Крупнейший западный инвестор обдумывает бегство из Беларуси
Геополитика14 июня 2021

Крупнейший западный инвестор обдумывает бегство из Беларуси

В украинских СМИ появилась информация о том, что швейцарский железнодорожный концерн Stadler («Штадлер») намерен создать совместное производство на Украине. Украинскими медиа активно муссируются слухи, что речь идет не просто о создании нового предприятия, но о перебазировании расположенного в Беларуси предприятия «Штадлер Минск». К такому решению швейцарский концерн якобы побуждают как возросшие политические риски, так и экономические соображения — новые санкции в отношении Беларуси могут парализовать деятельность белорусского производства. Если это так и белорусский «Штадлер» действительно собрался паковать чемоданы, это станет еще одной очень яркой иллюстрацией тупиковости того пути экономической и политической многовекторности, которым шла Беларусь до августа 2020 года, и сторонники которого все еще сохраняют позиции в коридорах белорусской власти.

Белорусский «Штадлер»: больше чем завод

Производство «Штадлер Минск» расположено в городе-спутнике белорусской столицы Фаниполе. На предприятии работают более 1500 человек. Здесь собираются одно- и двухэтажные электропоезда, трамваи, поезда для метрополитена — словом, широкий спектр современного железнодорожного подвижного состава.

Следует отметить, что завод «Штадлер» — не просто предприятие.

Он стал одним из символов современной белорусской экономики, демонстрирующих успехи и свершения суверенного белорусского государства.

В этом смысле «Штадлер» в чем-то сопоставим с Парком высоких технологий. Поэтому уход швейцарских производителей будет означать не только серьезные экономические, но также и репутационные издержки для белорусской власти.

Кроме того, завод «Штадлер Минск» — это первое крупное железнодорожное производство на территории Беларуси. Несмотря на то, что БССР считалась сборочным цехом Советского Союза, своих производств в области железнодорожного машиностроения здесь не было, и весь подвижной состав для Белорусской железной дороги импортировался из-за пределов республики.

С распадом СССР многие белорусские предприятия проявили недюжинные способности в освоении производства ранее несвойственной им продукции. МАЗ освоил производство пассажирских автобусов, став одним из крупнейших производителей в бывшем СССР, а на Белкоммунмаше, который был ремонтным предприятием, стали производить троллейбусы и трамваи.

С железнодорожным машиностроением, однако, так и не задалось, разве что на вагоноремонтных заводах в Минске и Гомеле удалось организовать отверточную сборку пассажирских вагонов из российских и украинских комплектующих для внутреннего рынка, а в Могилеве — производство грузовых вагонов.

Приход крупного швейцарского концерна в Беларусь стал несомненным успехом, позволив республике не только решить проблему обновления ветшающего парка пассажирских электропоездов, но и претендовать на роль одного из крупных игроков на рынке железнодорожного транспорта бывшего СССР.

Невероятные злоключения швейцарцев на постсоветском пространстве

«Штадлер» пришел в Беларусь на излете эпохи «золотых нулевых», когда экономики постсоветских стран росли после шока 90-х годов. Железнодорожный рынок бывшего СССР казался емким и перспективным, особенно учитывая проблему нараставшего износа и морального старения пассажирского подвижного состава, с которой местные предприятия полностью справиться были не в состоянии. Ситуация для входа иностранных производителей выглядела благоприятной.

Беларусь также уловила эту конъюнктуру и смогла «продать» швейцарцам свой образ «моста между Западом и Востоком», откуда будет удобно осуществлять экспансию на постсоветские рынки.

Будучи членом Союзного государства и формирующегося ЕАЭС, на страны которого и приходится львиная часть железнодорожной инфраструктуры бывшего СССР, Беларусь выглядела ключом к этому обширному и притягательному рынку.

Думается, именно по этой причине «Штадлер» отдал предпочтение именно Беларуси, а не Украине с ее гораздо более емким внутренним рынком, ведь натянутость российско-украинских отношений была очевидной уже тогда, а значит, могли возникнуть и проблемы с входом на российский и, шире, евразийский рынок. Сам же по себе украинский рынок для «Штадлера» особого интереса не представлял.

Однако с вхождением на рынки ЕАЭС у «Штадлера» не задалось. Крупнейшая неудача швейцарцев постигла, конечно же, в России. Сюда «Штадлер» смог продать лишь несколько двухэтажных «Аэроэкспрессов» для Москвы, а также партию трамваев «Чижик» в Санкт-Петербург.

«Штадлер» банально опоздал к разделу российского железнодорожного пирога.

Здесь появились собственные промышленные гиганты — Трансмашхолдинг и группа компаний «Синара», которые консолидировали российские производственные мощности в области железнодорожного машиностроения и не были заинтересованы в допуске на рынок чужаков.

Среди западных компаний швейцарцев обскакали конкуренты из немецкого Siemens, которые в конце 2000-х годов поставили в Россию скоростные электропоезда «Сапсан» для линии Москва — Санкт-Петербург, а затем в сотрудничестве с той же «Синарой» наладили совместное производство электропоездов «Ласточка». В результате белорусско-швейцарские электрички в России оказались попросту не востребованы.

В Казахстан и Центральную Азию «Штадлеру» закрыли путь Трансмашхолдинг и китайские производители. В итоге белорусско-швейцарскому производителю остался лишь очень узкий рынок стран Закавказья — в Азербайджан и Грузию удалось продать партию двухэтажных электричек.

Даже внутри Беларуси «Штадлер» умудрился упустить нишу дизель-поездов для не электрифицированных линий польскому производителю PESA, а Минск отказался закупать «штадлеровские» трамваи, отдав предпочтение отечественному производителю — Белкоммунмашу.

Картину несколько скрашивают поставки поездов для минского метрополитена, но и тут все не особенно радостно, учитывая его небольшие масштабы и черепашьи темпы строительства.

Украинская альтернатива

Потерпев фиаско на постсоветском рынке, белорусско-швейцарское предприятие было вынуждено сконцентрироваться на поставках в страны восточной и южной Европы — сегодня производство в Фаниполе в основном загружено контрактами для Венгрии и Хорватии.

Учитывая это обстоятельство, перспектива переноса производства на Украину действительно может оказаться для «Штадлера» привлекательной.

Во-первых, Украина ближе к европейским потребителям продукции. Во-вторых, это «европейски ориентированная» страна, где нет тех политических рисков, с которыми «Штадлер» столкнулся в Беларуси.

Наконец, в новых обстоятельствах, когда Беларусь утратила конкурентное преимущество в качестве ворот в Россию и ЕАЭС, сам по себе украинский рынок гораздо интереснее белорусского. Украинская железная дорога практически не обновляла свой подвижной состав со времен СССР, и его состояние приближается к критическому.

Конечно, существует проблема платежеспособного спроса — у украинских железнодорожников просто нет денег для покупки дорогих швейцарских электричек, особенно если учесть, сколько денег Украина теряет из-за разрыва транспортного сообщения с Россией.

Но здесь вполне может выручить фактически колониальный статус Украины.

При желании Штадлеру не составит особых трудов пролоббировать решение о закупке Украиной его подвижного состава — за те же европейские кредиты.

Для Запада релокация «Штадлера» может стать еще одним инструментом «наказания» белорусского руководства. Для украинской пропаганды это будет прекрасный повод позлословить насчет белорусского режима и в очередной раз протрубить о правильности собственного «европейского выбора».

Очевидно, что ждать благодарности от Киева за многолетний «дружественный нейтралитет», которого придерживался официальный Минск, не приходится.

И это в очередной раз ставит вопрос об оправданности того «многовекторного» курса, которым двигалась Беларусь последние годы.

Всеволод Шимов

Написать комментарий
💬 Последние комментарии
Елена
За картонные мосты я не писала, пошёл в баню,190 то не за год ,а за несколько лет,так шо не бреши,как собаке,вы вон может шото и придумали,а наладить производство не могёте,нема производственной базы и обученного персонала, всё утратили в 90-х,проепали роджеры,воровали и рушили,а средства выводились за границу,не так?так.
Елена
Всё что нужно,то и выпустила,а что необходимо то запустила,вот.
Елена
Наверное всё кроме корпуса того корабля импортное оборудование, включая коврики перед каютами.
Помним
Письмо дедушке в День Победы Я в этот день тебе всегда стихи писала, А ты читал и улыбался так тепло. Я сердцем с детства уважение впитала К великим людям, победившим кровью зло… Ты на войну ушёл, да прямо из детдома, Ты был уверен, нужно Родину спасать! И спас её… Тебя сегодня нету дома… Я первый год не знаю, как тебя обнять В любимый праздник твой и мой, в наш День Победы. На стенке вот твои награды, ордена. Нарву сирени и на кладбище поеду… С тобой в разлуке это первая весна. Нет, я не плачу, это так любовь стекает Водой солёной по щекам, да ничего… А это фото с чёрной лентой отнимает Так много счастья, детства, светлого всего. Ты знаешь, дедушка, страна у нас болеет… Боится ленточки георгиевской шваль… Чуму фашизма будят, гады, как умеют. Но будет с ними, как и в прошлом… Их не жаль! Дедуля, там с тобой твои однополчане… Их внуки, правнуки со мной остались здесь. И мы, конечно, вам, родные, обещаем, Что уничтожим ту заразную болезнь, Что снова щупальца и жало показала. Нацистов свергнем, как и вы на той войне! Ни на секунду подвиг твой не забывала. Разочарован, знаю, ты в своей стране… Ушёл так тихо… С кем теперь веду беседу? Но верю, слушаешь, давай поговорим… Ты год назад смотрел парад на День Победы, Парад, который гауляйтер запретил… Я президента так, дедуля, называю. Предавших — предков здесь, увы, как блох в хлеву. Но я тебя с Победой нашей поздравляю И буду помнить и ценить, пока живу! Дедуля, знаешь, невозможно быть свободной В тоталитарной, заболевшей, злой стране. Но говорю не то, что фюрерам угодно, А то, что совесть и душа позволят мне! Люблю тебя и с Днём Победы поздравляю! И нашу Родину люблю, я не сбегу. Я по фашистам рифмой снайперски стреляю, Да так, что выжить не получится врагу… Ты не волнуйся, мой дедуля, спи спокойно, И ветеранов, сослуживцев поздравляй! Где честь — там мир, где выгода — там войны… Спасибо, дедушка, за мир, за честь, за май… Ирина Самарина-Лабиринт
Весёлый Роджер
«Президент РФ принял участие в церемонии спуска на воду супертраулера «Механик Сизов»…. Супертраулером это судно называют не только за внушительные размеры — 100 с лишним метров в длину. От предшественников его отличают суперпроизводительность — 60 тысяч тонн рыбы в год — в 1,5 раза больше, чем у судов советской постройки.» Вчора, пан презик пидпиндосной колонии, скачущей с голой *опой до Эуропы, хотел разбить бутылку о борт крейсера «Украины» - не стал, жалко грошей стало, да и крейсеру разбил бы борт тай него бы зараз ни стало! Сало уронили …. хероям убийцам Мало!
Весёлый Роджер
Читайте шановние читачи, тильки щиросвидомого Хлавного Эхсперта ПО ВСЕМ вопросам, от сантехники до гинекологии, старого пердуна - партЕйного хандона, ныне нацисткого пропа_Хандона – Шмулю под ником Елен! И у вас тоже будуть кружевные майданные труселя до колен! А по поводу сливочного масла, всё просто, всё сожрал клятый москаль Роджер! Ну цэ тот, кто Союз развалил, тому що вин каву у Париже да Вене часто пил. А що вы переживаете, скоро, зовсим скоро, а мабуть тай швыдчее, прийдуть пиндосные паны и всем дадуть посмокчать свои передовые фуи, а вот некоторым даже и со смаком, ну в смыле – кому с маслом, а Шмули пердуну - ему с маком! Так що, выше стрибайте, запизденских братьёв та щирый бандеризм прославляйте!
Чумной доктор
Умные американцы рассчитали, что оптимальное количество населения США не должно превышать 250 миллионов человек. А там уже далеко за 300. Оптимизируют. И аппетит приходит во время еды. А можно было бы просто ограничить рождаемость и не издеваться над людьми.