ЭкономикаИсточник16 окт.

Украина: от «транзитной державы» к «транзитной пустыне»?

После разрушения промышленного потенциала УССР в 1990-е годы власти независимой Украины взяли на вооружение лозунг, призванный стать предметом гордости страны, некогда превосходившей европейские державы по выпуску многих видов товаров, – «Украина – великая транзитная держава». Не будем язвить на тему гордости за собственноручное уничтожение промышленного могущества. Увы, упадок в то время переживали все постсоветские государства. Тем более, действительно, через Украину проходили важнейшие и мощнейшие транспортные потоки: нефтегазовый, автомобильный, авиационный, железнодорожный. Причём мощность всех, кроме нефтегазового, год от года лишь увеличивалась. Способствовало этому росту транзита отнюдь не улучшение качества обслуживания авиаперелётов, дорожного покрытия, железнодорожных перевозок, а промышленный рост Китая, Турции и России, увеличение товарооборота этих стран между собой и Евросоюзом. Например, многие широко разрекламированные украинские автомобильные транспортные коридоры до последнего времени продолжали оставаться по качеству покрытия на уровне захудалых российских межрайонных соединительных дорог, воспетых в не вполне печатных стихах и прозе. Не помогла даже подготовка к проводившемуся в 2012 году чемпионату Европы по футболу. Несмотря на это, дорогу Львов-Киев в очередной раз залатали «ямочным ремонтом». Впрочем, как и трасса от Харькова до Ростова, обслуживавшая болельщиков, ехавших на матчи в Донецк, так и оставалась до начала 2014 года узкой и донельзя разбитой. Нельзя сказать, что власти страны ничего не делали для улучшения качества дорог. Полотно расширялось, покрытие обновлялось, но… крайне медленно и как-то странно. Например, прекрасная автострада Харьков- Днепропетровск, часто используемая для транзита из России в Южную Европу, была заброшена строителями за полтора десятка километров от Днепропетровска, и несколько лет потоки машин плелись по недоделанному участку с покрытием из разбитых в хлам бетонных плит не быстрее 40 километров в час. Не менее показными были и не единожды объявлявшиеся программы реконструкции железных дорог, вроде запуска к Евро-2012 скоростных пассажирских поездов, разгонявшихся на отдельных участках до 140 км/час. Транзит грузов на этих участках из-за отсутствия высокоскоростных локомотивов и вагонов осуществлялся не быстрее, чем на тех, где никакая реконструкция не проводилась. Неонацистский государственный переворот и начатая указом и.о. президента Украины Александра Турчинова карательная операция против населения Донбасса нанесли колоссальный удар по транзитному потенциалу Украины. В первую очередь потому, что огромное пространство от Мариуполя на Азовском море и на 300 километров к северу стало непроезжим для транзитного авто- и железнодорожного транспорта из-за развернувшихся боевых действий. А после прошлогоднего крушения сбитого малайзийского «Боинга» территорию Украины облетают стороной и самолёты зарубежных авиакомпаний, следующих из Европы в Азию и наоборот. Но этого украинским властям показалось мало. Транзит решили добить санкционной войной с Россией. Всё началось с украинских запретов на пролёт самолётов с российским вице-премьером Дмитрием Рогозиным и официальной делегацией РФ, возвращавшейся с празднования Дня Победы в Кишинёве. В ответ на это Москва частично запретила украинским авиакомпаниям использовать российское воздушное пространство для перелётов на Кавказ, в Казахстан, Среднюю Азию, Пекин и Бангкок. Ситуация обострилась претензиями и штрафными санкциями Украины к полётам российских авиакомпаний в Крым, который Киев продолжает считать украинской территорией. А 16 сентября 2015 года Пётр Порошенко подписал специальный указ Совета национальной безопасности и обороны о введении санкций против 27 российских авиакомпаний. Ответом на это стали зеркальные санкции против 5 украинских авиакомпаний, на которые украинские власти отреагировали своим фирменным обиженным удивлением «а нас-то за что?». «Наши северные соседи начали безосновательно угрожать и вводить ответные меры против украинских авиакомпаний», — заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Обида на ответные меры вылилась в запрет на полёты российским самолётам на Украину, вступающий в силу с 25 октября. «Аэрофлот» уже не продаёт билеты на свои рейсы на Украину, а правительство России полностью запретило украинским авиаперевозчикам летать над РФ с той же даты. И тут же украинские власти исправили допущенную им оплошность: под запрет полётов над Украиной попали вообще все авиакомпании, зарегистрированные в России. «Железнодорожная» война имеет ещё более давние корни. При прокладке железных дорог в СССР руководствовались вовсе не административными границами входивших в него союзных республик. Именно поэтому получилось, что один из участков наиболее напряжённого железнодорожного направления на Ростов и Северный Кавказ несколько километров проходит по куску украинской территории. С обретением Украиной независимости вокруг необходимости таможенного и пограничного контроля на нем было поломано немало копий, пока стороны не узаконили его статус специальным соглашением. После украинского госпереворота и начала боевых действий в Донбассе российским правительством принято решение построить обходную ветку, исключающую транзит поездов через этот участок. После перехода Крыма под юрисдикцию России Украина методично сокращала пассажирское и грузовое сообщение с полуостровом, пока оно не было прекращено полностью. А в результате войны в Донбассе было прекращено железнодорожное сообщение через регион. Транзитные перевозки сменили маршруты на более северные, включая путь через Белоруссию. 24 сентября 2015 года «Укрзализныця» приняла решение о «депортации» с украинской территории вагонов, принадлежащих двум российским транспортным компаниям, и запрете на их использование в будущем. В качестве ответа Россия 1 октября полностью запретила использование вагонов украинского госпредприятия «Укррефтранс», занимавшегося доставкой скоропортящейся продукции на традиционные для Украины рынки Центральной Азии, Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая и Монголии. Сокращаются и пассажирские перевозки, что обусловлено уменьшением пассажиропотока между двумя странами. РЖД уже уменьшили количество поездов, идущих на Украину. В том числе потому, что часть из них, направлявшаяся на Южную Украину, следовала через охваченный войной Донбасс. И сегодня многие эксперты склоняются к мнению, что транспортная война продолжится и на пассажирском фронте. По крайней мере, секретарь СНБО Украины Александр Турчинов ещё в феврале 2015 года отдавал распоряжение проработать вопрос о полном прекращении сообщения с РФ. Автомобильный транзит долгое время оставался вне запретов обеих сторон. Но в сентябре этого года с одобрения властей крымско-татарский «Меджлис» и боевики «Правого сектора» приступили к блокаде автомобильного сообщения с Крымом. При этом не обошлось без скандала: по утверждениям боевиков, финансирование людей, занятых блокадой, брал на себя украинский президент. Ответ России оказался воистину сокрушительным: 7 октября она полностью запретила проезд через свою территорию грузового транспорта, следующего транзитом через Украину. Чем всё перечисленное грозит Украине? Тем, что она окончательно превратится из «великой транзитной державы» в «транзитную пустыню», от которой, как от прокажённого, будут шарахаться все, осуществляющие международные грузовые и пассажирские перевозки. Причём в эту пустыню её превращают собственные власти. И Порошенко, и Яценюк в своё время занимали должности министров иностранных дел Украины, так что знают главный принцип международных отношений – принцип паритетности. Согласно ему, любое уважающее себя государство реагирует на недружественные шаги в свой адрес аналогичными действиями. И ещё не известно, что и кому окажется болезненнее – действие или симметричное противодействие. Впрочем, когда это нынешняя украинская власть задумывалась о таких мелочах? Александр МОСКАЛЬ

💬 Последние комментарии
Весёлый Роджер
Шмуля срань ты пархатая, тебе лишь бы тут высрать, иного у тебя НЕТ! Ну МУДАК, НУ ДЭБИЛ продажный! И ведь эта МРАЗЬ считает себя умнее других, что вот так умеет всё тут обсерать! Ну жидобандер чистокровка!
Елена
Вчера попала на бабки , четверо галычан два часа драли на морозе меня в жопу и не дали не копейки, а выбили последний зуб … сказали что я их обслужила не на мове … Рагули конченые !
Игбун Хохлов
Это не ложь, а искусство дипломатии. Ложь, это когда кролик обещал снизить цену на газ до 70 долларов, а поднял до 300. Ложь, это когда Зеля обещал окончить войну на Донбассе, а сам вводит туда дополнительные войска. Ложь, это когда нацистскую диктаторскую недострану укрАину с кучей запретов называют свободным демократическим государством. Вот это ложь.
Елена
Всю правду тоже нельзя говрить, замалчивание одно из видов лжи,но то такэ, национальные интересы обязывают, например Роджер при обстреле Славянска ноши в руки и сдымил,растворился в облачной пыли,херой, защитник,хе,шкурой рисковать ни,ни,чмо Роджер позорное , булкохруст одним словом, кого-то на смерть посылать всегда они такие готовы,а сами никогда,это же классика,за редкими исключениями.
Елена
Не шали.
Елена
Хе,хе, толерантный ты наш,хе.
Игбун Хохлов
Путин не брехун. Брехун Зеля. А Путин грамотный политик. Он не врет, он говорит правду, но только ту, которую выгодно говорить. Говоря об одном народе, он подразумевает не хохлочуркобыдлостадо, а некоторую часть (славянскую) населения укрАины.