Геополитикаinosmi.infoApr 11

Bloomberg: строительство канала "Стамбул" принесет Эрдогану проблемы вместо престижа

nk_hauz/-mxsxk5mtucy1yyk6t7h.jpg

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в свете инцидента в Суэцком канале вознамерился организовать стройку века, создав водную артерию, соединяющую Черное и Мраморное моря параллельно проливу Босфор. Однако мечтам турецкого лидера суждено столкнуться с жесткой реальностью. Об этом пишет исполнительный председатель стамбульского аналитического центра EDAM Синан Ульген в своей статье для Bloomberg.В своем материале автор отмечает, что Эрдоган очень любит мегапроекты. Под его руководством Турция построила в Стамбуле один из крупнейших аэропортов мира, сложнейший туннель под проливом Босфор и один из самых больших подвесных мостов, связывающих Азию с Европой. Критики обвиняли его в том, что он приукрашивает свое собственное наследие этими грандиозными проектами, но они по большей части пользовались популярностью у турецкой публики.Однако ни один из них не вызвал столько споров, сколько сейчас окружает последнее крупное предприятие, задуманное Эрдоганом, — искусственно созданный канал под названием "Стамбул", идущий параллельно Босфору между Мраморным и Черным морями. Экологи оспаривают этот проект, опасаясь, что он разрушит экосистему Стамбула и резервуары с пресной водой. Другие ставят под сомнение финансовую устойчивость стройки, поскольку правительство Турции предоставило разные оценки в диапазоне от 12,7 до 25 миллиардов долларов.Однако главным камнем преткновения в этой истории является конвенция Монтре 1936 года. Это международное соглашение, регулирующее движение через проливы Босфор и Дарданеллы. Ситуация достигла апогея на прошлой неделе, когда спикер парламента Мустафа Сентоп предположил, что Эрдоган может решить выйти из договора. Позже он утверждал, что он просто говорил о президентских полномочиях, а не о политике, но этого было достаточно, чтобы встревожить группу бывших турецких адмиралов. Те выступили с совместным заявлением против канала и заявили, что конвенция имеет важное значение для сохранения мира в Черном море.В свою очередь, это побудило Эрдогана вызвать свой кабинет и высших должностных лиц на внеплановое совещание. Десять адмиралов, подписавших заявление, были арестованы, а директор по связям с общественностью президента обвинил их в намеках на необходимость свержения власти.После этого Эрдоган заявил, что не намерен отменять конвенцию. При этом он не объяснил, как он планирует согласовать свои мечты о канале с реалиями, где проход в Черное море регулируется договором.

"Канал "Стамбул" должен быть построен в соответствии с инвестиционной моделью строительства и эксплуатации, чтобы избежать утечки государственных ресурсов в условиях сильного стресса из-за пандемии. Но для того, чтобы окупить требуемые инвестиции, частному подрядчику потребуется большой поток доходов, а конвенция делает это невозможным", — пишет автор.

Согласно международному документу, Турция не может препятствовать проходу судов через Дарданеллы и Босфор, а это означает, что Стамбул не может заставить транзитные суда использовать предлагаемый канал. Турции разрешено взимать только номинальную плату за эти переходы, в настоящее время в среднем около 4500 долларов за судно. Только значительно более низкая плата за транзит будет стимулировать использование альтернативного пути, а эту разницу придется компенсировать большим объемом трафика.Но тенденции указывают в противоположном направлении: за последнее десятилетие количество судов, следующих транзитом через Босфор, сократилось с 53 000 до 38 000 в год, в основном в результате строительства новых трубопроводов. Поскольку все больше стран стремятся уменьшить свою зависимость от углеводородов, танкерные перевозки, вероятно, будут продолжать сокращаться.Одним из решений финансовой дилеммы может стать предоставление Турцией казначейских гарантий на строительство и эксплуатацию канала, что значительно повысит государственный долг Анкары, который и без того раздувается до 270 миллиардов долларов.

"Другой вариант — выйти из конвенции Монтре и заставить транзитные суда использовать новый канал. Но это создало бы политические проблемы внутри страны и дипломатические за рубежом. Подписание конвенции многие в Турции считают историческим достижением, когда молодая республика взяла на себя суверенный контроль над своими морскими путями и положила конец международному мандату, навязанному великими державами после Первой мировой войны", — отмечает автор.

Конвенция по сей день служит для Турции дипломатическим инструментом разрядки возможной эскалации в Черном море. Он накладывает жесткие ограничения на тоннаж военных кораблей из государств других регионов, проходящих транзитом через турецкие проливы. Это позволило Анкаре запретить проход судов ВМС США Mercy and Comfort в разгар российско-грузинского конфликта 2008 года. Договор также ограничивает РФ, требуя от Москвы заблаговременного уведомления о прохождении ее военно-морских судов в теплые моря.При этом не факт, что простой выход из конвенции даст Турции больше возможностей контролировать движение через свои проливы. Другие страны, вероятно, будут ссылаться на обычное морское право, чтобы требовать свободного передвижения своих судов. Что касается мегапроектов, то этот скорее всего принесет турецкому президенту больше проблем, чем престижа, заключает автор статьи.Сейчас Турция испытывает финансовые трудности. За два года страна сменила уже четырех глав Центробанка, из-за чего национальную валюту буквально лихорадит. Сейчас ее цена находится вблизи исторических минимумов. Руководитель информационно-аналитического центра "Альпари" Александр Разуваев рассказал, чем это грозит мировой экономической стабильности и какую выгоду в результате может извлечь Россия.

💬 Последние комментарии
Неудобные вопросы
А почему французам деньги дают бесплатно, а болгарам, например, уже не дают?
гость
в 70ых гг не было изолированной от СССР Украины, как не было и самой "богатой республики УССР" - это неприкрытое авторское враньё. В планах и задачах 9ой пятилетки СССР (1971-1975) так и было записано - "... обеспечить переход экономики СССР по итогам развития 70-80ых гг в единый народнохозяйственный комплекс, народное хозяйство всех 15 союзных республик должно составлять неразрывное целое". Именно в 70ых гг был окончательно свёрнут "сталинский" курс - "выравнивания уровней экономического развития республик СССР согласно их возможностей и потенциалов развития" - и пошёл новый "брежневский" курс: "создание гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК) по всему СССР". Понятно, что больше всего ТПК было развёрнуто в РСФСР, а не в Украине-Казахстане-итд - таких ТПкомплексов в РФ было развернуто около 50. Пример реальных ТПК - зап.-сибирский (тюменский) нефтегазовый ТПК, который к концу 80ых стал главным топливным центром СССР. А Кузбасс и Донбасс перешли в режим экономии, передав вымпел "самого дешёвого угля" Экибастузкому (казахстан) и Красноачинскому(вост.сибирь). Именно тогда пошло "социальное брожение" на Донбассе из-за вторичной роли в дотационном финансировании (читай закредитовании регионов реформ Косыгина-Либермана). Пример нереальных ТПК, куда были вложены кучи бабла, но проекты заглохли - переброска северных рек в среднюю азию или "новая целина" (план "оптимизации" - уничтожения 200тыс.неперспективных деревень нечерноземья). Бюрократия, а не госплан - стала править экономикой. Сначала начались эксперименты по внедрению прибылей и хозрасчёта в Туле (на Щёкиназоте), и хоть оно там провалилось - начали массово экспериментировать по всему СССР, в т.ч. и на Украине. Ну а х..ли - прибыль же попёрла! Дай прибыль, и вот тебе орден на пузо. Доэкспериментировались до износа фондов и тотального потери качества. Это была первая так называемая "административно-хозяйственная оптимизация" республик. После знаменитого постановления совмина "О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства" 1971 г. начиная с 9-ой пятилетки 1971го, "восстановили директивные задания по росту производительности труда", которая должна была затормозить развал экономики СССР, но только перевели экономическую борьбу республик под бюрократический ковёр. Пошла скрытая инфляция и гонка дефицитов, которая больнее всего ударила по тем республикам, кто бездумно копировал у себя этот самый админ.хозрасчёт. Вместо долгосрочного планирования попёрла хозрасчётная "сиюминутная выгода". УССР сняла прибыля с первоначальных дотаций по укроТПК и всё - на этом всё закончилось. Обновления производств, куда пошли фонды - не произошло. В РСФСР за счёт кратно больших "либерманских инвестиций" система "передовиков ТПК" прожила дольше, и тоже с треском завалилась в перестройку от качественно-количественного дисбаланса. Именно с 70ых гг УССР при внешнем потребительском лоске, получила от "хозрасчётной Москвы" капитальный экономический удар "либерализма". Дошло до того, что Устинов(минобороны) вместе с Подгорным(предс.верх.совета) и Байбаковым (зам.предс.совмина) начали высказывать претензии самому предс.совмина Косыгину "ты чего это делаешь дятел? ты же убиваешь все наши производственные цепочки!". На что тот отвечал "нате вам Камаз и не нойте". Украина должна была стать образцово-показательной экономикой согласно "идеальной" кооперации общесоюзных хозяйств ТПК, как самая близкая по логистике к европейским странам СЭВ куда впихнули трубу Уренгой-помары-ужгород, но не стала. Именно в 70ых сначала в Молдавии, а потом и на Украине начали проводить т.н. "вторую коллективизацию" - жуткий процесс "переподчинения и слияния" агрохозяйств и даже целых объединений, которое закончилось на иплане Горбачёве, который из пяти министерств слепил одно - ГосАгроПром СССР. Украина никак не могла в 70ых стать ни передовой, ни богатейшей. И быть таковой при перекосах делёжки бабла между "правильными ТПК РСФСР" и "отстающими ТПК прочих" никак не могла. Цифры Госплана в УССР конечно были выдержанны, иногда даже с перевыполнением - но качество упало, а износы предприятий выросли троекратно. Пошёл процесс "гонка за прибылью", где играло свою роль не то, насколько предприятие было нужно СССР или СЭВу, а у кого в совмине была прибита бюрократическая кормушка. На госплан по сути забили - рисуй цифры, а что там за теми цифрами никого не ипёт. Этот процесс Владимир Маски называет "самой богатой республикой СССР"? - ну-ну.
Елена
Вонив России антирекорды и по выявлению и по смертности.
Елена
То не я дурень.
Луна -2
Вакцинация - о ней пишут в негативном смысле- сперва об Астрозенеке - сколько умерло. ОБ АМЕРИКАНСКОЙ ВАКЦИНЕ - ДОРОГО И кто знает , сколько умрет от вакцинации?Я например ни одной из этих вакцин не верю Доверяю только российскому "Спутнику" Но на Украине его не допускают ...страна -агрессор
Луна -2
А в пипиську можно сделать ?Тогда чего только в грудь- ты бы сразу и в пипиську .Тогда бы точно Героем Украины стала
е
ха, ты ж собиралась американской прививаться, на всех углах об этом орала..кстати привилась?если нет, то чего??