Когда исчезли линкоры?
ГеополитикаИсточник19 марта 2015

Когда исчезли линкоры?

К моменту списания великолепной четверки "Айов" (1990-92 гг.) эпоха капитальных кораблей уже давно пылилась на полках архивов и стендах военно-морских музеев. Последний артиллерийский бой между бронированными монстрами случился 25 октября 1944 г., когда японский "Фусо" попал под шквальный огонь с пяти американских линкоров в проливе Суригао. В европейских водах все закончилось еще раньше, зимой 1943 г., когда в бою у м. Нордкапп был потоплен немецкий "Шарнхорст". Впоследствии капитальные корабли еще привлекались к обстрелам побережья, но уже никогда более не вступали в схватки друг с другом.

Завершение эпохи линейных кораблей пришлось на конец Второй мировой, когда стало понятно, что большие пушки проигрывают по эффективности авиации и подводному флоту. Не выдержав конкуренции, огромные дорогие линкоры постепенно исчезли со стапелей, а вместо них появились... Оп-па! И далее следует немая сцена.

За первое послевоенное десятилетие флот самой богатой державы (США) пополнился всего парой десятков новых эсминцев. Просто ничто на фоне темпов предыдущего десятилетия, когда янки строили по нескольку сотен боевых кораблей в год! Со стапелей были сняты четыре полуготовых линкора. Были пущены на слом десятки строящихся крейсеров. Строительство суперавианосца "Юнайтед Стейтс" было прекращено спустя 5 дней после его закладки.

Закономерный результат сокращения военного бюджета, связанный с прекращением боевых действий.

Разгромленным Германии и Японии было не до флота. Некогда сильнейшие игроки выбыли из игры, надолго утратив свои военно-морские амбиции.

Жизнерадостные итальянцы находились в глубокой депрессии. По итогам войны "макаронникам" разрешили сохранить пару ржавых дредноутов, но милость к побежденным выглядела жестокой насмешкой. Все более-менее современные корабли победители забрали себе (небезызвестный л/к "Джулио Чезаре", ставший впоследствии "Новороссийском").

Старый британский лев свалился с мирового пьедестала, уступив место новым сверхдержавам. Последний линкор Её Величества "Вэнгард" был заложен в 1941-ом и доведен до ума лишь к 1946 году, с использованием башен и орудий, ржавевших на складе с 1920-х годов. Грустно и смешно.

Французский флот выглядел на удивление неплохо (на фоне того, что пришлось пережить французам). После войны в боевой состав вернулась пара восстановленных линкоров (тип "Ришелье"), которые прослужили еще 20 лет, периодически участвуя в колониальных войнах по всему свету. Впрочем, о постройке новых кораблей такого класса и размера не могло идти и речи.

Линкор "Жан Бар". Начало 60-х гг. Единственный, кто развернул после войны массовое строительство боевых кораблей, был Советский Союз. Зачем? По прошествии лет ответить сложно. Корабли строились по заведомо устаревшим проектам конца 30-х гг., с архаичными механизмами и оружием. Противостоять военно-морским силам "вероятного противника" они категорически не могли.

Официальная идея заключалась в поддержании судостроительной промышленности и скорейшем насыщении флота кораблями основных классов. Так или иначе, результаты оказались впечатляющими: с 1948 по 1953 гг. флот пополнился 5 легкими крейсерами и 70-ю эсминцами (тип 30-бис). За последующие несколько лет в строй вступили еще 14 крейсеров пр. 68-бис, ставшие последними в мире артиллерийскими кораблями. И, разумеется, какой настоящий флот мог бы обойтись без линкоров!

В планах была обозначена постройка трех капитальных кораблей типа "Сталинград" (тяжелый крейсер проекта 82). Последние представляли собой быстроходные линейные крейсера с девятью орудиями калибра 305 мм и совсем не крейсерским водоизмещением в 43 тыс. тонн. С технической стороны, они приближались по размерам, но значительно уступали зарубежным ЛК военных лет по защищенности и вооружению. Фактически, "Сталинграды" устарели еще за 10 лет до своей закладки.

Модель ТКР "Сталинград"

Конечно, с позиций наших дней всё кажется иначе. Начиная с середины века, ВМС США начали массовый вывод из состава флота представителей эпохи "пушек и брони" с их последующей заменой на маленькие безбронные корабли с ракетным оружием. Наше отставание могло превратиться в преимущество!

Что могло бы случиться, если бы к началу 1980-х гг., где-нибудь на резервной стоянке в заливе Стрелок, обнаружился бы поржавевший бронированный остов линейного крейсера "Сталинград"? Пройдя модернизацию с установкой современных зенитных систем и ракетного оружия, подобный "монстр" мог представлять реальную угрозу для военно-морских сил стран НАТО.

Тотальная модернизация линкора "Айова", 1984 год

Его толстая "шкура" не пробивалась никакими из существующих противокорабельных ракет. Применение по нему бомб большого калибра требовало сперва подавления его ПВО — дело возможное, что чрезвычайно длительное и затратное. В то же время его собственный ударный потенциал не имел аналогов в мире. Современное ракетное оружие, усиленное мощью дальнобойных автоматизированных "двенадцатидюймовок"! Удары по морским и наземным целям, огневая поддержка десантов, обеспечение ПВО эскадр на морских переходах, флагманские и дипломатические функции...

Но довольно сладких грез! В то время на боевое дежурство уже начали заступать атомные подводные лодки. ВМФ СССР требовались совсем другие корабли для адекватного противостояния угрозам нового времени.. Многочисленные БПК, вертолетоносцы и собственный атомный подводный флот, не уступающий по численности АПЛ "вероятного противника"... Весной 1953-го, сразу после смерти И.В. Сталина, строительство тяжелого крейсера "Сталинград" было прервано при готовности 18%. Два других корпуса, находившихся в еще более низкой степени готовности, постигла аналогичная судьба.

Развязка. Когда исчезли линкоры?

Распространенная точка зрения ("капитальные корабли устарели к середине 40-х гг.") не является верной! На это указывает факт прекращения строительства кораблей ВСЕХ основных классов с окончанием Второй мировой войны. Единичные эсминцы и подлодки экспериментальных серий — и ни одного боевого корабля крупнее 5 тыс. тонн! Конечно! Это было очевидно с самого начала нашего разговора. Поршневая авиация военных лет не могла представлять серьезной угрозы бронированным монстрам. Легкие победы в Таранто и Перл-Харборе — не аргумент. В обоих случаях флот был застигнут на якоре врасплох, став жертвой беспечного командования баз. В реальных условиях для потопления одного линкора требовалось поднимать в воздух сотни боевых самолетов или применять боеприпасы чудовищной мощности.

В потоплении "Ямато" приняли участие 227 бомбардировщиков, истребителей и торпедоносцев ВМС США, еще 53 вылетевших самолета заблудились и не смогли выйти на цель.

Защищенная стоянка "Тирпица" подверглась за годы войны безрезультатным атакам 700 самолетов, пока очередь не дошла до 5-тонных бомб "Толлбой". Немецкий линкор одним своим присутствием сковал все силы британского флота в северной Атлантике. "Пока существует "Тирпиц", британскому флоту необходимо постоянно иметь в наличии два линкора типа "Кинг Джордж V". В водах метрополии постоянно должны находиться три корабля данного типа — на случай нахождения одного из них в ремонте." — Первый морской лорд адмирал Дадли Паунд "Он создает всеобщий страх и угрозу во всех точках сразу". — У. Черчилль "Мусасси" — сотни боевых вылетов палубной авиации, непрекращающиеся атаки в течении пяти часов.

Итальянский "Рома" — уничтожен управляемой бомбой "Фриц-Х". Бронебойный управляемый боеприпас особой конструкции (масса свыше одной тонны), сбрасываемый на цель с высоты шести километров. Применять подобное оружие могли лишь двух- или четырехмоторные бомбардировщики берегового базирования, притом лишь на ограниченных по размерам ТВД и в условиях слабого противодействия противника.

"Бархэм" и "Ройал Оук" — не аргумент. Устаревшие сверхдредноуты эпохи Первой мировой, чья конструкция была лишена серьезной противоторпедной защиты. "Принц Уэльский" — исключение, лишь подтвердившее правило. Погнутый взрывом гребной вал разворотил в корпусе огромную пробоину. Еще три торпеды довершили начатое дело. Притом, "Принц Уэльский" обладал, пожалуй, наихудшей системой ПВО среди всех линкоров ВМВ.

Вот такими "устаревшими" были линкоры, что могли одним присутствием менять обстановку на ТВД и выдерживать близкие взрывы ядерных боеприпасов (испытания на ат. Бикини, 1947 г.). Их защищенность была столь высока, что обугленный корабль с облученным экипажем все еще имел возможность продолжить выполнять задание или вернуться своим ходом в базу. Т.е. продолжал представлять угрозу для противника!

Боевая ударная группировка во главе с линкором линкором "Нью-Джерси", 1986 год. В составе эскорта — атомный ракетный крейсер "Лонг Бич"

Стоит заметить, что даже в эпоху своего расцвета капитальные корабли были скорее редкостью, чем обыденным явлением. Всего по нескольку кораблей такого класса в составе флотов семи самых развитых государств. Боевое ядро флота. Самые сильные единицы на театре военных действий. Как и в шахматах, здесь редко бывает больше двух ферзей на одной доске.

Так чему удивляться, если с окончанием войны и последующим урезанием военного бюджета, в боевом составе ВМС США осталось всего 4 наиболее "свежих" линкора? На другой стороне океана пропорции не изменились. Советский флот получил трофейный "Новороссийск" и строил планы на строительство трех "Сталинградов".

Финал пьесы

Конец эры капитальных кораблей пришелся на середину 50-х годов. С появлением реактивных двигателей, скорости авиации возросли в 1,5-2 раза, при этом средства ПВО продолжали оставаться на уровне середины 40-х гг. (зенитные орудия с наведением по данным РЛС. В лучшем случае снаряды с радиолокационным взрывателем). Хуже того, боевая нагрузка обычного штурмовика A-4 Skyhawk превышала по массе боевую нагрузку "Летающей крепости". Столь же существенно возросли дальность полета и возможности авиационных прицельных комплексов. В результате одна эскадрилья "Скайхоков" могла шутя потопить любой крейсер и гарантированно вывести из строя линкор, разгромив тому все надстройки и вызвав течи в подводной части корпуса градом свободнопадающих бомб. Атомные подводные лодки, что могли не всплывая обойти вокруг Земли. Именно им досталась главная роль в современном морском бою.

Общее снижении стратегической роли флота в эпоху баллистических ракет и термоядерного оружия. Судорожные приготовления к "третьей мировой", после которой никто не уйдет живым. Быстрая эволюция ракетного оружия: размеры радаров и ракет были несравнимы с массогабаритами башен и орудий линкоров. Неудивительно, что взамен тяжелых крейсеров и линкоров появились маленькие безбронные крейсера и эсминцы, чьи размеры редко превышали 8-9 тыс. тонн.

Ракетный крейсер "Грозный" (1961 г.). Несмотря на свирепую внешность, полное водоизмещение кораблика едва превышало 5 тыс. тонн

Атомный ракетный крейсер "Бэйнбридж" (1961 г.), полное в/и 9 тыс. тонн

Перспективы

Полный отказ от брони и пренебрежение мерами пассивной защиты дали трагикомичный результат: современные корабли стали гибнуть от попаданий неразорвавшихся ракет и полностью выходить из строя от одного мешка самодельной взрывчатки.

Единичные случаи не смогли изменить всю парадигму современного флота, тем не менее, в умах конструкторов по-прежнему витает мысль о высокозащищенном боевом корабле, о чей нос нестрашно разбить бутылку шампанского. Его можно отправить к берегам любого противника, где его пушки и ракеты сметут все на его пути.

"Ракетный линкор" — тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий". 26 тысяч тонн и 300 с лишним ракет на борту. Локальное бронирование особо важных отсеков (толщина брони до 100 мм!)

Малозаметный "ракетно-артиллерийский линкор" USS Zumwalt (DDG-1000). 14,5 тыс. тонн. 80 пусковых ракетных шахт и два сверхдальнобойных орудия калибра 155 мм. Имеется локальное бронирование в районе ячеек УВП

Написать комментарий
💬 Последние комментарии
Отож
Верховный Главком - допризывник-уклонист,по сути - дезертир. Но "Мальбрук в поход собрался". Когда 9 Мая посмотрел военные парады 9 Мая,стало ясно,что лучше он назначил бы Главкомом Мендель на полставки.
гость
В 1990ых Дж.Мур обозначил концепцию стратегического планирования бизнес-экосистемы, которая с тех пор широко применяется в сообществе фин. и цифр.технологий. Основное определение взято из статьи Мура "Хищники и жертва: новая экология конкуренции" (англ. Predators and Prey: A New Ecology of Competition).
ЛУНА-2
Её добывали мы кровью. Ковали Победу в боях. Теперь же пытается кто-то Сыграть на солдатских костях. Мы все воевали за Родину. Мы были одной семьёй. Не вытравить чувство гордости За нашу Победу в войне Теперь же её пытаются На Украине отнять. Бандеровской власти выгодно историю переписать. С Днем Нашей ПОБЕДЫ,ребята! Когда- нибудь мы победим И Украину навечно от нечисти освободим.
Шахтёры в куев дошли или нет
Как там украинские шахтёры, до куева дошли? Или им долги по зарплате погасили? Обещались к 10-му мая прибыть, а не слуху ни духу...
е
Ха, ты про ущербную экономику Украины поведать не хочешь? А про Кравчука, Кучму, Юща? Не? А чего? Не плачено?)))
Луна-2
Его не в концлагерь надо Его надо в Хатынь и польский лагерь смерти -Освенцим , чтобы прочувствовал все это а потом уже зиговал нацикам и их прихвостням.
гость
Хлопцям с альтернативки для расширения исторического кругозора. Пушкин А. С. Очерк истории Украины // Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Т. 8. Автобиографическая и историческая проза. История Пугачева. Записки Моро де Бразе. — 1978. — С. 98—101. ОЧЕРК ИСТОРИИ УКРАИНЫ Sous le nom d'Ukraïne ou de Petite Russie l'on entend une grande étendue de terrain réunie au colosse da la Russie et que comprend les gouvernements de Tchernigov, Kiov, Harkov, Poltava et Kamenetz-Podolsk. Le climat y est doux, la terre féconde, elle est boisée vers l'occident, au midi s'étendent plaines immenses traversées par les larges rivières et où le voyageur ne rencontre ni bois ni collines. Les Slaves ont de tout temps habité cette vaste contrée. Les villes de Kiov, Tchernigov et Lubetch sont aussi anciennes que Novgorod-Veliki, ville libre et commerçante, dont la fondation remonte aux premiers siècles de notre ère. Les Polianes habitaient les bords du Dnièpre, les Severiens et les Soulitches les bords de la Desna, de la Seme et du Soula, les Radimitchs sur les rivages de la Soge, les Dregovitches entre la Dvina occidentale et le Pripete, les Drevliens en Volynie; les Bouges et les Doulèbes sur le Boug, les Loutichs et les Tiverces à l'embouchure du Dniestre et du Danube. Vers le milieu du 9 siècle Novgorod fut conquise par les Normands, connus sous les noms de Varègues-Rousses. Ces hardis aventuriers portèrent plus loin leur invasion, subjuguèrent tour à tour les peuplades qui habitaient les bords du Dnièpre, du Boug, de la Desna. Les différentes peuplades Slaves qui adoptèrent le nom de Russes grossirent l'armée de leurs vainqueurs. Ils s'emparèrent de Kiov; Oleg y établit le siège de sa domination. Les Varègues-Rousses se rendirent terribles au Bas-Empire et plus d'une fois leur flotte barbare vint menacer la riche et faible Byzaace. Ne pouvant les repousser par la force des armes elle se flatta de les attacher au joug de la religion — l'évangile fut prêché aux sauvages adorateurs de Peroune et Vladimir subit le baptême. Ses sujets adoptèrent avec une stupide indifférence la religion que préférait leur Chef. Les Russes devenues formidables aux peuples les plus éloignés étaient toujours en butte aux invasions de leurs voisins les Bolgars, les Petchenegues et les Polovtsi. Vladimir partagea entre ses fils les conquêtes de ses ancêtres. Ces princes dans leurs apanages étaient des délégués du souverain, chargés de contenir les émeutes et de repousser l'ennemi. Ce n'était pas là comme on voit le gouvernement féodal, système basé sur indépendance des individus et le droit égal au butin. Mais bientôt les rivalités, les divisions éclatèrent et pendant plus de deux cents ans durèrent sans interruption. La résidence du souverain fut transférée dans la ville de Vladimir. Tchernigov et Kiov perdirent peu à peu leur importance. Cependant d'autres villes s'élevèrent au midi de la Russie: Korsoune et Boguslave sur la Rossi: (gouvernement de Kiov), Starodub sur le Babentza (gouvernement de Tchernigov), Strezk et Bostrezk (gouvernement de Tchernigov), Tripol (près de Kiov), Loubny et Chorol (gouvernement de Poltava), Prilouk (gouvernement de Poltava), Novgorod-Seversky (gouvernement de Tchernigov). Toutes ces villes existaient déjà vers la fin du XIII siècle. Tandis que les petits fils de Vladimir le Grand se disputaient entre eux son héritage, et que les peuplades guerrières qui habitaient à l'Est de mer Noire venaient servir d'auxiliaires aux uns et partager les dépouilles des autres — un fléau inattendu vint frapper les princes et les peuples de la Russie. Les Tartares se présentèrent aux frontières de la Russie. Ils étaient précédés de ces mêmes Polovtsi qui chassés de leurs patûrages se refugiaient en foule auprès des princes qu'ils avaient tour à tour servis et dépouillés. Les princes s'assemblèrent à Kiov, la guerre y fut résolue, la multitude accourut de toute part et se rangea sous leurs drapeaux. Georges, grand prince de Vladimir, fut le seul qui ne voulut pas prendre sa part des dangers de cette expédition. L'affaiblissement des apanages était les fruits qu'il en attendait. L'armée des princes réunie aux Polovtsi s'avança contre un ennemi inconnu et déjà redoutable. Des envoyés Tartares parurent sur les bords du Dnièpre au moment où l'armée russe en effectuait le passage. Ils proposèrent aux princes l'alliance contre les Polovtsi; mais ceux-ci usèrent de leur influence et les envoyés furent égorgés. L'armée avançait toujours; cependant les dissentions ne tardèrent pas à s'y élever. Les deux Mstislav, le prince de Kiov et celui de Galitz en vinrent à une rupture ouverte. Arrivé sur les bords de Kalka (rivière du gouvernement de Iekaterinoslav) Mstislav de Galitz le passa avec ses troupes, tandis que le reste de l'armée sous la conduite du prince de Kiov se retrancha sur le bord opposé. Le lendemain (31 mai 1224) l'ennemi parut — et la bataille s'engagea entre l'armée tartare et le corps avancé composé des troupes du prince de Galitz et des Polovtsi. Ceux-ci plièrent d'abord et portèrent le désorde dans les rangs des Russes. Ceux-ci combattaient encore, animés par l'exemple du brave Daniel de Volynie, mais l'orgueil insensé des princes fut cause de leur perte: Mstislav de Kiov n'envoya pas de secours au prince de Galitz et celui ne voulut pas en demander. Bientôt tout fut en déroute, les Polovtsi en fuyant tuaient les Russes pour les dépouiller à la hâte. Les Russes repassèrent le Kalka poursuivis par les Tartares et dépassèrent le camp du prince de Kiov qui, spectateur immobile de leur défaite, comptait encore sur ses propres forces pour repousser les vainqueurs qui bientôt l'entourèrent. Les Tartares entamèrent une négociation à la faveur de laquelle ils s'emparèrent du camp. Le carnage fut horrible. Mstislav et quelques autres princes subirent un sort affreux. Les Tartares, après les avoir liés et couchés par terre, les couvrirent d'une planche et s'assirent dessus en écrasant tout vifs. Ainsi périt une armée naguère si formidable. Les Russes furent poursuivis jusqu'à Tchernigov et Novgorod-Seversky. Tout fut livré aux fer et aux flammes. Tout à coup les vainqueurs s'arrêtèrent et leurs hordes se retirèrent vers l'Est où ils rejoignirent la grande armée de Tchingis-han campée alors en Bukharie." - конец цитаты. прим. Написано Пушкиным в 1831 году. Интерес поэта и переводчика к истории Украины может быть отнесен еще к 1829 г., когда 28 апреля М. П. Погодин писал С. П. Шевыреву: «Пушкин собирается писать историю Малороссии». В это время печаталась поэма «Полтава», и Пушкин, располагая тогда списком рукописи «История руссов», найденной в 1824-1825 гг., долгое время считавшейся трудом Георгия Кониского и, вероятно, по цензурным условиям не печатавшейся, предполагал подготовить ее к печати и издать; однако работа над подготовкой к изданию этого текста задержалась, а затем и вовсе приостановилась. Следом подготовительной работы над этим памятником остался написанный Пушкиным очерк истории Украины, а также следующий план: Что ныне называется Малороссией? Что составляло прежде Малороссию? Когда отторгнулась она от России? Долго ли находилась под владычеством татар? От Гедимина до Сагайдачного. От Сагайдачного до Хмельницкого. От Хмельницкого до Мазепы. От Мазепы до Разумовкого. Этот очерк и план представляют собою пересказ отдельных мест I-III томов «Истории государства Российского» Карамзина и первых глав «Истории Малой России» Д. Н. Бантыша-Каменского. В частности, из труда Д. Н. Бантыша-Каменского целиком выписаны абзацы от слов: «Les Polianes habitaient: до...» «Danube» и изложение событий о разорении половцами Киева и Чернигова. Из «Истории руссов» Пушкин воспользовался периодизацией событий для наброска плана, целиком следуя изложению рукописи «Истории руссов», а не изложению Карамзина и Бантыша-Каменского. Из «Истории руссов», например, взят период «От Сагайдачного до Хмельницкого», которого нет у названных историков.