ЭкономикаИсточник1 июл.

"Заключить стратегическое соглашение": на чем взлетит украинский авиапром

nk_hauz/-mdvybgmik2kuzo0rfu7.jpg

Владимир Зеленский подписал указ, которым ввел в действие принятое 4 июня Советом национальной безопасности и обороны (СНБО) решение "О развитии авиастроительной отрасли Украины". То нашпиговано настолько же благостными, насколько и маниловскими планами по развитию украинского авиастроения — хотя содержит при этом и некоторые более практичные положения, направленные на, скажем так, освоение бюджетных средств.

Примечательно же здесь то, что постмайданная власть в течение семи лет последовательно уничтожала национальное авиастроение, в том числе путем разрыва связей с российскими партнерами. В итоге добилась своего. А теперь, снявши голову, начинает плакать по волосам.

Впрочем, скорее всего, мы имеем дело с очередным пустым документом эпохи Зеленского, единственной сиюминутной целью которого является PR Владимира Александровича — что в среднесрочной перспективе дополняется намерениями его окружения поживиться на бюджетных потоках.

Основные положения решения СНБО сводятся к тому, что правительству поручено в месячный срок:

  1. Актуализировать план мероприятий по реализации утвержденной в 2018 году Стратегии возрождения авиастроения на период до 2030 года. То есть три года назад, при президенте Порошенко, решение о "возрождении" украинского авиастроения уже принималось, результаты впечатляют — самолетов страна как не производила, так и не производит.
  2. Заключить стратегические соглашения о сотрудничестве "с иностранными партнерами в сфере авиастроения" — в месячный срок! Видимо — даже без согласия "иностранных партнеров".
  3. Утвердить государственную целевую научно-техническую программу развития авиационной промышленности на 2021-2030 годы (стратегии мало, нужна еще программа) и план антикризисных мероприятий по финансовому оздоровлению и восстановлению эффективной работы Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (о состоянии ХГАПП ниже).
  4. Проработать возможность реализации долгосрочных масштабных проектов, таких как "Воздушный старт" и "Национальный авиаперевозчик", а также реализацию механизмов стимулирования эксплуатантов самолетов типа "Ан". "Национальный авиаперевозчик" выглядит практичной вещью, от нее пахнет распилом бюджета. Что же касается стимулирования эксплуатации самолетов "Ан", то поскольку Украина их нынче не выпускает, видимо, речь идет о все еще летающих "старичках".
  5. Подготовить законопроекты о поддержке авиастроения. Помнится, в сентябре прошлого года Зеленский поручал правительству в двухмесячный срок внести в парламент законопроекты о достройке третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС. Скоро пройдет год — законопроектов так и нет. И таких поручений у Зеленского тьма.

Кроме того, Министерству обороны поручено проработать вопрос обновления парка самолетов и вертолетов, в том числе боевых, и многоцелевых беспилотных авиационных комплексов, военно-транспортных самолетов Ан-74 и Ан-178. Это совсем уж прекрасно: боевые самолеты, вертолеты и беспилотные авиационные комплексы Украина никогда не выпускала и, уж конечно, не в состоянии выпускать сегодня. Ан-74 Украина без российских комплектующих производить тоже не может: последний выпущенный Украиной Ан-74 был передан Казахстану в сентябре далекого 2014 года. Что же касается Ан-178, то, несмотря на бравурные заявления генерального директора государственного предприятия "Антонов" (ГП "Антонов") Александра Лося о том, что в минувшем году удалось собрать самолет без российских комплектующих (правда, при этом на две трети из западных, а возможная цена такого чудо-самолета благоразумно не озвучивалась), по факту в феврале 2021 года самолет Ан-178 был вообще исключен из государственного реестра гражданских воздушных судов. Решение было принято из-за отсутствия у самолета сертификата летной годности в течение двух лет. То есть этот самолет даже ни разу не взлетел, его нет, зато уже есть коррупционные скандалы вокруг него — например, история с его несостоявшейся поставкой в Перу.

Также разным министерствам поручено:

  • интегрировать Украину в мировую авиационную промышленность. Поручение напоминает анекдот о прапорщике, который останавливает поезд приказом: "Паровоз, стой! Раз, два…";
  • заключить опять-таки соглашения о стратегическом сотрудничестве с иностранными партнерами. То есть целью Зеленского и его команды является именно подписание каких угодно документов, их реализация — вторична;
  • заняться импортозамещением. По большей части под этим термином на Украине подразумевается замена российского импорта иным;
  • создать национальные структуры сертификации, испытаний, экспертные структуры по выявлению контрафактной продукции и т. п. Стоит заметить, что создание подобных структур — дело весьма затратное. Причем данные задачи ставятся на фоне выхода Украины в феврале этого года из Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства в рамках СНГ, согласно которому функционирует Межгосударственный авиационный комитет (МАК), занимающийся в том числе и вопросами сертификации. И после этого ГП "Антонов" заключает с МАК договор на проведение комплекса работ по рассмотрению и одобрению классификации второстепенных изменений типовой конструкции и эксплуатационной документации целой линейки сертифицированных самолетов "Ан".

Заметим, что планы по тотальной перемоге в авиастроении принимаются на фоне полного развала авиастроения — с лета 2015 года Украина не выпустила ни одного серийного самолета, авиапредприятия погрязли в долгах и по большей части простаивают, иногда занимаясь какими-то ремонтами. Кооперация с российскими контрагентами разрушена.

Теоретически можно вообразить ситуацию, что решение СНБО начнут выполнять всерьез. Где-то найдут иностранных партнеров, страстно желающих заключить с Украиной стратегические соглашения о сотрудничестве. Подготовят законопроекты о поддержке авиастроения и примут их (хотя таковых в 30-летней истории Украины было уже немало). Найдут деньги под запуск производства, включая погашение долгов (что выглядит фантастикой) и рынки сбыта для готовой продукции (что ничуть не более правдоподобно). Но даже если предположить, что все это будет сделано, то все равно непонятно: кто будет собирать самолеты?

Почти одновременно с указом Зеленского вышло интервью генерального директора ХГАПП Александра Кривоконя, в котором он рассказывает не только об ужасном финансовом состоянии предприятия, но и о том, что на заводе банально некому работать: "Сейчас работают около 400 человек. Это обслуживающий персонал, охрана и около ста производственников. По документам у нас 1580 человек. А есть они или нет? Руководители цехов не знают своих людей, уже и забыли. И люди уже забыли дорогу к заводу".

Стоит добавить, что на благую цель возрождения украинского авиастроения планируется ежегодно из бюджета направлять два миллиарда гривен. Конечно же, этих денег не хватит ни на какое восстановление. Но вот "пилить" — скажем, в рамках создания "национального авиаперевозчика" — худо-бедно что-то будет. А тем временем Украина сможет и дальше гордиться рекордным ростом, например, в экспорте улиток. Это цивилизационный выбор, сделанный в 2014 году, и его решением СНБО не отменить.

Валерий Михайлов

💬 Последние комментарии
Если Ви Откажитэсь, Они Вас 3арэжут
Столтенберг заявил, что его НАТО уже не будет участвовать в ИЗНАСИЛОВАНИИ Украины ... или Просто 3ассал. Петров и Боширов могут лишить мечты о славной отставке к лету и ещё обещанного тёплого места - управляющего банком в родной Швеции. Какая боль...
обналичь Вовину тысячу $ долярами
п.с. сотни тысяч нигеров из города-призрака Детройта, гангстерского Чикаго, а так же коренное население Аменрики (индейские племена) именно так и живут - годами и поколениями получая выплаты от госкорпораций и правительства... Думай - ТЕ !!!
Да здраствует наш СУД ! Самый Щирый суд в мире
если Америка откажется от нападения на Россию - то Украина может подать коллективный судебный иск против США и заработать МИЛЛИАРДЫ ДОЛЛАРОВ !!! коллективный судебный иск от сотен тысяч/миллионов пострадавших от руководства коррумпированных чиновников и олигархов из госКорпораций - это самый вкусный пирог для сотен тысяч безработный юристов а так же для миллионов обманутых граждан, не-граждан и проство "мёртвых душ" , тех самых что голосовали на выборах президента Байдена ... ( Джон Гришем "Афера" )
Микола Вересень
1. ОК. 2. ОК. 3. ОК. 4. ОК. 5. NO. 6. ОК.
Референдум
1. Любите ли вы деньги больше чем Ахметова, Суркиса и украинский футбол? 2. Согласны ли вы грабить награбленное? 3. Насрать ли вам на украинское государство? 4. Насрать ли вам на украинскую власть? 5. Считаете ли вы себе русским? 6. Вы совсем не любите Суркиса?
Весёлый Роджер
Я одного не понимаю, а шо не оруть - "Овощь созрел!" Чаму не по форме одеты - не у кружевных як у Шмули труселях? И никто не скакал? А ... ну да понимаю ... - Хoxлу не платють, xoxoл - Не скачет!
Весёлый Роджер
Какой ты Шмуля на фуй житель Украины, если не можешь правильно написать слово - ПИДСРАЧНИК! Тот НеЕлен спецом ошибся, а ты МУДАК повторил! Здорово он тебя пидловил! Давай спивати Шмуля, влада меняется.... "Як я сиду на пидсрачник, та як зроблю писню, Щобы зараз уси рагули на гилях повисли!(С)"