Французский историк: «привыкли к варварству» — осквернение могил стало во Франции обычным делом
Геополитикаinotv02 ноября 2020

Французский историк: «привыкли к варварству» — осквернение могил стало во Франции обычным делом

В последнее десятилетие осквернение могил во Франции стало привычным делом, констатирует на страницах Le Figaro историк Пьер Вермерен. По его убеждению, виной всему упадок христианской культуры, «одичание» части общества и отсутствие должного контроля за местами захоронений со стороны государства. При этом, как отмечает автор, всего 20% осквернителей кладбищ в прошлом году были осуждены, а тот факт, что большинство из них были несовершеннолетними, мешает общественности узнать об их личности и мотивах.

«Революционное десятилетие» с 1789 по 1799 годы во Франции породило длительную волну вандализма в отношении религиозных статуй и памятников, а также осквернения могил, напоминает на страницах Le Figaro историк Пьер Вермерен. Как поясняет специалист, «новая политическая эпоха должна была упразднить французское прошлое».

Как подчёркивает автор, искусство и особые обряды, связанные с похоронными практиками, являются основой любой цивилизации. С древних времён, варвары, греки, римляне и египтяне, погребали богатых с великолепием, а бедных с достоинством в ожидании загробной жизни.

После опустошения кладбищ в центрах городов и вокруг церквей, в XIX веке Франция восстановила места захоронений и погребальные практики, соответствующих «Новой Франции» — «стандартные, рациональные, общественные, гигиеничные и управляемые». При этом закон 1905 года о светском характере государства не возбранял использование на кладбищах крестов.  А тот факт, что до 1970—1980-х годов смерть «почти полностью находилась в руках духовенства», не мешал представителям других конфессий быть похороненными рядом с католиками на общих кладбищах.

«В условиях глубокого кризиса, который переживает наше общество и наша республика, в состоянии ли наша страна по-прежнему обеспечить подобающий покой и достоинство останкам наших близких?», — задаётся вопросом Вермерен. Сегодня Франция насчитывает 40 тыс. действующих кладбищ. Из-за отсутствия средств большинство из них не охраняется, и даже на крупных кладбищах было сокращено число коммунальных работников.

По словам историка, совокупные последствия «расслабленности» коммунальных служб, ускоренной дехристианизации, «одичания общества» и тенденции к сокрытию всего, что связано со смертью, привели к усилению давления на кладбища в 2010-х годах. Если с 2004 по 2011 год во Франции фиксировалось 165 осквернений захоронений в год, то с 2010 года их число значительно выросло, отмечает автор.

Вспоминая о том, какую бурную реакцию в обществе вызвало осквернение еврейского кладбища Карпантра 10 мая 1990 года и о его политических и социальных последствиях, «мы видим насколько наше общество привыкло к варварству», сетует историк. По его наблюдениям, между 1996 годом, когда были выявлены связи осквернителей с неонацистами, и «ужасным надругательством» над еврейским кладбищем в коммуне Сарр-Юньон в 2015 году, ни единого года не прошло без вандализма в отношении могил.

По словам Вермерена, с 2000 года более 60 тыс. евреев покинули Францию, «ведь страна, которой не удаётся внушить уважение к своим мертвецам вряд ли является предметом зависти». По убеждению историков, кремация, которую выбрали для себя большинство представителей поколения «беби-бумеров» также вряд ли решит проблему, поскольку «гнев против мертвецов» вряд ли обойдёт стороной погребальные урны и «сады памяти».

Несмотря на суровые наказания, предусмотренные в уголовном кодексе за любое осквернение могил, надгробий, погребальных урн и памятников: срок от 1 до 5 лет тюремного заключения и штраф от €15 тыс. до €75 тыс., «эпидемия прогрессирует», — констатирует историк. С апреля 2018 по август 2019 года в стране были осквернены десятки кладбищ, как христианских, так и еврейских, пострадали сотни могли, крестов и надгробий, напоминает автор. «Хотелось бы, чтобы евреи и христиане были связаны иначе, чем подобными актами», — замечает историк, добавляя, что хотя погромы еврейских кладбищ начались раньше, чем надругательства над христианскими, сейчас и те и другие «идут в ногу».  Сегодня на первый план выходят «антихристианские» акты — в основном в форме разграблений и осквернений. В 2019 году их было совершено 1052, при этом сотни — в отношении могил. Нарушение уважения к мертвым принимает множество форм: разграбление для извлечения металлов, разрушение крестов и табличек, расистские или антисемитские метки, более редкие посягательства на останки — диапазон широк и мотивы разнообразны, пишет историк.

Поскольку осуждены были лишь 20% осквернителей, две трети из которых несовершеннолетние, приходится выдвигать предположения о мотивах преступников, поясняет автор. По его словам, наиболее подвержены риску антихристианских погромов сельские районы, особенно на Западе, в Лангедоке или на юго-западе, где распространён политический радикализм крайне левого толка. И наоборот, осквернение еврейских кладбищ на северо-востоке страны объясняется политическим радикализмом, близким к неонацизму. Вокруг крупных городов, особенно на севере в Парижском регионе, где вандализм , — частое явление, разрушение крестов на пригородных кладбищах указывает на «тех, кто хочет искоренить христианскую символику», однако поскольку большинство осужденных несовершеннолетние, общественность не должна знать об их личности и мотивах.

Кроме того, изменение вида надгробных памятников, в которых христианская символика становится всё более редким явлением, упрощает осквернителям работу, считает Вермерен. Им остаётся уничтожать ставшие с годами хрупкими кресты из дерева или железа, которые никто не станет чинить. Нельзя не упомянуть в этом контексте и об «импорте» американской субкультуры «сатанизма», которая через свои средства массовой информации и фильмы «захватывает уязвимые умы сломленной молодежи», побуждая её не только праздновать Хэллоуин, но и ломать кресты или опрокидывать стелы в лунном свете.

Как подчёркивает автор, хотя для таких случаев не предусмотрено ни маршей памяти, ни церемоний, а жертвы, переживающие эти муки, молчат, непоправимое горе родственников усопших не становится менее острым. Государство и местные власти не всесильны, но они могли бы осознать, что в глубоком нравственном падении, которое поражает французов, неопределенность судьбы покойных, ставшая следствием преднамеренных и повторяющихся посягательств на свободу веры, не стоит воспринимать легкомысленно, предостерегает историк. «Все, что позволило бы превратить наши кладбища в неприступные убежища, посредством воспитания или защиты, может только упрочить позиции нашей республики и общества», —уверен Вермерен.

Написать комментарий
💬 Последние комментарии
е
Набор слов обо всем и ни о чем... Где социальность поднятия цен на все при тех же доходах населения.... Это ж ты писала что Украина социальное государство.. Вот и прокомментируй статью со свой "социальной" колокольни.. Ты ж любишь всем указывать что кроме тебя никто ничего не понимает...
Кот Матроскин
Стало быть, не видать чернобыльцам гробовых, как своих ушей. Как же так, Зе?
Елена
Тебе что не напишешь, всё не так, напишешь со своей колокольни,тебе не нравится,напишу специально для тебя с твоей колокольни, тоже не нравится,не угодишь тебе никак,я пишу что полтора года я пишу,а не предыдущая Елена,ты пишешь что я буду отказываться от сегодня написанных мною слов,я вообще думаю что ты не понимаешь что тебе пишут,ну извините сударь, написала как думаю,уж не обессудьте за может не очень лестное высказывание,А Украина идёт в Европу.Слава Украине!
Елена
Я всё понимаю как минимум не хуже вашего,тоже открыватели глаз на происходящее,я это понимала давным давно.
Елена
Вас нет ,а вот за Роджера не знаю,уж больно он рвёт попу за прихватизаторов 90-х,аж из туфель выскакивает,а значит имеет с этого интерес,я не говорю сейчас прямо,просто пытается сохранить что нажил "непосильным" трудом в 90-х ,вот и рвёт так всё и всех,чтобы забыли как раздерибанили всё и обобрали народы,я то это понимаю,а многим это невдомёк ((((
Елена
Озвученные мысли,пишите правильно,если так любите русский язык,я его тоже люблю,кто против?я не против русского языка,а только ЗА.А Украина идёт в Европу.Слава Украине!
е
Елена, ты утверждала, что Украина социальное государство. Прокомментируй или как обычно когда тема невыгодная ты её игноришь..