Американо-российские разногласия в сфере контроля над вооружениями и безопасность в Восточной Азии
Геополитикаinosmi.info05 сентября 2020

Американо-российские разногласия в сфере контроля над вооружениями и безопасность в Восточной Азии

В современном мире сама идея контроля над вооружениями, то есть сотрудничества с противниками для предотвращения изматывающей дорогостоящей гонки вооружений или для достижения стратегической стабильности, кажется глубоко отсталой и немодной. Почти все соглашения о контроле над вооружениями между Вашингтоном и Москвой прекратили свое действие. Без каких-либо преград все девять государств, обладающих ядерным оружием, модернизируют и совершенствуют сегодня свой ядерный потенциал.

До тех пор, пока хотя бы одна страна будет обладать ядерным оружием, риск ядерного конфликта будет вполне реален. Во время Всемирного экономического форума в 2018 году был проведен опрос, в котором приняли участие тысяча политических лидеров и крупных бизнесменов. Подавляющее большинство из них включили ядерную войну в тройку самых острых проблем, стоящих перед человечеством.

В то время как реальный риск, может быть, и невелик, потенциальные последствия являются катастрофическими. Во время холодной войны два противоборствующих блока, Запад и Восток, управляли этим риском с помощью договоров о контроле над вооружениями и мер укрепления взаимного доверия, призванных повысить прозрачность оборонной сферы, избежать ошибочной интерпретации действий друг друга и тем самым снизить вероятность вооруженного конфликта.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) на сегодняшний день не существует подобных интегрированных и упорядоченных ограничений. В регионе расположены четыре государства, обладающие ядерным оружием, а кроме того, на безопасность в значительной степени влияет соперничество между двумя внешними игроками – Соединенными Штатами и Россией. Не следует забывать и о том, что именно в АТР тлеет, вероятно, самый опасный на планете конфликт, связанный с враждебными отношениями между двумя ядерными государствами – Индией и Пакистаном. Кроме того, именно здесь расположена единственная страна, где испытания ядерного оружия проводились в нынешнем столетии – Северная Корея.

Две азиатские сверхдержавы, Китай и Индия, неоднократно вступали в пограничные вооруженные столкновения, причем в последнем из них погибли двадцать индийских военнослужащих. Хотя риск ядерной эскалации между ними невелик, полностью исключить такой сценарий нельзя.

Единственное действующее соглашение по контролю над вооружениями между Вашингтоном и Москвой, Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений от 2010 года (СНВ-III), истекает в феврале 2021 года. В то время как президент России Владимир Путин заявляет о готовности продлить договор еще на пять лет, американский президент Трамп тянет время. Он, похоже, полагает, что СНВ-III не следует пролонгировать, пока в дискуссии об ограничении ядерных вооружений не будет вовлечен Китай.

Однако, этого не произойдет. Дело в том, что ядерный арсенал Китая насчитывает всего около 320 единиц, в то время как у Соединенных Штатов – 5800 боеголовок, а у России 6375, что в совокупности составляет 90 процентов мировых запасов ядерного оружия. У Китая нет никакого стимула участвовать в процессе, в котором хотя бы одна сторона считается ненадежной и непоследовательной.

Китай утверждает, что его ядерное оружие предназначено исключительно для оборонительных целей, и продолжает декларировать политику неприменения ядерного оружия первым, что Соединенные Штаты и Россия отказываются делать. Пекин не намерен рассматривать вопрос об ограничении своих ядерных и ракетных систем до тех пор, пока Вашингтон и Москва не снизят численность своих ядерных зарядов до сопоставимого уровня.

Соединенные Штаты и Россия могут содействовать разрядке и обеспечить более безопасный ядерный ландшафт. Продлив действие договора СНВ-III и существенно сократив количество боеголовок, они имели бы больше шансов вовлечь Пекин в дискуссии. Пролонгация этого договора могла бы стать инструментом, который позволит включить Китай в более широкие трехсторонние планы по контролю над вооружениями.

Представляется маловероятным, что в области контроля над вооружениями может быть достигнут какой-то прогресс при президентстве Трампа. Помимо выхода из договора, он угрожает испытать новое ядерное оружие и, судя по всему, не намерен участвовать в серьезном дипломатическом взаимодействии с Москвой, Пекином и Пхеньяном.

К сожалению, недавние шаги Австралии еще более усугубляют эту сложную ситуацию. Заявление Канберры о том, что она намерена заниматься разработкой ракет большой дальности и других передовых систем вооружений, отнюдь не способствует стратегической стабильности в регионе. Скорее это подливает масла в огонь распространения ракетного оружия. Пополнение списка стран, участвующих в ракетной гонке, станет сигналом миру о том, что все правительства должны участвовать в долгосрочном процессе наращивания вооружений. Это приведет лишь к дальнейшей эскалации региональной напряженности и обострению проблем в области безопасности.

В то же время, у Австралии есть возможности для стабилизации обстановки в регионе. Будучи средней державой, в прошлом Австралия стремилась влиять на ядерную политику великих держав, и примером этому являются Канберрская комиссия и Международная комиссия по ядерному нераспространению и разоружению. Она может использовать желание Соединенных Штатов вовлечь Китай в переговоры, поощряя Вашингтон и Москву к снижению численности их собственных ядерных запасов.

Существует очевидная необходимость в более жестком регулировании в сфере безопасности в Восточной и Юго-Восточной Азии, причем акцент должен быть сделан на меры укрепления взаимного доверия и взаимодействие между ядерными государствами во имя безопасности. Соперничество между крупными державами будет продолжаться в любом случае, но его можно регулировать, как это было в годы холодной войны, чтобы обеспечить мирное сосуществование и избежать войны, преднамеренной или случайной.

Китай, судя по его заявлениям, хочет продемонстрировать свое ответственное отношение к проблемам мировой безопасности. Австралия и Китай могли бы найти здесь общий язык, вновь подтвердив свою приверженность идее серьезного контроля над вооружениями, а также призвав Вашингтон и Москву сократить ядерные арсеналы и восстановить стратегический диалог со всеми партнерами.

Написать комментарий
💬 Последние комментарии
БеняКоломойский
Так хохлам воевать за Крым,это не ментов безоружных бить и убивать на майдане за деньги сороса.В Крыму Россия так "шляхетным лыцарям" наваляют,что их духовным предкам из вермахта под Сталинградом и не снилось.У краина и украинец от слова украсть,предать и продать.
БеняКоломойский
Подсолнухом одним сыт не будешь.
7
лорка ницой ну настоящая гиена . Посмотрев на нее обосерешъъся 100 % бедные детки на украине .
7
Вот это показатель. А лекарства ноль промышленность в жопе ахтывысты гомосеки с авяковым в переди планеты всей , курс верный ЕС НАТО КЛАДБИЩЕ . ИГРАЮТ МУЗЫКЫ
е
Нарушение Конституции страны это норма для так называемых патриотов.. Создать ничего не способны, а вот разрушать всегда готовы..
ВСЁ МОЖЕТ БЫТЬ
НЕ ИНАЧЕ УКРЫ СВОЙ ОСВЕНЦИМ У СЕБЯ ОРГАНИЗОВАЛИ... ОНИ МОГУТ.
МАКРОН - БРЕХУН
А Я ОБВИНЯЮ МАКРОНА-МИКРОНА В ТОМ ЧТО ОН ИЗНАСИЛОВАЛ БАБУШКУ СМЕРТЬКЕЛЬ. ДА, Я ЛГУ. МАКРОНУ МОЖНО, А МНЕ НЕЛЬЗЯ?