СМИ Молдавии: Осторожно, двери закрываются!
Геополитикаinosmi.ru29 мая 2015

СМИ Молдавии: Осторожно, двери закрываются!

Политический класс и экспертное сообщество негативно (и практически единодушно) оценили итоги рижского саммита «Восточного партнерства» ЕС. Тот факт, что Молдавия остается единственной из шести стран-партнеров, которая прошла стадию обретения безвизового режима с ЕС, не смог перевесить другую реальность — Кишинев не получил ясной европейской перспективы, а лишь формальное признание соответствующего устремления. «Панорама» (22.05) приводит слова экс-премьера, а ныне — лидера Народной европейской партии Юрия Лянкэ о том, что «отношения с ЕС зашли в тупик, они в фазе банкротства». Министр иностранных дел Наталья Герман выразила убеждение («Молдавские Ведомости», 22.05), что Молдавия «в любом случае должна довести до конца начатые реформы и внедрить все европейские стандарты, прежде чем приступать к следующему этапу своих отношений с ЕС — этапу переговоров о вступлении». С ней соглашается Jurnal de Chişinău (22.05), но пишет не только о необходимости преобразований, а и о «болевой точке», на которую указали западные партнеры: «Ваша главная проблема — коррупция». Заголовки аналитических публикаций были весьма жесткими: «Рижский саммит стал холодным душем для Молдавии» (комментарий Deutsche Welle, перепечатанный 23 мая рядом местных СМИ), «„Евроинтеграция“ Молдавии, Украины и Грузии закончилась. Далее — мрак неизвестности» («Молдавские Ведомости», 22.05), «Провал „Восточного партнерства“: от конструктивной двусмысленности к деструктивной ясности» (Jurnal de Chişinău, 24.05). В ситуации, когда республике показали затворяющуюся дверь в Европу, многие наблюдатели, как в стране, так и за рубежом, приходят к выводу, что для Молдавии «Россия становится заманчивее, чем ЕС». Обычные люди считают, что, по крайней мере, «Россия не может быть хуже», поскольку молдавские политики «очень хорошо пели европейскую песню», но «в итоге дискредитировали и собственные проевропейские партии, и ЕС». Такое мнение высказал высокопоставленный европейский дипломат, которого «АиФ в Молдове» (22.05) цитирует со ссылкой на New York Times. Timpul (22.05) уверена, что «ЕС проигрывает России борьбу» за Молдавию по ряду причин. В том числе, в результате воздействия российской пропаганды, которой удалось посеять среди части молдаван озабоченность тем, что «в результате присоединения к ЕС все станут геями». Газета приводит сказанные в Риге слова украинского премьера Арсения Яценюка о том, что в вопросе расширения Евросоюзу «не стоит бояться России», но вместе с тем предлагает читателям обзор, озаглавленный «РФ угрожает размораживанием приднестровского конфликта». Это связано с тем, что Киев денонсировал соглашение о российском военном транзите через свою территорию. В результатеПриднестровье, зажатое между Украиной и Молдавией, оказалось в положении «осажденной крепости». СМИ сообщают о намерении России «при любых условиях» протянуть в регион воздушный мост силами военно-транспортной авиации, но, в то же время, пишут, что это скорее сигнал для Киева и Кишинева, а не практически проработанный план. Президент непризнанной Приднестровской республики Евгений Шевчук, по сведениям «Молдавских Ведомостей» (23.05) заявил, что прекращение транзита российских военных грузов и военнослужащих «нацелено на фактическое разрушение миротворческой операции» и «способствует росту напряженности». Голос в поддержку сохранения формата, обеспечивающего поддержание мира на Днестре, раздался из Кишинева. Лидер молдавских социалистов Игорь Додон, пишет «Панорама» (21.05), заявил, что «до окончательного политического решения конфликта миротворцы нужны, они выполняют свои функции в соответствии с теми договоренностями, которые были достигнуты в начале 1990-х годов». Политик напомнил, что урегулирование конфликта его партия видит в федерализации Молдавии, а нынешние переговоры в формате «5+2» оценил как «неэффективные» и возложил вину за это на кишиневские «правящие партии». Несмотря на то, что Тирасполь посетил спикер молдавского парламента Андриан Канду (о чем информирует Jurnal de Chişinău, 18.05), министр иностранных дел непризнанной республики Нина Штански констатирует «стремительное ухудшение отношений». Кишинев при помощи своих партнеров, цитируют министра «Молдавские Ведомости» (20.05), «постоянно усиливает экономическое давление на Приднестровье». Молдавская сторона, в частности, потребовала, чтобы левобережные винно-коньячный завод «КВИНТ» и АО «Букет Молдавии» для получения лицензии на экспорт установили счетчики учета продукции и допустили к их проверке кишиневских инспекторов. В Приднестровье, подчеркивает Timpul (23.05), посчитали это нарушением существующих соглашений и даже возбудили уголовные дела против молдавских чиновников-инициаторов. Кишинев, в свою очередь, преградил доступ в Приднестровье двум российским военнослужащим, направлявшимся туда по служебным делам. От ворот поворот был дан по прилете в столичный аэропорт и уроженцу левобережья, директору Днестровско-Прутского центра Российского института стратегических исследований Сергею Мокшанцеву. По свидетельству «Молдавских Ведомостей» (22.05), эксперт расценил инцидент как «свидетельство дальнейшей эскалации напряженности» в отношениях Молдавии и РФ. На этом фоне все более реальной становится перспектива того, что будет узаконено требование о стопроцентном собственном информационно-аналитическом вещании молдавских телеканалов. Проект также допускает размещение соответствующих программ, подготовленных в странах, подписавших Конвенцию о трансграничном телевидении, в число которых Россия не входит. Правительство дало положительный отзыв на эту законодательную инициативу, возражения, по свидетельству Jurnal de Chişinău (20.05), носили лишь экономический характер. При таком обилии закрывающихся перспектив, ограничений и запретов, уже введенных или запланированных, канал культурных обменов к счастью остается открытым. «Панорама» (20.05) сообщает, что среди 49 работ, представленных в рамках завершившегося в Кишиневе XII фестиваля документального кино Cronograf, лучшим признан документальный фильм «Кардиополитика» российского режиссера Светланы Стрельниковой.

Написать комментарий