«Патриарх Варфоломей подрывает статус томоса»: русский экзархат в Западной Европе отказался подчиниться Константинополю

19.01.2019 16:20
Духовенство экзархата православных русских церквей в Западной Европе, у которого Константинопольский патриархат отобрал выданный 20 лет назад томос, отказалось следовать этому решению до официального вердикта общего собрания архиепископии.
«Патриарх Варфоломей подрывает статус томоса»: русский экзархат в Западной Европе отказался подчиниться КонстантинополюРИА Новости © Алексей Филиппов
В епархии подчеркнули, что вмешательство во внутреннюю жизнь экзархата со стороны внешних епископов незаконно с точки зрения и канонического, и гражданского права. При этом в архиепископии призвали все стороны соблюдать церковный мир до намеченного на конец февраля собрания. Эксперты отмечают, что последние решения вселенского патриарха Варфоломея как в отношении западноевропейского экзархата, так и касательно новой поместной церкви Украины наглядно демонстрируют его амбиции. При этом действия Варфоломея подрывают статус томоса как признаваемого всеми церквями документа, фактически низводя его до статуса личного приказа патриарха.
Духовенство западноевропейского экзархата русских церквей, у которого Константинопольский патриархат в конце ноября отобрал ранее выданный томос, отказалось следовать этому решению и подчиняться греческому митрополиту до официального вердикта общего собрания архиепископии. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте экзархата.

«В последние дни многие священники и дьяконы архиепископии получили письмо от греческого митрополита страны, в которой они проживают, с приказом прекратить поминовение архиепископа, присоединиться к духовенству греческой митрополии, как будто приходы и общины архиепископии уже входят в состав митрополии, а также предоставить ему все требующиеся документы», — сообщили в экзархате.

Там констатировали, что вмешательство в жизнь архиепископии с внешней стороны незаконно с точки зрения как канонического, так и гражданского права.

«Мы будем наблюдать развитие кризиса в духовной сфере»
По словам главного редактора журнала «Религия и право», доктора юридических наук, профессора Анатолия Пчелинцева, складывающаяся ситуация обусловлена политическими играми определённых кругов и очень далека от религии, однако в конечном итоге может негативно отразиться на простых верующих.
«Мы будем наблюдать развитие кризиса в духовной сфере, когда конфликт между западным экзархатом и Константинополем будет только углубляться. Это негативно отразится на простых верующих. В Западной Европе и не только (в Канаде, в США) есть приходы, где прихожане не согласятся перейти под другую юрисдикцию, исходя из этого будут возникать конфликты. Идут политические игры, это чистой воды политика, очень далеко от религии как таковой, от веры. Ни к чему хорошему это не приведёт», — отметил Пчелинцев.

В свою очередь, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин в беседе с RT заявил, что ситуация с западноевропейским экзархатом наглядно показывает те большие амбиции, которые есть у Константинопольского патриархата и лично у Варфоломея.

«Решение Константинопольского патриархата упразднить и понизить статус экзархата русских церквей в Западной Европе — это стремление КП унифицировать свои владения в разных странах мира и избежать ситуации, когда разные церкви и прежде всего новая поместная церковь Украины создавали бы какие-то структуры за пределами своей национальной территории, независимые от КП», — рассказал эксперт.

Он отметил, что западноевропейский экзархат остался недоволен решением Константинопольского патриархата и в первую очередь бесцеремонностью шагов Варфоломея. Собеседник RT полагает, что вселенский патриарх решил действовать на свой страх и риск, исходя из своих церковно-политических амбиций, в значительной мере нарушая то, что называется церковным миром, и, по сути, раскалывая церкви.

Кафедральный собор Александра Невского в Париже, являющийся приходом экзархата православных русских церквей в Западной Европе (Константинопольского патриархата) AFP © Stepanie De Sakutin
По словам эксперта, западноевропейский экзархат обозначил намерение сохранить единство и статус, а не быть растворённым в рамках зарубежных приходов Константинопольского патриархата в Западной Европе и уже существующей епархии КП, которую возглавляет один из ближайших соратников Варфоломея — митрополит Галльский Эммануил, который также участвовал в процессе создания поместной церкви Украины.

«У экзархата есть путь — остаться в рамках КП и согласиться с решением Варфоломея, чтобы не портить отношения с Константинополем. Второй вариант — уйти в Московский патриархат, под эгиду РПЦ, в данной ситуации это будет означать разрыв с КП», — полагает Лункин.

«Думаю, патриарх Варфоломей действительно подрывает статус томоса как некоего общецерковного документа, который признаётся всеми церквями, и фактически низводит томос до своего личного приказа», — подчеркнул эксперт. По его словам, ситуация вокруг западноевропейского экзархата наглядно демонстрирует это, поскольку решение о его ликвидации выглядит как личное намерение патриарха Варфоломея, а томос фактически становится указом иерарха, провоцирующим всё новые расколы в стремлении распространить власть Константинопольского патриархата.

«Смысл этого решения и всей политики КП на современном этапе — это подчинение себе национальных церквей (в лице ПЦУ) и унификация других епархий Константинопольского патриархата во всём мире, фактически ликвидация полуавтономных и автономных образований, которые существуют в КП», — подытожил Лункин.
Действительно, решения вселенского патриарха Варфоломея в последнее время подвергаются резкой критике со стороны представителей различных православных епархий. Прежде всего это связано с подписанием томоса об автокефалии новой неканонической религиозной структуры — Православной церкви Украины.

Представители Русской православной церкви неоднократно призывали Константинопольский патриархат отказаться от общения с раскольниками и участия в политической авантюре на Украине. Однако Варфоломей всё же предоставил томос созданной по инициативе президента Украины Петра Порошенко ПЦУ.

Этот шаг председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда назвал «результатом неуёмных политических и личных амбиций». Он также отметил, что подписанная в нарушение канонов бумага не обладает никакой силой.

В свою очередь, глава синодального отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион в беседе с RT выразил надежду, что другие православные церкви не признают недавно созданную структуру.

«Раскол, который существовал на Украине, теперь имеет место и в остальном православном мире. Посмотрим, как поведут себя православные церкви в отношении недавно созданной Православной церкви Украины… Я очень надеюсь, что они её не признают. Если какая-либо православная церковь признает эту организацию, раскол, вероятно, усилится», — заявил он.
Стоит добавить, что в пятницу, 18 января, группа из 49 депутатов Верховной рады призвала Конституционный суд Украины рассмотреть законность решения о переименовании канонической Украинской православной церкви.

«Просим признать неконституционными изменения в закон «О свободе совести и религиозных организациях» относительно названия религиозной организации», — говорится в обращении.

При этом парламентарии призвали суд безотлагательно рассмотреть поданную жалобу, поскольку этот закон, по их мнению, нарушает конституционное право на свободу мировоззрения и вероисповедания.

Заявление экзархата

В экзархате добавили, что, согласно одобренному священным синодом уставу архиепископии, предстоятель может отказаться от руководства экзархатом после консультации с советом епископов и советом архиепископии, но не может быть отстранён от должности до решения компетентного высшего церковного суда, а именно патриаршего Священного синода.

В сообщении отмечается, что 27 ноября 2018 года Вселенский патриархат принял решение отозвать томос от 19 июня 1999 года, который придавал архиепископии статус патриаршего экзархата. В самой архиепископии не стали отождествлять отмену статуса патриаршего экзархата и используемую некоторыми источниками формулировку «роспуск архиепископии».

«Для роспуска архиепископии, основанной в 1921 году (то есть ещё до приема в Константинопольский патриархат), компетентно только общее собрание. Оно созвано по всем правилам на 23 февраля текущего года и на повестке дня стоит один вопрос: обсуждение решения патриархии», — сообщили в экзархате.Там отметили, что ноябрьское решение Константинопольского патриархата содержит положения как одностороннего (отмена томоса 1999 года), так и многостороннего характера, включая приглашение объединить приходы архиепископии с греческими митрополиями. В экзархате подчеркнули необходимость обсуждения имеющих многосторонний характер вопросов заинтересованными сторонами.

«Соблюдение уставных правил отнюдь не является отклонением от церковного порядка устроения, а наоборот — самым верным его каноническим выполнением в полном согласии с духом православия. Наша архиепископия находится сегодня де-юре в том положении, в котором она обреталась до принятия во Вселенский патриархат. Де-факто, однако, мы бы не хотели, чтобы этот длительный и плодотворный период закончился без непосредственной человеческой встречи между представителями нашей архиепископии и властями патриархата», — отмечается в сообщении.

В экзархате добавили, что готовы принять любое решение, которое будет вынесено по итогам намеченного на 23 февраля общего церковного собрания, однако призвали все стороны до тех пор соблюдать церковный мир и существующие правовые положения.

Добавим, что внеочередное общее собрание епархии было созвано из-за внезапности решения константинопольского патриарха Варфоломея, который без должного уведомления и консультаций с архиепископом Иоанном просто заявил ему об отзыве томоса по время личной встречи перед заседанием синода в Стамбуле. В ходе последовавшего в декабре пасторского собрания архиепископ Иоанн озвучил три варианта сохранения епархии — это Русская православная церковь за рубежом, автономия в составе Московского патриархата и Румынская церковь.

В РПЦ уже подтверждали готовность принять западноевропейский экзархат под свою юрисдикцию, если от архиепископии поступит соответствующая просьба.
Владимир Смирнов, Анастасия Румянцева

Комментарии

ua гость, 21.01.2019 00:29

Варфоломей - владычица(владыка) вселенская тормозки раздаёт-отбирает, а Бог что, на посылках у Владычицы(владыки)? Ну и сотворили церковники халэпу себе на голову! Церковь - творение-тело Христово, только Христу и Отцу Его подчиняться может. Так что турок пусть свои тормозки сам в Стамбуле жуёт, и не сеет раскол в Церквях православных.

se гость, 20.01.2019 23:54

Да, "за эти пять лет в России так и не сделали надлежащих выводов из событий в Киеве". ...видим, что "существует неонацистское, по сути, государство, жестоко подавляющее всех несогласных, привыкли, что в Донбассе идёт гражданская война, унёсшая более десяти тысяч жизней", жизней мирных жителей Донбасской Славно-Верноруси.

ua Украиночка, 20.01.2019 19:19

Странно, что Запад воспротивился принимать раскольников. Ведь политический переворот в Украине приняли с восторгом! Сказал "А" нужно говорить и "Б"!

de гость, 20.01.2019 06:58

Да, «комментировать можно свободно, но факты — священны». ... "Порошенко лихо нарушает конституцию, вмешиваясь в церковные дела"... да, "теперь не надо делать вид, что религиозной вражды и нетерпимости нет"... однако не надо лгать: "признанную мировым православием", - созданную раскольническую блевотину никто и никогда не примет во внимание...

at гость, 20.01.2019 04:16

Елене (проч. мерзкопакостнице). Быв злопыхательницей, совершаете злодейство, самогубительство... Елена-пакостница. Увлекаясь поганством, то собою не оскверняй интернет-портал-сайт НК... неразумный человек, да Елена-пакостница - они только мерзкие пакости имеют в своих словах. ...Самодурство Елены-пакостницы.. .комментирующие вот она моя зловонно-блевотная омерзительная пахнущая дурь пред всеми вами.

ua вован, 20.01.2019 02:01

"Так вот ты какой , Северный Олень !" Ты ж был Голос СССР (или шото типа того). Я тебя узнал . Где мой пряник ?

us Гость, 20.01.2019 01:55

Спасибо, пожилой Петр. Як говоритца: "Служу трудовому народу!":))

nl пожилой Петр, 20.01.2019 01:53

Гостю. 20.01.2019 (01:37). Благодарю за доброе суждение: "почтением до старших - цэ дело!"

us Гость, 20.01.2019 01:51

Не, не мусульманин. Якшо верить Румянцевской описи Малороссии 1765 г., то прэдки мои звидкылясь из ныняшней Беларуссии.

ua вован, 20.01.2019 01:44

Ну "до старших" - это уже дело другое . Старшие тоже разные бывают.... Ты случаем не из мусульман будешь ? У них там стариков особенно почитают.... Да может - и правильно (спорить не буду) .

us Гость, 20.01.2019 01:37

Это да. Тока тода енто не столько гордыня, скока почтение. А жить у почтении из почтением до старших - цэ дело!

ua вован, 20.01.2019 01:34

Ну об этой гордыне если говорить - то по моему это - не грех ! Если гордиться тем "племенем" , от которого ты родился .

us Гость, 20.01.2019 01:29

Не, Вован, тут усьо однозначно: повезло больше тем, кто помнит, какого он роду-племени. А гордыня - это, между прочим, "гордыня" - один из главных смертных грехов! А таперича можна и задуматься: что это за власть такая, шо призывает жить в главном смертном грехе?!:))

ru гость, 20.01.2019 01:28

Гостю. 20.01.2019 (01:11). Отчасти что-то и немногое от правды, однако нынешние галичане - это не русины...

ua вован, 20.01.2019 01:26

Ну так я уважаю верующих и всё такое... Но если так будет продолжацца - согрешу таки , чем до этого и занимался !

ua вован, 20.01.2019 01:21

Ну , кому тут повезло - тут спорный вопрос . Щас тут новую историю нарисовали... Тут типа гордиться надо ... (сам не знаю - чем) !

us Гость, 20.01.2019 01:16

Вован, так вера - она ж как беременность: низзя быть "трошкы верующим" или "трошкы беременным". А раз самому верховному патриархватчику веры нема - тады и ставитися к нему потребно как к непотребу, то бишь, вероотступнику. А иначе выходит, что сам веру предаёшь, коли считать, что он, конечно, патриярх, хотя и, сволочь, тоже конечно.

us Гость, 20.01.2019 01:11

Петруха, не перегибайте палку: и галичане, и малороссы - это один народ, произошедший из одного корня, имя которому - Русь. Просто русичам, жившим на Галичине, повезло гораздо меньше: в меньшей степени пострадав от монголо-татарского нашествия, они почти 600 лет находились под гнётом европейских захватчиков, неоднократно пытавшихся их истребить или ассимилировать.

ua вован, 20.01.2019 01:09

Ну ты и наклал ! (Гость) . Хотя такими действиями (и темпами) можно в итоге подорвать влияние Церкви на народы . Ну если конечно верующие - не фанатики . Всегда со стороны (атеиста) - виднее . Может я конечно и не прав , но тем не менее...

se гость, 20.01.2019 00:59

Знаем однако, что "украинцы-малороссы и украинцы-галичане — это два разных народа", две несовместимые сами по себе и по характеру общности. И в настоящее время всё это видим на примере противостояния с народным ополчением Донбасского региона. ... "большая Галиция (в составе трёх бандеровских областей) подчиняется Киеву только потому, что подчинила себе Киев, и готова к сепарации при малейшем намёке на переход власти в столице в руки антибандеровских сил". ...С состоявшемся великим торжеством празднования Крещения Господня!

us Гость, 20.01.2019 00:56

Та ото ж так по-турецьки патрыархаровци у своё времня дэкоммунизацию провэлы! От если б Пэтруха Порошвондер с самого начала з нымы був, тада б усьо было правыльно: и патрыархвать був бы украинським, и Бог - межгалактыческим, и Отец - законно избранным народным Майданом, и Сын, и мать его, сара Земля...

se гость, 20.01.2019 00:56

Многие, ещё раньше "призывали Константинопольский патриархат отказаться от общения с раскольниками и участия в политической авантюре на Украине". ...позорные "действия Варфоломея подрывают статус томоса как признаваемого всеми церквями документа, фактически низводя его до статуса личного приказа патриарха".

ua вован, 20.01.2019 00:47

Опять ник слетел ! Гость (00,37) - это моё!

ch гость, 20.01.2019 00:42

Позорные "действия Варфоломея подрывают статус томоса как признаваемого всеми церквями документа, фактически низводя его до статуса личного приказа патриарха".

ua Гость, 20.01.2019 00:37

Вот то и напрягает , что нет согласия не только между народами , но и между церквями , которые издавна призваны эти народы объединять ... Ну я , как крещённый атеист , на другое и не рассчитывал...

ua гость, 20.01.2019 00:26

Во-первых, почему патриархат Константинопольский, а не Стамбульский? Почему патриарх "Вселенский" - он что, и над Марсом, и созвездием Орион патриаршествует? Почему он командует церквями, кто его назначил наместником Бога на Земле?

ua вован, 20.01.2019 00:18

гость 17,03. Я думаю , что это бумеранГ превратится в кол (осиновый) ! И , скорее всего , ждать не так уж долго придётся ...

ua Гость, 19.01.2019 17:03

Томос возможно бумеранг, а не кол. Поживем - увидим. Безбожники вроде Елены особо радуются и беснуются, но скоро, как мне кажется, хорошо будет смеяться тот, кто смеется последним.

Добавить комментарий