Об опытах Герберта Уэллса как экономиста
Геополитика10 апреля 2021

Об опытах Герберта Уэллса как экономиста

Английский писатель считал, что денежная система капиталистического мира давно извращена.

В этом году исполняется 155 лет со дня рождения и 75 лет со дня смерти известного английского писателя Герберта Уэллса. В России его знают по научно-фантастическим романам «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров», «Первые люди на Луне», «Остров доктора Моро», «Война в воздухе» и др. После Первой мировой войны в творчестве писателя произошел перелом: он переключился на жанр, который можно назвать социальной фантастикой, утопией, проектированием будущего, стал проявлять повышенный интерес к естественным наукам, антропологии, психологии, истории, социологии, экономике. Писатель считал, что улучшить мир и человека можно, прежде всего, с помощью наук и доведения до каждого человека результатов этих наук.

Одним из важнейших направлений совершенствования образования Уэллс видел в выработке хороших учебников, которые бы давали целостную картину мира, а не дробили предмет. Им была задумана и написана трилогия, включавшая общую картину естествознания (с упором на биологию), всемирную историю и картину общества. В 1925 году вышла «Краткая история человечества» (A Short History of Mankind). В 1931 году появилась «Наука жизни» (The Science of Life), в 1932 году увидела свет работа «Труд, богатство и счастье рода человеческого» (The Work, Wealth, and Happiness of Mankind). Из трёх книг на русский язык переведена лишь «Краткая история человечества» (первое издание на русском появилось в 1924 году в Петрограде).

Во всей трилогии я хотел бы обратить внимание на книгу «Труд, богатство и счастье рода человеческого». В ней и история освоения человеком природы, и вопросы сельского хозяйства, домашнего хозяйства, торговли и распределения продуктов труда, роли государства в экономической жизни. Особое внимание уделяется тому, что сегодня зовётся менеджментом. В центре – вопросы денежного обращения и финансов.

Любопытно, что воспоминания о подготовке Уэллсом этого труда мы находим в «Автобиографии» Чарли Чаплина, друга английского писателя. Он отмечает, что  одним из рабочих названий книги было «Анатомия денег».  Писать книгу Уэллсу помогало несколько человек. Сыграло роль общение писателя с известным английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом (1883-1946).  Писатель дружил с семьей Кейнса, женой которого была известная русская балерина Лидия Лопухова. Уэллс как-то бросил фразу по поводу  супругов: «...она умнее кого бы то ни было, а у Кейнса — самые лучшие мозги в стране». В свою очередь и Кейнс внимательно следил за творчеством Уэллса, положительно оценив вышедшую в 1928 году его работу «Открытый заговор».

Книге «Труд, богатство и счастье рода человеческого» не очень повезло. Писать её Уэллс сел аккурат накануне «чёрного четверга», который разразился на Нью-Йоркской фондовой бирже в октябре 1929 года и дал старт мировому экономическому кризису. Книга вышла в разгар кризиса – в начале 1932 года, людям тогда было не до умных книг. Если верить энциклопедиям, работа лишь один раз переводилась на иностранный язык: в 1932 году вышла на немецком языке.

Стоит отметить попытку Уэллса взглянуть на экономику через призму биологии и психологии. Не исключаю, что такой взгляд был подсказан писателю Гербертом Спенсером и тем же Кейнсом. Первый – один из родоначальников эволюционизма, основатель органической школы в социологии. А оригинальность Кейнса как экономиста заключалась в том, что он объяснял экономические процессы рядом психологических законов, которые сформулировал в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

Ещё одной крупной работой Уэллса является «Современная утопия» (1905), где писатель нащупывает подходы к построению идеальной модели экономики. Здесь уже содержались наброски идей, позднее развёрнутых в произведениях «Открытый заговор» (1928 г.) и «Новый мировой порядок» (1940 г.). В работе «Новый мировой порядок» некоторые мысли Уэллса по вопросам экономики представлены в наиболее завершенном виде (позднее он лишь повторял себя).

Новый мировой порядок в понимании Уэллса – это единое мировое государство с единым мировым правительством. Сохранение национальных государств, по мнению писателя, неизбежно будет провоцировать межгосударственные конфликты, которые могут перерастать в мировые войны. По мнению Уэллса, политики в начале ХХ века «проспали» Первую мировую войну, поверив заключениям интеллектуалов, которые с воодушевлением констатировали широкую интернационализацию хозяйственной жизни на рубеже XIX-XX вв., усиление экономической и финансовой взаимозависимости государств. Дескать, войны стали невыгодны крупному капиталу, ибо разрывали сети трансграничных финансовых и торгово-экономических связей. Однако политики не учли того, что, помимо межгосударственных конфликтов, в мире появились острые противоречия между финансово-промышленными группами. Борьба монополий за мировые рынки сбыта, сферы приложения капитала, источники сырья и породила Первую мировую войну. Наблюдение Уэллса верно, и здесь он не оригинален. В 1916 году об этом писал В. Ленин в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма». Ленин указывал на борьбу монополистического капитала за раздел и передел мира как на причину мировой войны, причём у Ленина объяснение причин войны глубже, чем у Уэллса.  Оба, однако, сходятся на том, что с господством монополий можно покончить, лишь упразднив капитализм и заменив его социализмом. Однако у марксиста Ленина это социализм диктатуры пролетариата, у Герберта Уэллса – «мягкая» фабианская версия.

Уэллс считал, что война – самое удачное время для перехода от капитализма к социализму. Война приводит ко всеобщей мобилизации ресурсов под началом государства – производственных, материальных, людских. И по завершении войны эту мобилизацию следует перенаправить в созидательное русло – восстановление и развитие гражданской экономики. Возможно, здесь Уэллсу дал подсказку Кейнс, говоривший, что экономические кризисы можно преодолевать и даже предотвращать путём поддержания спроса с помощью государства. Во время войны государство закупает оружие, военное снаряжение, в мирное время оно обязано бороться с безработицей и недогрузкой производственных мощностей. Причём заказывать государство может что угодно: строительство дорог, сооружение плотин и других ирригационных сооружений, создание новых технологий. Что-то наподобие «нового курса» Франклина Рузвельта 1930-х годов (Уэллс усматривал в рузвельтовском «новом курсе» признаки социализма).

Где взять деньги на осуществление спасительных для общества проектов? Уэллс пишет: «Правительства должны будут представить миру план строительства мирной жизни, хотят они того или нет. Но их спросят: "Где вы возьмете кредиты, чтобы сделать это?"» И писатель даёт ответ, в котором раскрывает истинный смысл денег, донельзя искажённый ростовщическим капитализмом: «…мы должны еще раз напомнить, что деньги – это средство, а не цель. У мира будет достаточно материальных и рабочих ресурсов, необходимых для повсеместного восстановления его жизни. И все они просто взывают о том, чтобы их использовали. Функция современной денежно-кредитной системы состоит или, во всяком случае, состояла в том, чтобы свести рабочих с материалом и стимулировать их объединение. Эта система всегда оправдывала свое существование тем, что без неё здесь не обойтись, и если она существует не для этой цели, то для чего она тогда существует и какая в ней тогда надобность?»

Этот риторический вопрос Уэллса подразумевает, что денежная система капиталистического мира давно извращена. Что она существует не для созидания и общественного блага, а для обогащения буржуазии, в первую очередь той её части, которая связана с денежным капиталом. Такую денежную систему следует уничтожить, восстановив прежнюю систему. Систему, предназначением которой служит соединение основных факторов производства – рабочей силы, средств производства и исходных материалов для создания нужных обществу продуктов.

В работах Уэллса содержится жёсткая критика банков, биржи, спекуляций. Он писал: «Фондовая биржа и банковский кредит, а также навыки заимствования, ростовщичества и игры на опережение (видимо, имеются в виду фьючерсные сделки. – В.К.), несомненно, все до одного исчезнут, когда установится Мировой порядок… Они будут выброшены, как яичная скорлупа или оболочка плода». Однако представления о том, каким должен быть социализм, у Герберта Уэллса остались размытыми. Фабианский социализм понимался им ограниченно – как отрицание ростовщического и спекулятивного капитализма.

Валентин КАТАСОНОВ

2 комментария

Написать комментарий
  • гость
    10 апреля 2021
    может ли информация быть средством? а целью чел.деятельности? - вполне и то и то, и не только целями и средствами. Но ещё и мотивацией, как устранение расхождения между реальностью и воображаемой целью кучки личностей или общества. Мотивирующая функция денег при капитализме намного важнее целей и средств достижения этих целей. В том-то и прикол утопических ошибок Уэллса (как собственно и всякого кейнсианца-идеалиста), что он рассматривал и выводил кап.фин.систему из некоего идеалистического биологизма-психологизма - усреднённого поведения капиталистического человека и такого-же общества. Отсюда все эти "идеальные" функции денег - спросы-предложения-потребители-производители-роль роста/спада населения в кап.экономике-делёжка мира на страны активного и пассивного капитала, итд. И как следствие - откровенный фашизм экономических взглядов таких идеалистов-экономистов. Например, почему Уэллс при всей его эрудиции и коммуникации с окружающими (а он вёл очень активную просветительскую, писательскую, аналитическую и общественно-политическую деятельность) - так и не принял социалистические взгляды на окружающую действительность? Считая их тупиком в развитии "прогрессивного капитализма". Да ровно потому, как всякий профашист, - различал буржуазную цель активную и общественную деятельность пассивную. Отдавая предпочтение не управляемой самим социалист.обществом самоорганизации масс, а концентрации финансовых рычагов общества в узких (интеллектуёво-учёных) структурах управления - вплоть до взглядов откровенной пронациской, безжалостной эволюционой рассовой или ксенофобной парадигмы. Когда ради своих утопий "высшего общества" такие как Уэллс готовы 3/4 всех народов мира загнать под землю, на конвеер, в гетто, в страны третьего мира, итд. У него (прогрессиста Уэллса), условно - один активный потребитель некоего механизма распределения капитала не равнозначен сотне пассивных потребителей, которые как-бы плетутся в хвосте капиталистического авангарда олигархии - и один олигарх по значимости противопоставлен сотням миллионов рабочих. И потому Уэллс не мог органически принять версию марксистов-ленинцев, что отдельный супер-капиталист, даже самый качественный и прогрессивный - это для общества ни о чём. А реальный прогресс общества делают не боги-герои или небожители, а производителльные и трудящиеся массы. - "Единица! кому она нужна? голос единицы тоньше писка, кто её услышит? разве жена, и то, если не на базаре, а близко ... единица вздор, единица ноль, один, даже если очень важный - не подымет простое пятивершковое бревно, а тем более дом пятиэтажный". - вот это Уэллсу и таким как он писателям-футуристам-утопистам - было как серпом по яйцам. Они не понимали пролетарские и рабочие-крестьянские-разночинные-люмпенские-солдатские массы, не сознавали идей Маркса, а тем более боялись (и до сих пор боятся) революционной логики Ленина. Пытаясь найти какой-то "третий путь", заигрывая то с либерализмом, то с фашизмом, то с глобализмом (не путать с интернационализмом) - и в конечном итоге скатываясь в своих интеллектуальных построениях "идеального общества" в банальный идеализм. А как уже хорошо известно - "идея становится материальной силой тогда, когда она овладевает массами". В общем, не ведитесь на ложный интеллектуализм-аналитизм-экономизм-... таких учёных-фантастов как Уэллс - ещё Аристотель говорил, что всякая цель (неважно чья - информации, отдельной финансовой бумажки, или в целом капитала, общества или индивида, ещё чегось) бывает чисто техническая (смысл деятельности в быту), бывает благоглупостная (идейная), а бывает императивная (высшая форма). Вот такие вот филосухи-буржуйчики и хотят всякую цель (особенно желание заработать денег побольше и пошырше) перевести к последнему формату. Чтобы монопольно-капиталистический (олигархический) частно-собственнический финансовый императив стал обязательным для всех народов мира. На что всякий народ как правило отвечает - "отруби по локоть буржуй недобитый, пролетарии всех стран ... " и далее по тексту.
    Ответить
  • nn
    10 апреля 2021
    Интересно
    Ответить
💬 Последние комментарии
123
А кто имеет право указывать, что праздновать?
Надувные щеки
Я так и думал. Все посады отменяются. Все посадовцы идут шеренгой шмыгать носами и с песней на карантин!
Надувные щеки
А по каким параметрам определяется эффективность работы на посаде? Кто и по каким принципам сажает на посаду? Почему нет ответственности за неэффективную работу на посаде и за назначение дефективного посадовца?
Дааа уж мелочь а приятно
Даааа! Темпы роста несущественны - газ - на 90% !!! Мелочь какая то!
Нержавеющая сталь
Не знаю, рассказывали об этом социальные психологи или нет, но нацисты долго не живут. Поэтому вопрос их вымирания - это вопрос ближайшего времени. Правда, в одной могиле с нациками будут и их жертвы. Жертвы - снизу, а нацики - сверху. Такая установка у хозяев нациков. Такая психология.
е
Дон решил кровати в борделе переставить?
е
Елена, так что на Украине с заботой о населении? Где ответ, трепло?