ЭкономикаИсточник3 авг.

Зачем Россия пустила на свой рынок «колёса Пинчука»

Июль принёс бизнесу Виктора Пинчука, а вместе с ним и всей Украине две показательные новости. Сначала 16-го числа Министерство торговли США ввелоантидемпинговые пошлины на украинские трубы в размере 7,47%, после чего 23 июля Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) сняла антидемпинговую пошлину на украинские стальные цельнокатаные колёса (34,22%), ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Кыргызстан). Производителем и того и другого на Украине является принадлежащая олигарху Виктору Пинчуку и его семье компания Interpipe Limited, но перипетии на внешнеэкономических фронтах, безусловно, отразятся на всей экономике страны.

Трубно-колёсный бизнес

Вертикально-интегрированная структура украинского олигарха В. Пинчука – это пять промышленных активов: «Интерпайп Нижнеднепровский трубопрокатный завод» (НТЗ), «Интерпайп Новомосковский трубный завод» (НМТЗ), «Интерпайп Нико Тьюб», «Днепропетровский втормет» и электросталеплавильный комплекс «Интерпайп Сталь», на которых совокупно работают 12 тысяч сотрудников. Главный бизнес компании – производство бесшовных труб и цельнокатаных железнодорожных колёс, которые под брендом KLW экспортируются более чем в 80 стран мира. Последнее время дела у «Интерпайпа» идут на поправку. После провала 2015-2016 гг. (за два года продажи упали с 850 тыс. тонн до 572 тыс. тонн) объемы реализации её трубной и колёсной продукции за рубежом неуклонно растут. В 2017 году они выросли на 34% (до 767 тыс. тонн), а в 2018-м ещё на 12% (до 857 тыс. тонн). Могло быть ещё лучше, но, как подчёркивает генеральный директор «Интерпайпа» Фади Храйбе, «главные риски [для компании] исходят от торговых барьеров на подавляющем большинстве экспортных рынков – как действующие, так и предполагаемые к введению».

«Один из ключевых рынков»

И это правда. К примеру, с Минторгом США отношения у «Интерпайпа» десятилетиями варьируются от антидемпинговых расследований до соглашений о ценовых обязательствах (Suspension Agreement). Предыдущий акт «Марлезонского балета» закончился для В. Пинчука на относительно мажорной ноте. 10 июля 2014 года министерство прекратило антидемпинговое расследование и заключило с его компанией тот самый договор, устанавливающий минимальные цены на её трубы в обмен на неприменение 7,5%-ной антидемпинговой пошлины. «При этом сами минимальные цены пересматривались Министерством торговли США каждые полгода, а «Интерпайп» строго их соблюдал», – подчёркивается на сайте компании. Suspension Agreement фактически гарантировало американским товаропроизводителям отсутствие серьёзной конкуренции со стороны украинской продукции, но и это не спасло.

Источник: interpipe.biz

Не успела компания В. Пинчука похвастаться возобновлением поставок сварных труб на рынок США (портфель заказов на 2018-2019 гг. – 10 тыс. тонн), налаживанием отношений с крупными дистрибьюторами и новыми клиентами, как американские компании-производители обратились по нужному адресу. Maverick Tube, United States Steel Corporation, Vallourec Star, LP, TMK IPSCO и Welded Tube USA Inc. написали заявление в Минторг, где высказались против продления Suspension Agreement с «Интерпайпом» и попросили возобновить расследование по украинским трубам. Вашингтон просьбе внял и 16 июля не продлил ценовое соглашение и восстановил действие 7,5%-ной антидемпинговой пошлины. Дело в том, что рынок США – «это важный рынок не только для компании, но и для украинской экономики в целом. Поставки нефтегазовых труб в Америку обеспечивают рабочие места, налоговые отчисления и валютную выручку», отметил тогда директор по экономике и финансам Денис Морозов и подчеркнул, что «поставки украинских труб в США не создают угрозы местным производителям стали. Доля украинских нефтегазовых труб на американском рынке не превышает 1%. А вот для «Интерпайпа» это один из ключевых рынков, важность которого выросла ввиду потери российского рынка труб».

Украина воспользуется ростом производства в ЕАЭС

В Евразийском союзе (ЕАЭС) действительно действуют антидемпинговые пошлины на украинские трубы, что значительно ограничивает их продажи не только в России, но и в Белоруссии, Казахстане, Армении и Кыргызстане. Но с «потерей» рынка менеджер компании В. Пинчука явно погорячился. По итогам 2018 года, сбыт произведенных «Интерпайпом» труб в СНГ (17% продаж) был сопоставим с американским направлением (19%). По данным таможни, их поставки в РФ в первом полугодии 2019-го продолжились ($25 млн). Правда, куда на большую сумму ($1 млрд в 2018 году) «Интерпайп» продаёт в РФ стальных цельнокатаных железнодорожных колёсных пар. Но и с ними есть проблемы. С 1 января 2016 года в связи с приостановкой ЗСТ СНГ их импорт в Россию стал облагаться 5%-ной таможенной пошлиной. С 22 января 2016 года к ним присоединилась первая антидемпинговая пошлина ЕЭК (4,75%), а с 5 апреля 2018 года ещё одна (34,22%), фактически заградительная.

Источник: interpipe.biz

Со второй половины 2018 года украинский экспорт колёс в Россию начал стремительно падать и шёл к закономерному нулю, но 23 июля ЕЭК приостановила «действие антидемпинговой пошлины на стальные цельнокатаные колеса с Украины, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС». Послабление для украинской продукции даётся только до 1 июня 2020 года в рамках повторного антидемпингового расследования, инициаторами которого выступили ОАО «БелАЗ» и национальная железнодорожная компания Казахстана «Казахстан темир жолы» (КТЖ). Они подали в ЕЭК заявление, где привели данные, по которым спрос на цельнокатаные колёса в странах Союза сильно вырос, а недостаток предложения «не может быть удовлетворен за счёт объемов импорта колес из третьих стран и имеющихся [внутренних] производственных мощностей». Только в этом году потребность рынка ЕАЭС в колёсах оценивается в 1,7 млн шт., из которых Белоруссии нужно 70 тыс. шт. (52,1 тыс. шт. для БЖД и 25 тыс. шт. для БелАЗ), Казахстану – 136 тыс. шт. (все для КТЖ), России – 1,5 млн (все для РЖД). Это колоссальные объемы.

Источник: eurasiancommission.org

У возникшего дефицита есть две причины. Во-первых, в ЕАЭС, и в частности в РФ, значительно вырос грузооборот и, соответственно, потребность в подвижном составе. Во-вторых, за последние 3–4 года РЖД списала 335 тыс. отслуживших свой срок вагонов (снятые с них 2,7 млн б/у колёс имеют вдвое меньший срок службы). «Эти два фактора вместе привели к ажиотажному спросу на колеса. Мы ожидали роста, но что он будет таким – никто не ожидал. Это абсолютно уникальная ситуация», – подчёркивает основной владелец и председатель совета директоров Объединенной металлургической компании (ОМК) Анатолий Седых. С начала года цена на колёсные пары в России взлетела с 40-50 тыс. руб. за единицу до 100 тыс. руб., а иногда достигают и заоблачных 300 тыс. руб. Открывшейся нишей пытается воспользоваться Китай, но даже самые оптимистические ожидания поставок из Поднебесной (100 тыс. шт.) её заполнить всё равно не смогут. К тому же китайские производители требуют долгосрочных контрактов, на что не соглашаются потребители в ЕАЭС, понимая, что через год ажиотаж пройдёт, а китайская «продукция не дешевле, чем у нас, а с учетом транспортных расходов колесо получается реально очень дорогим», замечает вице-президент Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) Сергей Калетин. Именно поэтому в 2018-м весь импорт в ЕАЭС колёсных пар из КНР не превысил 1,8 тыс. шт., а с Украины (даже с учётом антидемпинговых пошлин) удержался на уровне 185 тыс. шт. Сегодняшняя ситуация с дефицитом запчастей к подвижному составу «приводит к причинению ущерба национальным интересам государств-членов ЕАЭС» и «свидетельствует об отсутствии ущерба отрасли» от снятия антидемпинговой пошлины с «Интерпайпа», объяснили свою позицию ЕЭК компании БелАЗ и КТЖ. В итоге 34,22%-ный барьер сняли и возросшие потребности в колёсах из-за «высокой загрузки производственных мощностей» предприятий Союза будут частично удовлетворены за счёт украинской продукции. На фоне провала на американском направлении у отечественных заводов появился хороший шанс воспользоваться благоприятной конъюнктурой и нарастить продажи. Как утверждает начальник управления вагонного хозяйства центральной дирекции инфраструктуры РЖД Михаил Сапетов, потребители в РФ еще до снятия пошлин начали получать предложения о снижении цены от «Интерпайпа». Но год пролетит быстро, после чего всё может вернуться на круги своя. Возможно, Киеву стоит расширить горизонт планирования на чуть более отдалённую перспективу выстраивать отношения с ЕАЭС, исходя из прагматичных соображений?

Николай КОРИНЬ

💬 Последние комментарии
кипчак
Оставшуюся инфраструктуру планируют разрушить путем военных действий. Вопрос на засыпку - выгодна ли России соседка в голом поле с голодным населением? Своей территории предостаточно, свой народ не то чтобы как сыр в масле катается. А кому выгодно? Европе? Тоже не очень - могут остаться без энергоносителей, что приведет к тому, что их экономика рухнет, а цены на продукцию(если ее будет возможность что-то выпускать) взлетят на такую высоту, что станут неконкурентноспособными по сравнению с китайскими. Отступать Европе некуда, в отличие от России с ее просторами и природными богатствами. Китай дружит с Россией и,пока не решит все вопросы с США, будет дружить. Значит из трех мирвых игроков, только США выгодно уничтжить Украину без ущерба для своего кармана и только с целью развязать войну против России. А украина в этой игре та пешка, которой легко жертвуют.
Антиелена
Ну, бля, ну что за фееричное дилетантство! Ну, ёпт, Ленка-целка-грелка, мегамакроэкономист! Деточка, ну прочитай ты хоть книжку какую по экономике. Источник любого восстановления в первую очередь инвестиции (денежные средства), потом уже наличие ресурсов трудовых, материальных.... Вспомни план Маршала в Европе после ВМВ (хотя кому это я говорю). В Союзе и в РФ не было и нет такой возможности по эмиссии как у пиндосиков. В РФ после холодной войны эмиссия, которая могла бы стать источником промышленного восстановления, была принудительно привязана к покупке инвалюты (спасибо Ельцину и Ко, МВФ и ЦРУшным советникам). И только после Мюнхенской речи ВВП в РФ стали думать о суверенитете и избавляться от пиндосовских ограничений, в т.ч. и изменения в Конституцию. Поэтому не 30 лет, Ленка-дура-долбоёб! А после войны страну восстановили - так наши деды работали практически на энтузиазме (низкий поклон им), а не за сегодняшнюю ЗП за которую еще и в Турцию съездить надо! И мне очень жаль, что у таких родителей, которые страну восстанавливали за 8 лет, такой внук долбоёб! Так кто ни хера не понимает?
е
Елена прокомментируй...это то само типа развитие по-американски что ты тут прославляешь..а ЧТО построено на Украине на ВОСЕМЬ лет???!! Где ответ, продажная тварь???
кипчак
Очередное доказательство, что Западу мир не нужен и они продолжают прилагать титанические усилия по принуждению России к войне, вместо того, чтобы легким движением руки направить Украину к миру. Вместо оружия и поставки инструкторов на полигоны, могли бы выделить средства на изучение населением Укрины законов о выборах и наблюдателей на выборы, демокрты хреновы. В каждом слове, действии ложь и лицемерие. Им не выгодны деешевые, человечные, логичные и понятные каждому шаги к миру, но выгодны человеконенвистнические, разобщающие, дорогие, стравливющие народы усилия, ведущие к войне . Пора поставить им для ответа список воспросов о том, что они сделали для мирного решения вопроса и ведет ли к миру поставка вооружения, истерика, ложь и уклонение от выполнения минских соглашений?
Робин Гуды ждут отключения SWIFT.
Путин назвал «калечащими друг друга калеками» США и Евросоюз, которые больше ни на что не способны, и уже даже совсем не рассматривают возможность отключения России от SWIFT, опасаясь грабежей Чернокожими ковбоями "Почтовых дилижансов" с наличкой, как в 90х...
Никилай Дриздив спрашивает
крест НАТО - это немецкий крест Гитлеровской Германии или таки из советской телепередачи "В мире животных"?
е
Елена, вон тебя цельный президент(кстати один из ТВОИ кумиров) в военкомат призывает.. а ты дома диване отлеживаешься - непорядок!)))