газотранспортной системы Украины» в сумме 3.209.072.017,62 (три миллиарда двести девять миллионов семьдесят две тысячи семнадцать, 62) гривен (без НДС) по состоянию на 01.10.2019 Как сообщается, оценку и определение рыночной стоимости активов АТ «Укртрансгаз» сделал оценщик капитала Товарищество с ограниченной ответственностью «Эрнст энд Янг».

По текущему официальному курсу 3 млрд. 209 млн. гривен составляют примерно 121,45 млн. евро. Однако, неизбежно напрашивается вопрос. Не так уж давно, 12 апреля 2018 года, на аналогичном собрании акционеров «Укртрансгаз» также на основании оценки «Эрнст энд Янг» была также официально утверждена рыночная стоимость активов компании в размере 329 млрд. 921 млн. 504 тыс. 624 гривен. Курс евро к гривне с тех пор не так уж сильно изменился. Получается, всего за полтора года национальный газотранспортный оператор Украины обесценился в 100 раз?!

Понятно, что со временем материальные активы постепенно приходят в негодность и теряют свою рыночную стоимость. Но в сто раз за полтора года? Слабо верится. Попробуем взглянуть на ситуацию в большей временной перспективе. 8 июня 2014 года в Верховную Раду был внесен законопроект №4116 «О внесении изменений в некоторые законы Украины по реформированию системы управления Единой газотранспортной системой Украины», уже на следующий день включенный в повестку дня. Цель — сохранить за государством контрольный пакет в 51% акций газотранспортного оператора страны, а остальные 49% могли быть приобретены иностранцами. 14 августа закон был принят Радой, а 8 сентября подписан президентом. На фоне этих событий глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев заявил 23 июля 2014 года на брифинге в Киеве: «Оценка всей украинской ГТС колеблется в пределах 25 — 35 млрд. долл. Большое расхождение, поскольку в таких оценках есть вопрос — сколько этот актив зарабатывает. Именно этот вопрос будет определять, к какой границе — верхней или нижней будет ближе окончательная цифра».

И далее Коболев привел пример уже по другой находящейся в его управлении компании: «При текущей цене газа «Укргаздобыча» хорошо, если стоит 1 млрд. долл., а если сделать коммерческую цену, то стоимость будет более 10 млрд. долл.». Что, в принципе, понятно. Рыночная цена потому и рыночная, что ее диктует рынок, то есть объективный консенсус между желанием продавца продать подороже и желанием покупателя купить подешевле. Поэтому стоимость «Укртрансгаза» изначально явно завышали, с надеждой получить от его частичной продажи иностранцам побольше денег.

© utg.ua

Вернемся уже к апрелю 2018 года и оценке «Укртрансгаза» со стороны «Эрнст энд Янг», которая уже не является некоей субъективной точной зрения Коболева или кого-либо. Дело в том, что на тот момент «Укртрансгаз» имел целый ряд предложений из-за рубежа. Как раз два года назад я показал, что интерес к украинской ГТС проявляли многие западные компании — поставками через нее уже занимались польская PGNiG и готовилась швейцарская AOT Energy, интерес к совместному использованию газотранспортной системы Украины после ее передачи новому оператору в 2020 году проявляли итальянская Snam S.p.A. и словацкая Eustream a.s. В итоге, правда, все это закончилось ничем. Как признал 19 ноября 2018 года Коболев, «стоимость украинской ГТС составляет около 14 млрд. долл.» (такая оценка ранее содержалась и в переписке «Нафтогаза» с правительством по поводу продажи 49% акций газотранспортного оператора Украины западному партнеру), но желающих покупать долю в ней при такой цене иностранных компаний в итоге не нашлось. Некоторое время были надежды на приход на украинский газовый рынок неких американцев, но они оказались уже полным миражом. В итоге, рыночная цена активов «Укртрансгаза» упала вновь, и на этот раз уже достаточно сильно. В социальных сетях на резкое, в десять раз, падение стоимости "Укртрансгаза" отреагировали, объясняя это стремление новой власти продать ГТС кому-то из "своих", например, Коломойскому, который теперь, после покупки за бесценок газотранспортного трубопровода, будет ежегодно класть 3 млрд долларов (за транзит российского газа) в свой карман.

Но это предположение, хотя и не лишено остроумия, на самом деле ложное. Оценка "Укртрансгаза" производится в связи с необходимостью выделения газотранспортной системы из Нафтогаза, разделения, так сказать, системы на добычу, транспортировку и передачу потребителям, что предусматривает так называемый Третий энергетические пакет ЕС, на который подписалась Укрваина (вообще-то он действует только на членов ЕС, но Украина тут ради получения "европейского зонтика" от России, пошла дальше своего всего лишь ассоциативного кандидатского членства). Это же решение о разделе производства и транспортировки газа предусматривает и невозможность продажи ГТС кому-либо еще, она останется в полном ведении государства. Конечно, в Украине вполне возможно все. И при очередной смене власти, вполне может быть отменена норма об исключительно государственном владении ГТС. Так что же на самом деле тогда произошло с оценкой "Укртрансгаза"? Но в том-то и дело, что сама ГТС через несколько лет никому не будет нужна — ни за 30 млрд долларов, ни за 120 миллионов. Потому что главная ценность ГТС Украины не в ее трубах и компрессорных станциях, а в том, что она производит — транзите российского газа в Европу. При выполнении транзитных функций, эта система приносит от 2 до 3 млрд долларов чистых живых денег в год. При отсутствии транзита — это чистый убыток, поскольку придется тратить средства на ее содержание и охрану. Поэтому десятикратное падение цены объясняется, скорее всего, именно тем обстоятельством, что в первом случае, стоимость трубы оценивали с ее перспективами по транзиту, а во втором — в виде металлолома. Второе обстоятельство, которое могло повлиять на установление цены, в том, что в 2018 году в цену закладывался интерес государства, собирающегося получить с иностранных инвесторов суммы, исчисляемые многими нулями. А в нынешних условиях, ту же самую трубу государство Украина продает не иностранным инвесторам, а как бы себе самому. Ну, и зачем же здесь "задирать цену"?

Владислав Мальцев

4 комментария

Написать комментарий
  • Олег Николаевич
    29 ноября 2019
    Подешевела, ибо так было угодно богу Яхве! Как всегда разделили: народу долги, жЫдам - пироги! Приватизировать прибыль и национализировать убытки! Слава "незалежным" майдаунам!!!
    Ответить
  • гость
    29 ноября 2019
    А "стресс, плохое настроение, личные неудачи... как избежать? ... ПРОСЛЕЗИЛИСЬ... а "при отсутствии транзита (перекачки газа) — это чистый убыток, поскольку придется тратить средства на ее (трубы) содержание и охрану".
    Ответить
  • гость
    29 ноября 2019
    И "главная же угроза по-прежнему исходит от украинской стороны с ее реваншизмом, агрессией и лживостью намерений". ... а "мириться ценой своих жизней им (жителям Донбасса) не особо хочется (не можно, и нельзя)"...
    Ответить
  • Гость
    30 ноября 2019
    Чисто стоимость металлолома...((( «Патриоты» добили....
    Ответить
💬 Последние комментарии
гость
Почему нет бравурных коментов от еленов,роджеров и иже с ними? Да все просто-не дали команду сявкам.Не решили их хозяйва как тут поносить.Правда елен? или что то не так?
Друг
Судя по фото число идиотов увеличивается.
русский пропагандон
да подожди еще не вечер -до выборов, а там посмотрим..Смеётся тот. и хорошо смеется тот, кто последний
Весёлый Роджер
Як тоби мавпёнок тыркнуло, писли смокчевания члена Бандеры! В каком ты экстазе, лучше чем от экстази. Ну ты поскачи, поскачи - тебе полегчает....
Весёлый Роджер
Привет "е". А шо нима тут Шмули_Елены? Такая важная тема про его коханю Амэрыку, а он раз и слинял, эта "пЫдарасина хуесосная и жопадающая вафлеглотина, не знающая ничего, сидит в своём свинарнике и не отсвечивает,гнида". А может в Америке ужо ежей стали жрать, чи Теслу з картону гнать? Чи пожары голографией у Холивуде снимать? А ведь осталось 9 дней и звезда его мечте!!!
Весёлый Роджер
Гы-Гы - долбоЭб портяночный, жертва поноса, дуповысерышь... Ну не умеешь ..., ну не мучай ...! Прапор херов, кирзовый, в блогеры он полез!
Весёлый Роджер
Ну что сказать - Не уставай, Давай, дерзай, жги сердцем пламенным металл...