1 февраля военные Мьянмы объявили о переходе государственной власти в их руки и о введении в стране чрезвычайного положения сроком на один год. Исполняющим обязанности президента стал вице-президент Мьинт Шве. Рано утром 1 февраля военные взяли под стражу президента страны Вин Мьина, государственного советника Аун Сан Су Чжи и других чиновников. Многие международные СМИ утверждают, что в Мьянме произошел «военный переворот».
В ноябре прошлого года в Мьянме прошли вторые выборы с участием партии «Национальная лига за демократию» (НЛД) во главе с Аун Сан Су Чжи, и в результате «Национальная лига за демократию» одержала еще большую победу, чем в 2015 году. Военные обвинили партию в фальсификации выборов, и ситуация в Мьянме долгое время была очень напряженной, а слухи о государственном перевороте в последние дни распространились «со скоростью лесного пожара».
С 1962 года в Мьянме почти 50 лет господствовали военные. Позже военное правительство добровольно отдало власть, и начались реформы по демократизации, был запущен процесс демократических выборов, и Аун Сан Су Чжи, которая долгое время находилась под домашним арестом, смогла формально привести НЛД к власти в 2016 году. Военные по-прежнему занимали 25% предусмотренных мест в парламенте, но их влияние постепенно снижалось. С другой стороны, армия играла ведущую роль в борьбе против рохинджа, и, будучи осужденной Западом, ее по-прежнему поддерживали бирманцы.
Процесс демократизации в Мьянме начался относительно гладко. Аун Сан Су Чжи и «Национальная лига за демократию» очень быстро встали на ноги после выборов, но глубокий конфликт интересов за кулисами Мьянмы не был разрешен. Надо сказать, что и демократически избранное правительство, и военные приложили определенные усилия, чтобы ослабить противоречия, но не смогли сформировать механизм их принципиального разрешения. В целом, противоречия между ними, а также конфликты между различными этническими группами продолжали оставаться прежними. Политических ресурсов, привносимых демократическими выборами, оказалось недостаточно, чтобы их решить.
На этот раз военные вновь взяли под стражу избранных лидеров и объявили чрезвычайное положение, что нанесло серьезный удар по процессу демократизации Мьянмы, который когда-то широко приветствовался внешним миром, и сильно потрясло. Это заставило людей увидеть, что политические реформы сами по себе являются движущей силой, но внешнее процветание, которое они приносят, вероятно, будет очень хрупким. Дилемма Мьянмы состоит не только в том, что политические реформы не смогли обеспечить достаточный толчок для решения глубоко укоренившихся проблем, но и в неспособности предоставить стране предохранительный клапан, чтобы избежать повторной политической борьбы.
Полвека правления военного правительства сформировали определенную структуру интересов страны. Помимо запутанных этнических конфликтов, какую бы новую систему Мьянма ни применяла, она будет переживать трудности. При перераспределении интересов на месте легко говорить, но трудно действовать. Отсутствие кровавой революции в Мьянме — это уже большая удача, но это также определяет крайнюю нестабильность новой системы. Стране необходим длительный период активного экономического роста для поддержки корректировки интересов, чтобы все группы и социальные слои чувствовали выгоду и могли не опасаться за будущее, и в то же время Мьянме нужно найти способы гарантии, что этот процесс не приведет к серьезным беспорядкам. Это действительно очень сложно.
В современном мире разных политических режимов очень мало, а Запад активно навязывает собственную избирательную систему. В целом у малых и средних стран и нет другого выбора. В процессе модернизации большинство из них приняли избирательную систему западного образца, а их неудачи, провалы и падения интерпретируются как «необходимая цена за демократию». Кроме сохранения традиционных систем, в малых и средних странах практически невозможно исследовать и внедрять инновации в политические системы.
На этот раз военные Мьянмы предприняли меры, но им не удалось преодолеть затруднительную ситуацию, в которой оказалась страна. Ожидается, что в краткосрочной перспективе внутриполитическая борьба усилится, а международное давление также будет неизбежным. В настоящее время Аун Сан Су Чжи призвала народ к сопротивлению, а Соединенные Штаты и другие страны потребовали от бирманских военных освободить задержанных политических лидеров. Мьянма погрузилась в новую неопределенность.
Политический спектр всего региона Юго-Восточной Азии довольно неоднородный, и давление местных традиций и зарубежных западных систем давно превратилось в большую шахматную игру. Наиболее важен результат. Ключевыми являются два основных показателя: достижение долгосрочной политической стабильности и поддержание относительно быстрого экономического развития, чтобы все население получало от него выгоду.