Геополитикаrussiancouncil.ru1 янв.

MERCOSUR: трудный путь к переменам

В последние годы публикации о кризисе в MERCOSUR появляются в латиноамериканской и англоязычной прессе с завидной регулярностью. Действительно, в международной деятельности крупнейшего интеграционного блока региона наблюдаются признаки застоя, особенно очевидные на фоне успехов его конкурента – Тихоокеанского альянса. Последние изменения политической среды, такие как победа оппозиции в Аргентине и Венесуэле, а также кризис доверия к правительству в Бразилии позволяют говорить о предстоящих переменах в MERCOSUR. Тем не менее прошедший 21 декабря 2015 г. саммит объединения лишний раз продемонстрировал, что путь к обновлению MERCOSUR будет долгим и нелегким. MERCOSUR на распутье

Наличие глубокого кризиса в MERCOSUR стало очевидным в 2012 г., когда в результате импичмента был отстранен от власти президент Парагвая Фернандо Луго, после чего остальными странами блока было принято решение о приостановке членства Асунсьона в объединении за нарушение демократических процедур (восстановлено в 2013 г.). При этом практически сразу после этого было одобрено присоединение к MERCOSUR Венесуэлы, которое шесть лет отказывался ратифицировать парагвайский парламент. Принятие Каракаса в объединение тогда состоялось фактически в обход вето Парагвая. Это решение вызвало масштабный дипломатический скандал (в частности, Сенат Парагвая в своем заявлении тогда назвал принятие Венесуэлы в блок «надругательством над институтом (MERSOSUR)», страны фактически разорвали дипотношения), который обнажил системный кризис объединения, начавшийся много лет назад. Основанный в 1991 г. MERCOSUR был главным образом направлен на развитие экономической интеграции в регионе. Предполагалось, что свободная торговля будет способствовать окончанию исторического противостояния соседствующих стран, в первую очередь Аргентины и Бразилии. И если последнюю задачу в целом удалось реализовать, во многом благодаря тому, что Буэнос-Айрес негласно признал лидерство Бразилиа в регионе, то с экономической интеграцией возникли существенные проблемы. Пришедшие к власти в странах блока в конце 1990-х – начале 2000-х гг. социалистические и этатистские правительства были далеки от идеалов свободной торговли. MERCOSUR рассматривался ими скорее как инструмент повышения «веса» своих государств на международной арене. Для усиления политической интеграции стран континента в 2004 г. были основаны Парламент MERCOSUR (Parlasur) и Союз южноамериканских наций (UNASUR). Предполагалось, что последний объединит два лидирующих региональных интеграционных блока – MERCOSUR и Андское сообщество наций и в перспективе заменит «проамериканскую» Организацию американских государств (ОАГ).

Однако амбициозным планам латиноамериканских «левых» не суждено было сбыться. UNASUR нередко стал выступать в качестве апологета спорных электоральных побед, а также давления на суды, избирательные комиссии и другие институты со стороны ряда региональных лидеров, таких как Николас Мадуро (Венесуэла) и Эво Моралес (Боливия). MERCOSUR же постепенно погряз в бесконечных спорах о протекционизме (которым особенно злоупотребляла Аргентина) и к 2015 г. оказался в состоянии застоя. Внутренний кризис не мог не отразиться и на международной деятельности объединения. MERCOSUR ведет переговоры о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) с Европейским союзом с 1999 г., и, несмотря на оптимистичные заявления лидеров, кардинального прогресса в этом вопросе не удалось достигнуть до сих пор. Более того, в переговорах под предлогом защиты внутреннего рынка от демпинга сельхозпродукции из ЕС отказывается участвовать Венесуэла, что вызывает много вопросов относительно того, насколько MERCOSUR удастся сохранить единое таможенное пространство, в случае если договор с Евросоюзом все же будет подписан. К относительным успехам MERCOSUR в последнее время можно отнести, пожалуй, лишь присоединение к блоку Боливии, о котором было объявлено в июле 2015 г. на 48-м саммите объединения. Впрочем, это решение также достаточно спорно, поскольку Боливии удалось договориться об особых условиях вступления, согласно которым, становясь полноправным членом MERCOSUR, она также сохраняет членство в Андском сообществе наций. Впоследствии это может создать для блока проблемы связанные с контрабандой на его территорию товаров из Колумбии, Перу и Эквадора. MERCOSUR же постепенно погряз в бесконечных спорах о протекционизме и к 2015 г. оказался в состоянии застоя.

В описанных условиях в странах MERCOSUR все чаще возникают голоса, ставящие под вопрос целесообразность существования объединения. Так, в августе 2015 г. председатель бразильского сената Ренан Колхейрос направил официальное обращение в министерство финансов страны, в котором предложил стране выйти из MERCOSUR. Впрочем, ведомство тогда отвергло предложение сенатора. Свой вклад в усиление центробежных тенденций в объединении внесло также создание Транстихоокеанского партнерства (ТТП), куда вошли три из четырех страны-участницы Тихоокеанского альянса (ТА). Это событие вызвало особенно острую реакцию руководства Уругвая, которое традиционно критикует MERCOSUR за недостаточную активность на международном направлении. 8 ноября по итогам переговоров с премьер-министром Японии Синдзо Абэ президент Уругвая Табаре Васкес заявил, что в случае, если MERCOSUR не будет заинтересован в заключении соглашения о ЗСТ с Японией, Уругвай может подписать альтернативные договоренности в двустороннем порядке. Отметим, что сейчас членам MERCOSUR запрещается заключать соглашения о свободной торговле с третьими странами. Признаки грядущих перемен

Надежду на обновление MERCOSUR неожиданно дали результаты президентских выборов в Аргентине, на которых победил кандидат от либеральной оппозиции Маурисио Макри. Уже в ходе своей первой пресс-конференции политик подчеркнул, что развитие блока будет внешнеполитическим приоритетом его президентства. Не случайно свой первый международный визит он совершил в Бразилию, где встретился с президентом страны Дилмой Руссефф. На той же конференции, М. Макри заявил, что намерен поднять вопрос на саммите MERCOSUR о приостановке членства Венесуэлы в объединении, если в этой стране не прекратится преследование политической оппозиции. Впрочем, после победы на парламентских выборах в Венесуэле 6 декабря 2015 г. противников Николаса Мадуро, аргентинский лидер решил отказаться от своих планов.

Будучи активным сторонником либерализации экономики, М. Макри выступает за расширение международных торговых связей MERCOSUR. Помимо соглашения о ЗСТ с ЕС, президент Аргентины также лоббирует идею сближения объединения с Тихоокеанским альянсом, противником чего была администрация Кристины Киршнер. Сотрудничество блоков также традиционно продвигают лидеры Уругвая, Парагвая и Чили. С некоторыми оговорками, эту идею также поддерживает Д. Руссефф. Главным противником сближения с конкурирующим блоком в MERCOSUR остается президент Венесуэлы Николас Мадуро, однако недавняя победа правой оппозиции на парламентских выборах позволяет предположить, что позиция и этой страны в обозримом будущем может измениться. Другое государство, периодически выступающее против сотрудничества с ТА, - Боливия, которая имеет неразрешенный территориальный спор с одним из лидеров соседнего объединения – Чили. Тем не менее процесс ратификации присоединения андской республики к MERCOSUR пока не завершен, и Боливия имеет лишь консультативный голос в объединении. При этом необходимо отметить, что на фоне экономического кризиса либеральные политические силы набирают популярность и в других странах MERCOSUR. В Парагвае с 2013 г. у власти находится представитель неолиберальной партии «Колорадо» Орасио Картес, а в Уругвае формально «левое» правительство выступает сторонником свободной торговли. В Бразилии же вследствие коррупционного скандала с государственной нефтяной компанией Petrobras и глубочайшего кризиса национальной экономики за последние 25 лет уровень поддержки Дилмы Руссефф колеблется в районе 10%. Оппозиция инициировала в Национальном конгрессе процедуру импичмента, и хотя Верховный суд временно отложил ее запуск, скорее всего в ближайшее время ей все же будет дан «зеленый свет». Впрочем, даже если этого не произойдет, с учетом распада правящей коалиции, шансы на то, что Партия трудящихся победит на следующих выборах стремятся к нулю. Можно говорить о том, что страны MERCOSUR вступают в новый период перемен, который, вероятно, приведет к слому существующего status quo и запустит новые региональные процессы, в которых блоку уготована далеко не последняя роль. Главным противником сближения с конкурирующим блоком в MERCOSUR остается президент Венесуэлы Николас Мадуро.

Итоги 49-го саммита MERCOSUR

Прошедший 21 декабря 2015 г. в Асунсьоне 49-й саммит MERCOSUR лишний раз продемонстрировал, что объединение находится в турбулентном состоянии. В первую очередь это выразилось во взаимной пикировке Маурисио Макри и главы МИД Венесуэлы Делси Родригес (президент страны Николас Мадуро на саммит не приехал). Несмотря на то, что аргентинский лидер отказался от намерения инициировать приостановление членства Венесуэлы в MERCOSUR, он все же поднял вопрос о преследовании противников Н. Мадуро в Боливарианской республике и призвал освободить политических заключенных, включая лидера оппозиции Леопольдо Лопеса. Реакция венесуэльской стороны последовала незамедлительно. Д. Родригес обвинила М. Макри в поддержке преступников и вмешательстве во внутренние дела Венесуэлы. Лидеры других государств MERCOSUR публично устранились от участия в конфликте. Тем не менее это не помогло скрыть противоречия между Каракасом и группой стран (в составе Аргентины, Парагвая и Уругвая) во главе с М. Макривыступающей за обновление блока.. При этом имеются все основания полагать, что М. Макри в ближайшем будущем продолжит курс на эскалацию отношений с сильно ослабевшей из-за экономического и политического кризиса Венесуэлой, поскольку это позволит ему стать лидером «партии перемен» в регионе, и стать ориентиром для других латиноамериканских либеральных политиков.

Приближение перемен похоже почувствовал и один из традиционных союзников Н. Мадуро Эво Моралес. Так он отказался от агрессивной риторики в адрес Чили активно использованной им на предыдущем саммите объединения и вместо этого предложил создать «единую континентальную экономику», одобрив таким образом сотрудничество MERCOSUR и ТА. Впрочем, не исключено что смягчение позиции Э. Моралеса носит временный характер: присоединение Ла-Паса к блоку еще не ратифицировали Бразилия и Парагвай, причем последний крайне заинтересован в сотрудничестве с Чили. Международная повестка в принципе стала одной из ключевых на саммите. Лидеры стран MERCOSUR и президент Чили (страны, являющейся, как ассоциированным членом блока, так и членом ТА) Мишель Бачелет поддержали инициативу М. Макри о сотрудничестве с Тихоокеанским альянсом. В Совместном коммюнике саммита было подчеркнуто, что взаимодействие с соседним объединением особенно важно для развития стран, лишенных доступа к морю (Парагвая и Боливии). В то же время, в практической плоскости в документе нашло отражение лишь предложение о проведении совместной «встречи на высшем уровне» двух блоков. Несмотря на полную оптимизма риторику лидеров MERCOSUR, на саммите не удалось добиться существенного прогресса и в вопросе переговоров о ЗСТ с ЕС. Стороны до сих пор не обменялись предложениями (хотя лидеры MERSOSUR и выразили готовность это сделать в декларации о внешних связях блока), и сроки заключения соглашения, по всей видимости, опять сдвигаются как минимум на полгода. В итоге, вопрос взаимодействия с ЕС, анонсировавшийся как один из ключевых, не был упомянут в Совместном коммюнике. На фоне экономического кризиса либеральные политические силы набирают популярность и в других странах MERCOSUR.

В целом, саммит MERCOSUR показал, что до реальной смены международного курса блока еще далеко. На сегодняшний день перемены можно наблюдать, пожалуй, лишь в риторике лидеров объединения. Будущее MERCOSUR

Актуальные процессы в странах MERCOSUR позволяют сформулировать три возможных сценария развития блока. I. Новый этап развития

Перемены можно наблюдать, пожалуй, лишь в риторике лидеров объединения.

В среднесрочной перспективе либералы и центристы приходят к власти в Бразилии и Венесуэле, ратификация присоединения Боливии происходит на условиях согласия этой страны на либерализацию торговли с ТА. В MERCOSUR устанавливается широкий политический консенсус. Объединение возвращается к своему изначальному предназначению – региональной экономической интеграции. Блок подписывает соглашение о ЗСТ с ЕС, США и рядом третьих стран. Происходит сближение MERCOSUR с ТА, в том числе возможно с помощью механизмов заложенных в Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ). II. Сохранение status quo

Приход к власти либералов в некоторых из стран MERCOSUR не меняет общего расклада сил внутри объединения. Новые правительства вынуждены считаться с отраслевыми и региональными лоббистами и защищать собственные экономики в условиях глобального кризиса. «Левая» оппозиция сохраняет значительные позиции в национальных парламентах и парламенте MERCOSUR (Parlasur) и блокирует дальнейшую либерализацию торговли. Отметим, что, к примеру, большинство аргентинских депутатов в Parlasur на сегодняшний день представляют альянс «Фронт за победу» К. Киршнер. Переговоры о ЗСТ с ЕС в очередной раз откладываются, и в MERCOSUR усиливаются центробежные тенденции. При этом вероятно, будет снят запрет на заключение странами блока двусторонних соглашений о свободной торговле, чем активно воспользуются Уругвай, Бразилия и Аргентина. III. Кризис интеграции.

49-й саммит MERCOSUR лишний раз продемонстрировал, что объединение находится в турбулентном состоянии.

«Левые» силы в среднесрочной перспективе остаются у власти в Бразилии, Венесуэле и Боливии. Последняя при этом становится полноценным членом MERCOSUR. Новые либеральные правительства не могут достичь компромисса с социалистами по ключевым вопросам, в объединении возникает институциональный «клинч». Формально MERCOSUR продолжает существовать, поскольку страны не хотят отказываться от известного в мире «бренда», однако по сути государства начинают действовать на международной арене, исходя из исключительно национальных интересов. Уругвай и Аргентина заключают двусторонние соглашения о ЗСТ с рядом стран без санкции MERCOSUR. Дополнительно усилить кризис может также неспособность новых либеральных правительств переломить глубокие кризисные тенденции в экономиках их стран. Это может привести к новому витку нестабильности, подобному тому, который случился в регионе в конце 1990-х – начале 2000-х, когда в Аргентине правительства менялись едва ли не каждый месяц. Функционирование MERCOSUR в подобной ситуации окажется де факто парализовано. Итоги 49-го саммита MERCOSUR позволяют предположить, что наиболее вероятный для блока сценарий – это сохранение существующего положения дел. При этом необходимо отметить, что ни один из описанных сценариев не выглядит «позитивным» для России. Партнерские отношения РФ с государствами MERCOSUR были выстроены в первую очередь на политических связях с «левыми» правительствами, стремившимися диверсифицировать внешнеэкономические связи своих стран, за счет контрактов с Китаем, Россией, Индией, ЮАР и другими крупными игроками. Приходящие им на смену либералы и центристы скорее всего постараются сделать «разворот» в сторону налаживания контактов с США и ЕС, а также сотрудничества с создаваемыми новыми глобальными партнерствами, такими как ТПП и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП). В ходе предвыборной компании М. Макри заявлял, что рассматривает возможность пересмотра части многомилионных контрактов, заключенных администрацией К. Киршнер с Россией и КНР. В частности, были упомянуты договоры на строительство шестого блока АЭС Атуча и ГЭС «Чиуидо-1». И хотя после телефонных переговоров с Владимиром Путиным, М. Макри, по сути, отказался от данного шага, России, вероятно, нужно быть готовой к конкуренции «на равных» с другими игроками на рынках стран MERCOSUR уже в ближайшем будущем. С учетом географической удаленности региона и не развитой логистики, это обстоятельство делает перспективы России в Латинской Америке весьма туманными. В этой связи, было бы целесообразно перевести взаимодействие с MERCOSUR в институциональное русло, что, в частности, может быть сделано по линии Евразийского экономического союза. Меморандум о сотрудничестве по торгово-экономическим вопросам между Евразийской экономической комиссией и MERCOSUR, который в настоящее время находится на рассмотрении латиноамериканской стороны, в случае его подписания, может стать хорошим подспорьем для дальнейшего сближения объединений.

💬 Последние комментарии
Если Ви Откажитэсь, Они Вас 3арэжут
Столтенберг заявил, что его НАТО уже не будет участвовать в ИЗНАСИЛОВАНИИ Украины ... или Просто 3ассал. Петров и Боширов могут лишить мечты о славной отставке к лету и ещё обещанного тёплого места - управляющего банком в родной Швеции. Какая боль...
обналичь Вовину тысячу $ долярами
п.с. сотни тысяч нигеров из города-призрака Детройта, гангстерского Чикаго, а так же коренное население Аменрики (индейские племена) именно так и живут - годами и поколениями получая выплаты от госкорпораций и правительства... Думай - ТЕ !!!
Да здраствует наш СУД ! Самый Щирый суд в мире
если Америка откажется от нападения на Россию - то Украина может подать коллективный судебный иск против США и заработать МИЛЛИАРДЫ ДОЛЛАРОВ !!! коллективный судебный иск от сотен тысяч/миллионов пострадавших от руководства коррумпированных чиновников и олигархов из госКорпораций - это самый вкусный пирог для сотен тысяч безработный юристов а так же для миллионов обманутых граждан, не-граждан и проство "мёртвых душ" , тех самых что голосовали на выборах президента Байдена ... ( Джон Гришем "Афера" )
Микола Вересень
1. ОК. 2. ОК. 3. ОК. 4. ОК. 5. NO. 6. ОК.
Референдум
1. Любите ли вы деньги больше чем Ахметова, Суркиса и украинский футбол? 2. Согласны ли вы грабить награбленное? 3. Насрать ли вам на украинское государство? 4. Насрать ли вам на украинскую власть? 5. Считаете ли вы себе русским? 6. Вы совсем не любите Суркиса?
Весёлый Роджер
Я одного не понимаю, а шо не оруть - "Овощь созрел!" Чаму не по форме одеты - не у кружевных як у Шмули труселях? И никто не скакал? А ... ну да понимаю ... - Хoxлу не платють, xoxoл - Не скачет!
Весёлый Роджер
Какой ты Шмуля на фуй житель Украины, если не можешь правильно написать слово - ПИДСРАЧНИК! Тот НеЕлен спецом ошибся, а ты МУДАК повторил! Здорово он тебя пидловил! Давай спивати Шмуля, влада меняется.... "Як я сиду на пидсрачник, та як зроблю писню, Щобы зараз уси рагули на гилях повисли!(С)"