Геополитика07 декабря 2019

Какие цели преследует Германия в «нормандской четверке»?

В Париже завершается подготовка к переговорам лидеров государств «нормандской четверки» — России, Украины, Германии и Франции — по урегулированию конфликта в Донбассе. Каждая из стран — частниц «нормандского формата» преследует на переговорах свои интересы, и частичное совпадение этих интересов сделало переговоры в Париже возможными. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, зачем «нормандский формат» нужен Германии и какие цели преследует Берлин, участвуя в переговорах о судьбе Донбасса. Предстоящие 9 декабря переговоры в «нормандском формате» во многом обязаны активности президента Эммануэля Макрона на внешнеполитическом направлении. Французский лидер готов принять в Париже коллег из России, Германии и с Украины для обсуждения перспектив Минских соглашений. Организация представительной встречи по украинскому кризису может рассматриваться в одном ряду с резонансными заявлениями Макрона о «смерти мозга» НАТО, полемике с Дональдом Трампом и другими яркими инициативами, призванными продемонстрировать независимый характер французской внешней политики. В то же время согласование новой встречи в «нормандском формате» со стороны Запада было бы невозможным без принципиального согласия на нее Германии. В Берлине нет возражений относительно того, что переговоры «нормандской четверки» могут принести положительный результат. Для них есть неплохие предпосылки: конструктивная риторика президента Зеленского, достигнутые результаты по разведению противоборствующих сторон на проблемных участках, позитивные сигналы со стороны России. Немецкое руководство, как и российское, не было настроено проводить встречу ради встречи, и предстоящие в Париже переговоры следует рассматривать прежде всего с позиции готовности к ним в Берлине и Москве.Для Германии «нормандский формат» является важной диалоговой площадкой с Россией по обсуждению украинского кризиса и сопутствующих ему проблем. Несмотря на то, что формат получил свое развитие по инициативе Франции, именно Берлин считается негласным выразителем позиции Европы и до известной степени всего Запада. Среди всех лидеров ЕС (не говоря о США) только Ангела Меркель обладает достаточным опытом переговоров и международным авторитетом, чтобы результативно и конструктивно дискутировать с Владимиром Путиным. На переговорах «нормандской четверки» лидеры России и Германии могут обсудить не только реализацию Минских соглашений, но и сопутствующие вопросы, например, газовый транзит через территорию Украины. Благодаря «нормандскому формату» сокращение контактов на высшем уровне после 2014 года между Россией и Германией не стало абсолютным. В дни наибольшего обострения украинского кризиса Ангела Меркель фактически выполняла посреднические функции между Западом и Россией. Это обстоятельство давало возможность поддерживать диалог и по вопросам двухсторонних отношений.

Благодаря «нормандскому формату» Германия укрепляет свои отношения с Францией, оставаясь в сложившимся европейском тандеме на лидирующей позиции. Президент Франсуа Олланд был не в состоянии выйти из тени опытного канцлера ФРГ. Напористость и энергичность Эммануэля Макрона демонстрирует стремление Парижа перехватить инициативу у немецких коллег. Однако в действительности Париж мало что может предложить участникам переговоров, кроме отдельных организационных инициатив. Экономические интересы Германии на Украине представлены значительно шире, чем у Франции, а вовлеченность Берлина в восточноевропейские проблемы на порядок выше французской активности в этом направлении.Накануне президентских выборов на Украине оба кандидата были одинаково тепло (читай — безразлично) приняты Макроном, тогда как в ведомстве Федерального канцлера предпочли четко расставить приоритеты, организовав встречу Меркель только с Петром Порошенко. С другой стороны, формальный дипломатический вес Парижа полезен для немецкого руководства. Вряд ли украинский кризис потребует актуализации статуса Франции как ядерной державы. Но право вето, да и сам голос в Совбезе ООН может оказаться востребован. На французских партнеров можно переложить и озвучивание непопулярных или репутационно сомнительных инициатив, неприемлемых для осторожной немецкой дипломатии. «Нормандский формат» стал тренировочным полигоном для немецкой дипломатии по разрешению международных кризисов.Многочисленные хитросплетения на Ближнем Востоке и волнения в Латинской Америке пока остаются вне серьезного влияния со стороны Берлина. Однако в отношении Украины Германия действует как заинтересованный игрок. Неслучайно одна из наиболее важных инициатив по урегулированию кризиса на Украине носит имя президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера. Немецкие политики приобретают ценные навыки работы по продвижению германских и европейских интересов в нестабильном геополитическом пространстве при взаимодействии с крупнейшими международными игроками. В условиях охлаждения американо-германских отношений при президенте Дональда Трампе, участие ФРГ в «нормандском формате» приобрело новое звучание и в контексте диалога Берлина и Вашингтона. В свое время в Германии не поддержали предложение украинского президента Владимира Зеленского расширить «нормандский формат» за счет включения в него США.

Несмотря на внешнее единство Запада в украинском кризисе, Берлин и Вашингтон имеют разных фаворитов в политической жизни Украины и не едины в своих оценках будущего восточноевропейского государства.Соединенные Штаты являются в данной ситуации для ФРГ не надежным тылом и могущественным заокеанским партнером, а конкурентом за экономическое и политическое влияние. Германия, как и Россия, заинтересована в скорейшем разрешении украинского кризиса. Военная напряженность в Донбассе, продолжение спада украинской экономики, политический хаос закрепляют за Украиной статус очага нестабильности на востоке европейского континента. Возобновление масштабных боевых действий на Юго-Востоке приведет к волне беженцев на территорию ЕС, вынудив немецкие власти снова финансировать их размещение и содержание.Прогресс в установлении мира на Украине позволит Германии запустить процесс по пересмотру антироссийских экономических санкций, в пользу чего выступают влиятельные политические силы как внутри правящей коалиции, так и среди оппозиции.

Артем Соколов

2 комментария

Написать комментарий
  • гость
    08 декабря 2019
    А ведь "миллионы украинцев оказались не только русскоязычными, но и русскофамильными"... и "если можно запретить русский язык, так и фамилии – запретить".
    Ответить
  • Гость
    08 декабря 2019
    куда запланировали 2 нитку "Силы Сибири"?в Северный Китай, где расположены готовенькие "города-призраки". Какая трасса?Через Монголию...Когда введут в действие?2026. И все кому надо, знают что надо(и учат китайский язык). Все остальное-театр для "мувкающих" и иже с ними(теми, кто прибыл в эуропу "спасаться"-удачи им, если поможет)
    Ответить
💬 Последние комментарии
Одессит
РаССизм - это слишком сильно, в данном конкретном случае... Но еще Розочка Люксембург предупреждала, что человек всега делает выбор между социализмом и варварством. Народ выбирает варварство. Народ всегда выбирает варварство. Поэтому нужна элита. Которая направляет. Жестко. Иногда даже жестоко. Но верной дорогой.
Луна-2
Привет маладая.Ну какие же вы братский народ -развели войнушку в Донбассе?Разве братский народ может такое творить по отношению к своим же Нет вы когда-то были братским народом ,согласна -но после того. как начали убивать друг друга -вы уже Не братья .Так что льсти себе -вы нам не братья.Братья,да, дерутся, но не убивают друг друга
Андрей
Поверь награды ждут своих хероев.
гость
Тезисно. Генерала Власова повесили. Бандеру и Шухевича уничтожили, как бешеных собак. Националист не любит свой народ, он ненавидит другой. А нацистами и фашистами я называю бендеровцев и другое националистическое отребье. Основателя Москвы звали князем Юрием.
гость
петро - унылое говно
Елена
Крепше спишь
ЛУНА-2
К сожалению это правда .Она воевала на стороне "союзников", и гадила нам.