Особенности иранской системы образования
Геополитикаoko-planet.su23 февраля 2021

Особенности иранской системы образования

В образ “средневековой империи зла”, заботливо созданный вокруг Ирана, решительно не желает вписываться ряд фактов, например, бесспорные научные достижения этой страны, которых она добилась, находясь под тяжелейшими санкциями, как международными, так и односторонними. Залог научного потенциала – политика развития человеческих ресурсов, в рамках которой государство поощряет таланты, находя их и создавая условия, необходимые для их профессионального роста. Важнейшую роль в этой связи играет система образования, отношение власти к самой проблеме развития и эрудиции населения, а также степень проработки регулирования данной сферы. Поэтому рассмотрим эти вопросы подробно.

Ступени образовательной системы

В соответствии с исламской сущностью иранского государства, у населения есть право получать бесплатное образование, как школьное, так и вузовское. Альтернатива в виде коммерческих учебных заведений также существует, однако не пользуется престижем и, как следствие, особой популярностью.Детские сады в Иране преимущественно частные, где предусмотрена плата. Они призваны заботиться о ребенке, если и отец, и мать работают, а у многочисленных (обычно) родственников нет возможности помочь. Детские сады не являются обязательными, как и учреждения дошкольного образования. Государственные бесплатные заведения подобного рода также имеются, однако они не общедоступны. Например, если отец и мать являются студентами университета, у них есть возможность оставлять ребенка в детском саду на территории своего же вуза.В шестилетнем возрасте дети отправляются в школы, где учатся двенадцать лет. Ранее в школьной системе существовало три ступени – дабестан (начальная школа, 5 лет), рахнамаи (средняя школа, 3 года) и дабирестан (старшая школа, 4 года). После недавней реформы (2012-2013) она была приведена в следующий вид: остались две школы, начальная и старшая, каждая по шесть лет. В рамках первой выделяют подготовительную ступень (амадеги, 1 год) и начальную ступень (эбтедаи, 6 лет), последней – первую (мотавасете-йе авваль, 3 года) и вторую средние ступени (мотавасете-йе доввом, 3 года). Каждая ступень длится 3 года. В системе государственных школ есть специальные заведения для одаренных детей, предоставляющие возможности по углубленному изучению ряда предметов. При поступлении туда ребенок проходит тестирование, как в вузах, а конкурс на одно место может достигать сотен желающих. Обычные школы обязаны принимать всех детей, которых приписывают к учебным заведениям собственного городского района.При переходе на следующую ступень все учащиеся сдают единый экзамен и получают соответствующий сертификат. В Иране есть интересная особенность – здесь все ступени обучения располагаются в отдельных зданиях. То есть, переходя из дабестана в рахнамаи (раньше), ребенок меняет здание школы, учителей, одноклассников. Мотивом создания такой системы является стремление повысить социализацию детей. В школах мальчики и девочки учатся раздельно. В школах же для одаренных детей свое место нужно, таким образом, постоянно подтверждать результатами на выпускных экзаменах каждой ступени. В них можно поступить в любом возрасте, разумеется, с условием сдачи вступительного испытания.

Общеобязательным для всех детей является 7-летнее обучение. Таким образом, уже в 13 лет ребенок может завершить свой “академический путь” и начать профессиональную деятельность, например, в качестве стажера-подмастерье какой-либо рабочей специальности. Ранее также существовала дополнительная ступень довузовской подготовки (пиш данешгахи, 1 год), в рамках которой учащиеся концентрировали свое внимание на подготовке к вступительным экзаменам в вузы. Осуществлялась эта программа в том же формате, что и основное школьное обучение. Сейчас для этих задач приспособили программу 12-го класса школы.Предметы, изучаемые в иранских школах подразделяют на три категории: точные и естественные науки (алгебра, геометрия, физика, химия, биология и пр.), гуманитарные науки (персидский язык и литература, история, география и пр.), а также исламские науки (корановедение, история исламской религии и цивилизации и пр.). Нужно обратить внимание, что в общеобразовательную программу иранских школ входит изучение двух иностранных языков – английского и арабского.Выбор учащимся специальности уже предполагается с переходом на 8-ой год обучения в старшую школу. На первом этапе он выражается в разделении на теоретическое (направленное на поступление в вуз) и профессионально-техническое (средне-специальное образование) направления. Дальнейшая специализация подразумевает разделение на группы, углубленно изучающие, соответственно, естественные, гуманитарные или связанные с медициной науки.Стоит отметить интересную особенность: отношение к педагогу в Иране непривычно для европейцев, которые уже привыкли воспринимать его как “работника сферы услуг”, а ребенка – как клиента, что порождает соответствующий тон коммуникаций, например, родителей с ним. Здесь сказывается пропасть между менталитетами, и в Иране даже к школьному учителю относятся по традиции как к “сэнсею”. Ещё столетие назад дети боролись за право попасть на обучение к какому-то специалисту в качестве стажера, и несмотря на доступность образования сегодня, вокруг фигуры учителя сохраняется ореол абсолютного уважения.

Эрудиция – обязанность каждого

Вступительные экзамены в вузы – общенациональные. Это означает, что все выпускники сдают все предметы в едином формате и на основании полученных баллов получают право на учебу в определенных университетах. Как известно, отечественная система ЕГЭ во многом копирует западный подход к специализации студента, в результате чего специалист профессионально и досконально знает лишь определенную узкую сферу, а для того, чтобы хоть немного разбираться в иных науках выше уровня школьной программы, он должен заниматься самообразованием, в чем, разумеется, заинтересовано исчезающее меньшинство людей. Апофеозом такого подхода является знаменитый Шерлок Холмс, память которого хранила лишь необходимые для его работы вещи. Зачем ему знать, из каких планет состоит Солнечная система, если он прекрасно помнит сотни видов грязи из разных районов Лондона?Иранская система склоняется к противоположному мнению. Здесь студенты в обязательном порядке сдают вступительные испытания по физике, химии, математике, биологии, персидскому языку и литературе, а также исламским наукам (в которые входит арабский язык), вне зависимости от конкретной специализации. Позиция властей Ирана состоит в том, что человек, получивший образование в государственном вузе, должен быть всесторонне образован и эрудирован. Для тех, кто сдавать экзамены в таком формате не желает, также есть выход – поступление в коммерческий вуз. Однако, основные карьерные перспективы открываются для учащихся только в вузе государственном, поэтому большинство студентов наряду с любимыми вынуждены заниматься и не так интересными им предметами. Впрочем, для восстановления справедливости, нужно сказать, что в Иране, как и в РФ, есть базовая и профильная сложность экзамена. Поэтому, задания на экзамене по физике для будущего инженера и переводчика, естественно, будут кардинально отличаться. А сдать на хороший балл базовый экзамен по непрофильному предмету в Иране при достаточном помещении школьных занятий особых проблем не составляет. Условия более-менее равные для всех, и если в России репетиторы уже стали не прихотью родителей, а часто необходимостью для поступления в хороший вуз, в Иране школьная программа в целом эти потребности покрывает. Связано это, в первую очередь, с тем, что отделение талантливых учеников происходит непрерывно с момента их поступления в школу, и школы более высокого уровня предоставляют достаточное качество занятий, чтобы учащиеся могли претендовать на лучшие университеты страны. При этом есть и обратная сторона медали – дети, которые не проявляли своих способностей в школе, шансов пробиться на всеобщем экзамене практически не имеют. Система направлена на обеспечение интересов государства в том, чтобы бюджетные места доставались учащимся из школ высшего уровня, основная конкуренция протекает в их кругах. Впрочем, даже в государственных вузах есть определенный процент мест, зарезервированных для учебы за плату, но такая опция по понятным причинам доступна отнюдь не для каждой семьи.

Чем дольше учеба, тем больше зарплата?

Распределение по вузам происходит на основе градации полученных на общем экзамене результатов. Набравшие максимальные баллы студенты получают право учиться в столичных вузах, которые считаются лучшими. Впрочем, в каждом крупном городе есть свой университет, который если и уступает им по качеству образования, то не катастрофически. Отдельного внимания заслуживают университеты богословского направления, так как в них, подобно школам, реализован принцип полового разделения студентов. Крупнейшие из них расположены в Куме (Джамаат-е Мостафа) и Мешхеде.

Иранские университеты предоставляют иногородним студентам общежития, а семейным парам – отдельные квартиры. Питание во всех государственных вузах полностью бесплатное.

Как и в остальном мире, в Иране выделяют 4-летний бакалавриат, по окончании которого выпускник может претендовать на полноценное трудоустройство. Следующие ступени для академического роста – магистратура и докторантура, которые в совокупности могут длиться до 6 лет. Но и возможности это открывает уже совсем иного порядка.

Самыми престижными профессиями считаются врач, инженер и юрист (в том числе, и специалист по исламскому праву), высоко котируется государственная и военная служба. Зарплата среднего уровня в крупных городах составляет порядка $200, в столице – до $300-400. Врач, отучившийся в университете 10 лет, имеет возможность, получив лицензию, основать свою клинику и зарабатывать уже несколько тысяч долларов в месяц (зависит от размера клиники и специализации) – суммы чудовищные даже для столицы. Врачи с докторской степенью могут позволить себе даже содержать несколько жен, покупая для каждой отдельный дом. Ценятся в смысле заработной платы и медицинские работники любого уровня, работающие в государственных больницах, особенно – в военных госпиталях. Высокий уровень жизни имеют университетские преподаватели. Один их оклад, без учёта дохода от основной деятельности, позволяет им безбедно жить и содержать семью.

Подобное справедливо и для инженеров высокой квалификации: они также могут создавать собственные конторы и принимать заказы. Например, в Иране, подобно США, повсеместно распространена частная застройка в городах. Собственник на стадии проектирования здания должен получить разрешение и заверение своего проекта специалистом инженерного профиля. И, говоря условно, одна подпись инженера на таком бланке будет стоить на уровне месячной зарплаты.

Безусловно, в таком положении дел есть свои проблемы – некоторые врачи могут использовать свое положение для максимального выжимания денег из пациентов, бюрократические процедуры могут становиться затянутыми и дорогостоящими и т.д. Но можно констатировать, что Иран сделал шаг вперёд в разрезе социальной справедливости в ее исламском понимании. Здесь невозможна, к примеру, ситуация, когда зарплата секретарей неких руководителей, с должностными обязанностями а-ля принести кофе, ответить на звонок и отнести документы на подпись в несколько раз превышает доход преподавателей, врачей, инженеров, научных сотрудников – людей, которые приносят гораздо большую общественную пользу. И если в России имеет место быть случай, когда студент с детства увлекается наукой, долгие годы учится в университете, добивается ученой степени, но в итоге едва сводит концы с концами, то в Иране прослеживается четкая взаимосвязь между усилиями, затраченными на получение образования и теми средствами, которые они в итоге приносят. Подобное, конечно, не стоит относить к сфере предпринимательской деятельности, где определенный элемент хаоса существует всегда и везде.

Написать комментарий
💬 Последние комментарии
Луна-2
Привет краса ты наша вумная. Америка Китай не не поднимала - Китай сам поднялся. Американцам наобороТ ь выгоден слабый Китай. таже как и нищая. бесхребетная Украина.Потому что. зачем плодить конкурентов -американцы сами хотят быть во всем первыми.
ке
пол страны думало ЛДНР быки, а теперь учите мову и готовьтесь воевать с агрессором... другого пути нет из мясорубки ...
Зе
Украина будет воевать до последнего украинца
Ями Ешав
В принципе, для решения конфликта достаточно малой политической воли с одной, украинской, стороны. Нужно внести изменения в конституцию по части референдума. Позволить людям выразить свою волю и выплатить репарации. А затем нужно убиться свидомой головой... Это главное.
гость
Ну и натянул автор сову на глобус - с треском и глобус поломал и сове нехорошо стало. Всё американские социологи и политологи сознают и понимают, и книги пишут, и обзоры клепают, и бестселлеры сочиняют. Только их никто не читает и не слышит без пиар-акции - но то такое. Вон, даже "вол стрит жорнал" уже писал в кон.2020 г. про несознанку американских филосухов, цитата: "... Хотя Трамп в последний месяц своего срока отличился "наступлением на демократию", тем не менее, самой важной темой последних пяти лет Сша не было никакого вызова демократии. "Большая тема", которую историки возможно отметят только через столетие, была провалом американского "экспертного класса". Люди, которые должны были знать, о чем они говорят - не знали что говорить. ... Ещё во время през. кампании 2016 года собрание ведущих ученых, интеллектуалов и журналистов Сша предупредило, что кандидатура г-на Трампа означает в перспективе фашистскую угрозу. Тимоти Снайдер, историк нацизма из Йельского университета, был одним из самых ярых тыких пророков. "Будьте выдержанны, когда придет немыслимое", - предупредил он в своем посте в Facebook вскоре после выборов Трампа. "Когда наступает теракт, помните, что всякие власти всегда либо ждут, либо планируют такие события для консолидации власти. Подумайте о пожаре Рейхстага", - написал он в 2016 г. Многие эксперты придерживались темы фашизма после избрания Трампа и на протяжении всего его срока президентства. То, что эта власть "от культуры" не могли отличить "популистский протест против презрения элиты" от "государственного переворота", осуществленного могущественными теневыми идеологами, станет одним из величайших фиаско американской интеллектуальной истории." - конец цитаты. Всё американские филосухи понимают, не дурнее прочих. Другое дело, что они не лезут на трибуну жёлтой продажной масс-медиа прессы и тоталитарной пропаганды фейк-ньюса. Настоящий доктор философии, если он конечно учёный, никогда не будет топить за какую-то одну партию, ни к власти ни в оппозиции.
Ями Ешав
Как бы там ни было, стороны конфликта даже не в состоянии сформулировать его суть. Это говорит о недееспособности обеих сторон. Это конфликт двух дебилов. И он не решиться, если его решением не займутся дееспособные личности.
гость
ну да - это этно-фрико-история от Урумова-Акопяна. Что-то из разряда мифологии, канувшее в лету вместе с уничтоженными при образовании т.н. "российской державы" первоисточниками. У автора пробелы в таком поздне-феодальном процессе, названное в российской истории как "собирание земель". "Государств" на Руси до рюриковичей по сути не было. Как и самой Руси, пришедшая словом "русь" к славянам вместе с прибалтами-норманами, которые ходили по торговым путям то к грекам, то обратно. Были княжества, оглавленные князьями, в переводе с праславянского - "старейшина рода". Княжества возникали из уделов, и на них же дробились, когда распадались или делились по внутрисемейному наследству, или междуплеменному завоеванию. Союзы княжеств поначалу не обязательно сразу же становились государствами (др.слав.господар - совр.хозяин) или державами (пра.слав. держать - совр. захват, владелец). Старшинство у ранне-феодальных князей административно не сильно выражалось, по наследству не передавалось. "Главный князь" всего княжеско-удельного союза на тот момент был "первым среди равных", а никак не "самодержавным государем", которыми они стали позднее с 15-16ых веков по т.н. "византийскому" образцу. Кто был богаче (а значит мог нанять сильную банду) из престольных князей, тот и заказывал политику племенных союзов. Славянские "государства" возникли намного позже самих княжеств, коих было в период правления и войнушек династии рюриковичей около 15 штук. По сути, ни о каких централизованных "государствах Руси" не идёт речь вплоть до окончания монгольских нашествий и образования единого русского царства. Это период с 13го по 16ый вв, который в историографии так и называется - "объединение Руси". Хотя многие историки к статусу отдельных государств причисляют две формации - новгородское и киевское объединения племенных союзов. Но это тоже не было державами-государствами в полном смысле слова, т.к. "собиранием земель" вокруг себя по сути не занимались.