"Заключить стратегическое соглашение": на чем взлетит украинский авиапром
Экономика01 июля 2021

"Заключить стратегическое соглашение": на чем взлетит украинский авиапром

Владимир Зеленский подписал указ, которым ввел в действие принятое 4 июня Советом национальной безопасности и обороны (СНБО) решение "О развитии авиастроительной отрасли Украины". То нашпиговано настолько же благостными, насколько и маниловскими планами по развитию украинского авиастроения — хотя содержит при этом и некоторые более практичные положения, направленные на, скажем так, освоение бюджетных средств.

Примечательно же здесь то, что постмайданная власть в течение семи лет последовательно уничтожала национальное авиастроение, в том числе путем разрыва связей с российскими партнерами. В итоге добилась своего. А теперь, снявши голову, начинает плакать по волосам.

Впрочем, скорее всего, мы имеем дело с очередным пустым документом эпохи Зеленского, единственной сиюминутной целью которого является PR Владимира Александровича — что в среднесрочной перспективе дополняется намерениями его окружения поживиться на бюджетных потоках.

Основные положения решения СНБО сводятся к тому, что правительству поручено в месячный срок:

  1. Актуализировать план мероприятий по реализации утвержденной в 2018 году Стратегии возрождения авиастроения на период до 2030 года. То есть три года назад, при президенте Порошенко, решение о "возрождении" украинского авиастроения уже принималось, результаты впечатляют — самолетов страна как не производила, так и не производит.
  2. Заключить стратегические соглашения о сотрудничестве "с иностранными партнерами в сфере авиастроения" — в месячный срок! Видимо — даже без согласия "иностранных партнеров".
  3. Утвердить государственную целевую научно-техническую программу развития авиационной промышленности на 2021-2030 годы (стратегии мало, нужна еще программа) и план антикризисных мероприятий по финансовому оздоровлению и восстановлению эффективной работы Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (о состоянии ХГАПП ниже).
  4. Проработать возможность реализации долгосрочных масштабных проектов, таких как "Воздушный старт" и "Национальный авиаперевозчик", а также реализацию механизмов стимулирования эксплуатантов самолетов типа "Ан". "Национальный авиаперевозчик" выглядит практичной вещью, от нее пахнет распилом бюджета. Что же касается стимулирования эксплуатации самолетов "Ан", то поскольку Украина их нынче не выпускает, видимо, речь идет о все еще летающих "старичках".
  5. Подготовить законопроекты о поддержке авиастроения. Помнится, в сентябре прошлого года Зеленский поручал правительству в двухмесячный срок внести в парламент законопроекты о достройке третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС. Скоро пройдет год — законопроектов так и нет. И таких поручений у Зеленского тьма.

Кроме того, Министерству обороны поручено проработать вопрос обновления парка самолетов и вертолетов, в том числе боевых, и многоцелевых беспилотных авиационных комплексов, военно-транспортных самолетов Ан-74 и Ан-178. Это совсем уж прекрасно: боевые самолеты, вертолеты и беспилотные авиационные комплексы Украина никогда не выпускала и, уж конечно, не в состоянии выпускать сегодня. Ан-74 Украина без российских комплектующих производить тоже не может: последний выпущенный Украиной Ан-74 был передан Казахстану в сентябре далекого 2014 года. Что же касается Ан-178, то, несмотря на бравурные заявления генерального директора государственного предприятия "Антонов" (ГП "Антонов") Александра Лося о том, что в минувшем году удалось собрать самолет без российских комплектующих (правда, при этом на две трети из западных, а возможная цена такого чудо-самолета благоразумно не озвучивалась), по факту в феврале 2021 года самолет Ан-178 был вообще исключен из государственного реестра гражданских воздушных судов. Решение было принято из-за отсутствия у самолета сертификата летной годности в течение двух лет. То есть этот самолет даже ни разу не взлетел, его нет, зато уже есть коррупционные скандалы вокруг него — например, история с его несостоявшейся поставкой в Перу.

Также разным министерствам поручено:

  • интегрировать Украину в мировую авиационную промышленность. Поручение напоминает анекдот о прапорщике, который останавливает поезд приказом: "Паровоз, стой! Раз, два…";
  • заключить опять-таки соглашения о стратегическом сотрудничестве с иностранными партнерами. То есть целью Зеленского и его команды является именно подписание каких угодно документов, их реализация — вторична;
  • заняться импортозамещением. По большей части под этим термином на Украине подразумевается замена российского импорта иным;
  • создать национальные структуры сертификации, испытаний, экспертные структуры по выявлению контрафактной продукции и т. п. Стоит заметить, что создание подобных структур — дело весьма затратное. Причем данные задачи ставятся на фоне выхода Украины в феврале этого года из Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства в рамках СНГ, согласно которому функционирует Межгосударственный авиационный комитет (МАК), занимающийся в том числе и вопросами сертификации. И после этого ГП "Антонов" заключает с МАК договор на проведение комплекса работ по рассмотрению и одобрению классификации второстепенных изменений типовой конструкции и эксплуатационной документации целой линейки сертифицированных самолетов "Ан".

Заметим, что планы по тотальной перемоге в авиастроении принимаются на фоне полного развала авиастроения — с лета 2015 года Украина не выпустила ни одного серийного самолета, авиапредприятия погрязли в долгах и по большей части простаивают, иногда занимаясь какими-то ремонтами. Кооперация с российскими контрагентами разрушена.

Теоретически можно вообразить ситуацию, что решение СНБО начнут выполнять всерьез. Где-то найдут иностранных партнеров, страстно желающих заключить с Украиной стратегические соглашения о сотрудничестве. Подготовят законопроекты о поддержке авиастроения и примут их (хотя таковых в 30-летней истории Украины было уже немало). Найдут деньги под запуск производства, включая погашение долгов (что выглядит фантастикой) и рынки сбыта для готовой продукции (что ничуть не более правдоподобно). Но даже если предположить, что все это будет сделано, то все равно непонятно: кто будет собирать самолеты?

Почти одновременно с указом Зеленского вышло интервью генерального директора ХГАПП Александра Кривоконя, в котором он рассказывает не только об ужасном финансовом состоянии предприятия, но и о том, что на заводе банально некому работать: "Сейчас работают около 400 человек. Это обслуживающий персонал, охрана и около ста производственников. По документам у нас 1580 человек. А есть они или нет? Руководители цехов не знают своих людей, уже и забыли. И люди уже забыли дорогу к заводу".

Стоит добавить, что на благую цель возрождения украинского авиастроения планируется ежегодно из бюджета направлять два миллиарда гривен. Конечно же, этих денег не хватит ни на какое восстановление. Но вот "пилить" — скажем, в рамках создания "национального авиаперевозчика" — худо-бедно что-то будет. А тем временем Украина сможет и дальше гордиться рекордным ростом, например, в экспорте улиток. Это цивилизационный выбор, сделанный в 2014 году, и его решением СНБО не отменить.

Валерий Михайлов

Написать комментарий
💬 Последние комментарии
СКОРО ЖДИТЕ КИНО В уКРАИНЕ
В ближайшее время нам покажут кино с трупом. В трупе опознают зеленского. Обвинят кого - понятно! Поднимается жуткая суматоха с боевыми действиями. Настоящщий зеленский пьёт кофе у себя на даче. Скажете такого быть не может? Потому что не может быть никогда? А репетиции подобных сцен уже были. И режиссёр умелый имеется...
гость
вот интересно, хлопци с рустрата всем "институтом" читают новостную ленту аж целого "английского форин-офиса", или по отдельности? Потому-что там сегодня про Россию пишут одно, а вчера другое. Непонятен научный - "институтский подход" к новостям, хотя ... если всем "институтом" раскладывать пазлы! - то наверно со временем что-то и получится. Из двух картинок слепить одну, но это вряд ли в данном - английском случае, потому как форин-офис чётко заявил, что ни с какими посторонним для них президентами реальные власти Британии искать встречи не планируют. Им своих лордов-сэров-пэров с их офшорными проблемами с Россией хватает, чтобы с дурного ума через их голову "налаживать" бизнес-контакты с временным (по меркам англичан) правительством Рф. Проблемы офшорной колонии (опять же с т.з. Лондона) если форин-офис и волнуют, то только по вопросу "где бабки мистер Романофф?"(задолжавшие ещё с 18го века, и еле-еле закрытый сейчас российским золотом, отгруженный рекордными темпами в ихний королевский бункер). Любые дипломатические контакты Англии и России (запоминайте как отче наш) - это всегда сначала вопрос старых долгов, пока конечно существует в природе королевская власть, и только потом какой-то там бла-бла-бла. России с Англией в дипломатии и просто и тяжело, просто - потому что "сначала деньги а потом стулья", а сложно - потому "сначала деньги а потом стулья". Вот такие они высокие отношения прямого олигархического авиарейса Москва-Лондон. Кесарю кесарево, слесарю - слесарево, офису - офиссово, а дипломатам - ноту и претензию. Так весь мир узнаёт про английскую внешнюю политику, когда это им будет необходимо. В Англии у каждой бочки своя затычка, т.е. - у официальной конторы свои права-обязанности и полномочия, прописанные - видимо будет новостью для хлопцев с рустрата - королевскими распорядителями с 16го века. С небольшими коррективами от последующих королей-королев и прочих великобританских цезарей. Есть королевский протокол работы и ответственности за неё ихнего премьера, другого там тупо не предусмотренно. Ни по новостям, ни по пазлам. Но хлопци с рустрата видимо не в курсах, что в Англии не просто монархия, а монархия, которой очень сильно задолжала российская монархия. Со всеми вытекающими.
СКОРО ЖДИТЕ КИНО В уКРАИНЕ
В ближайшее время нам покажут кино с трупом. В трупе опознают зеленского. Обвинят кого - понятно! Поднимается жуткая суматоха с боевыми действиями. Настоящщий зеленский пьёт кофе у себя на даче. Скажете такого быть не может? Потому что не может быть никогда? А репетиции подобных сцен уже были. И режиссёр умелый имеется...
гость
опять Косырев бред про Китай пишет. Да прикрыли в КНР на корню уйгурско-тайвансько-гонконскую лавочку международных бизнесменов от "просвещения и образования". По итогам проверкм режима эксплуатации школьников, их уровня знаний и его качества - от таких вот "частных репетиторов" из конторы "рога и копыта Капитализма". Притушили дятлов-репетиторов переделанных под бизнесок образовательных программ КНР, которые под видом обучалки решили пару шекелей срубить на хатынку в Лондрне - вот и вся разгадка "репрессий против частных учителей". Косыреву прочитать Конституцию Китая видимо слабо, да? Статья 1. Китайская Народная Республика является социалистическим государством демократической диктатуры народа, руководимым рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян. Социалистический строй является основным строем Китайской Народной Республики. Руководство со стороны Коммунистической партии Китая является самой сущностной особенностью социализма с китайской спецификой. Запрещается любым организациям или частным лицам подрывать социалистический строй. ... Статья 4. Все национальности в Китайской Народной Республике равноправны. Государство гарантирует законные права и интересы всех национальных меньшинств, охраняет и развивает отношения равенства, сплоченности, взаимопомощи и гармонии между всеми национальностями. Запрещаются дискриминация и гнет в отношении любой национальности, запрещаются действия, направленные на подрыв сплоченности между национальностями и их раскол. Государство, учитывая особенности и нужды национальных меньшинств, помогает районам национальных меньшинств в ускорении темпов экономического и культурного развития. В районах компактного проживания национальных меньшинств осуществляется национальная автономия. Создаются органы самоуправления, осуществляются автономные права. Районы национальной автономии являются неотъемлемой частью Китайской Народной Республики. Каждая национальность пользуется свободой использования и развития своего языка и письменности, свободой сохранения или изменения своих нравов и обычаев. ... Статья 6. Основа социалистической экономической системы Китайской Народной Республики – социалистическая общественная собственность на средства производства, то есть общенародная собственность и коллективная собственность трудящихся масс. Социалистическая общественная собственность ликвидирует систему эксплуатации человека человеком, осуществляет принцип «от каждого – по способностям, каждому – по труду». На начальной стадии социализма государство поддерживает экономическую систему, при которой общественная собственность доминирует и другие формы собственности развиваются параллельно, придерживается системы, при которой распределение по труду доминирует при сосуществовании с другими способами распределения. ...
Елена
Мальта не объект моего обожания,Роджер объект моего обожания,оооо,какой он , никакой,гей мальтийский,хе
гость
бедный ребенок, ждет его больница Павлова
Игорь
Как всегда остроумно, злободневно и по существу