Геополитикаinosmi.infoAug 3

СМИ рассказали, почему новые санкции США против России и Ирана не сработают

Члены Конгресса хотят ввести новые жесткие санкции против России за ее предполагаемое вмешательство в американские выборы. Санкции против Северной Кореи будут оставаться в силе, пока Пхеньян не продемонстрирует прогресс в денуклеаризации. И после разрыва ядерного соглашения с Ираном администрация Дональда Трампаготовится ввести, по словам госсекретаря Майка Помпео, «самые сильные санкции в истории» — в попытке заключить более выгодную сделку по ограничению оружия Тегерана и изменить его политику в регионе.

Американские чиновники утверждают, что санкции являются эффективным средством достижения политических целей, но так ли это? Будут ли успешными новые меры против Москвы и Тегерана?

Исследования по вопросу санкций показали, что иногда они могут быть эффективными. Но для этого должны выполняться три ключевых условия: поддержка союзников, готовность обеспечить соблюдение санкций и стимулы к переговорам. Отсутствие всех трех факторов в случае с Россией и Ираном означает, что новые меры, вероятно, не сработают.

Односторонние санкции неэффективны

Союзники США по НАТО, как правило, играют ключевую роль в успехе санкций, поэтому односторонние санкции, какими являются предлагаемые меры против России и Ирана, редко бывают эффективными. Хотя Европейский союз ранее и вводил санкции против России из-за ее действий на Украине, последние законодательные меры, предложенные в Конгрессе, будут односторонними.

В мире, который становится все более глобализированным, у односторонних санкций есть множество препятствий. Одно крупное исследование, опубликованное в 1990-х годах Институтом международной экономики Петерсона, показало, что односторонние санкции США достигали своих внешнеполитических целей только в 13% случаев.

Односторонние санкции могут работать только в тех редких случаях, когда «наказываемая» страна ведет обширную торговлю с США. И Россия с Ираном под это определение не попадают. Россия находится далеко не на первом месте в списке торговых партнеров США, а Иран и вовсе не имеет практически никаких экономических или коммерческих отношений с Америкой.

Более того, когда та или иная страна оказывается под санкциями, она часто начинает искать другие варианты коммерческих связей. Так было с Кубой. Когда после прихода к власти Фиделя Кастро США ввели санкции против своего бывшего торгового партнера, Гавана обратилась за помощью к Москве и стала частью коммунистического блока.

Иран тоже диверсифицировал свою экономику перед лицом санкций со стороны США и других западных стран, сместив торговлю на Восток и начав все чаще продавать нефть и покупать товары в Китае, Индии и других азиатских странах.

Готовность выполнять обещания

Второй фактор, влияющий на эффективность санкций, заключается в том, готова ли и способна ли страна, вводящая санкции, обеспечить соблюдение этих мер.

Перспектива потерять 2 миллиона баррелей нефти в день уже повлияла на мировые рынки. Чтобы успокоить инвесторов, Госдепартамент США в начале июля тихо объявил, что Вашингтон позволит таким странам, как Китай, Индия и Турция, сократить импорт нефти из Ирана «на индивидуальной основе». Таким образом они дали понять, что позволят некоторым государствам сохранить достаточно высокий уровень импорта иранской нефти, тем самым сдерживая влияние санкций.

Иными словами, стремление смягчить потенциальное воздействие новых санкций на мировые финансовые рынки может перевесить саму цель их введения. Если США и их основные союзники не в состоянии или не желают платить цену за соблюдение санкций, эффективность этих санкций неизбежно снижается.

Принуждение и соблюдение

Третьим фактором, влияющим на успех, является необходимость сочетать санкции с дипломатическими переговорами. Предложение об отмене санкций может стать хорошей разменной монетой, чтобы убедить страну пойти на компромисс и изменить свою политику.

Ирония в случае с Ираном заключается в том, что именно эта форма санкционной дипломатии помогла заключить ядерную сделку 2015 года. Жесткие санкции США, ООН и Евросоюза сочетались с предложением снять их, если Иран выполнит требования по ограничению своей ядерной программы и согласится на внутренние проверки. В период с 2016 по начало 2018 года Международная комиссия по атомной энергии 10 раз проверяла выполнение Ираном его части сделки, и санкции были сняты.

Если санкции США и ЕС в отношении России и имели некоторый эффект, то новые меры, рассматриваемые в Конгрессе, вряд ли окажут существенное влияние.

Возможно, администрация Трампа думает, что может действовать в одиночку во внешней политике, но по многим вопросам, особенно санкций и нераспространения, без поддержки других стран ей ничего не удастся.

💬 Последние комментарии
е
А про свои делишки забыла склеротичка? И тебе прилетит за воровство, развал и продажу страны...
е
Напомнить тебе склеротичка про ТВОИ высказывания про аграрную супердержаву? А про "трудяжек"-контрабандистов западян? А про никому не нужный газ, который можно не покупать? А про другой твой бред??? Ась? Когда за СВОИ слова отвечать будешь, а брехло продажное???
е
Терпилу Америку в Афгане тебе напомнить? Как их бедуины с берданками выгнали?))) шо забыла, склеротичка??? А уж как ты сучка тут амерам лижешь и обслуживаешь морячков под мостами тут только ленивый не знает....
Елена
А СК России дела возбудил козлоослик,так что права ера,кому то по делам его воздастся,притом и тебе прилетит и за конец восьмидесятых и начало девяностых, ты конечно там близок к абсолютному нулю,но вина и на тебе есть
Елена
А я что хочу,то и праздную,склро Хеллоуин буду праздновать тоже, Слава Америке!
Елена
Ты же говорил что в союзе ничего и ни у кого не было, потому что терран и партейцы всё у людей забрали ,а еду всю чьели,а людям оставалось лебеду и отруби есть,шах тебе и мат.
гость
глупость на глупости, из разряда - на безптичье и ж... корова соловей. Разумеется первым должен звонить хозяин климатического банкета. Было бы глупо, если бы Путин сам позвонил и напомнил об своём участии или неучастии в этой шарашке. А так протокол соблюдён - устроитель встречи поинтересовался будет ли Путин, Путин сказал что не будет - всё хорошо, минус одно кресло за банкетным столом. Учитывая, что всякая сакральная сучность "климатических заходов" заключается в том, чтобы выставить на бабки зажравшихся угленефтегазовых сырьевых корпораций - ничего там особо прорывного не ожидается. Временной лаг установлен в 2060 год - ни Путина ни Джонсона к тому моменту точно не будет в полит. системе. Дополнительные темы - Иран, афган, украина, попарные росссийские туристы скупщики спортивного питания и прочая меморандумная дипломатия - читай чтобы заполнить рекламные паузы и дать шанс таблоидам поупражняться в остроумии. второй нюанс, все аналитуны почему-то низводят политику Великобритании чисто к островной политике. Дескать, болтается там где-то остров, который в каждой бочке затычка и максимум что с него можно поиметь - это парочку гемороя. Британия - важнейшая часть мировой системы, стерлинговая зона - важнейший механизм мирового капитализма, который развивается и сходить с арены в ближайшую десятилетку не собирается.. ВВП всех стран, впахивающие на стерлинг $13.736 трпн, доля в мировом ВВП/ППС 18.85%, рост реального ВВП 3.07%, население 2,5 млрд, рабочая сила 937 млн, минимальная заработная плата $312.92, уровень безработицы 6.98%, индекс потребительских цен 143.18 или 3.82%. В союз стерлинга входят 45 стран (Австралия Бангладеш Барбадос Бахрейн Ботсвана Великобритания Гайана Гамбия Гана Гондурас Гонконг Замбия Индия Иордания Ирландия Исландия Йемен Катар Кения Кипр Кувейт Лесото Маврикий Малави Малайзия Мальта Намибия Нигерия НоваяЗеландия ОАЭ Оман Пакистан Папуа-НоваяГвинея Самоа Свазиленд Сейшельские острова Сингапур СьерраЛеоне Танзания Тонга ТринидадТобаго Уганда Фиджи ЮАР Ямайка). Пытаться нарисовать с британцев этаких случайных в большой политике турыстов, главная цель общения с которыми - дружить или не дружить с ними, махровая глупость. Экономические рычаги, которые стоят за британцами - по прежнему важны всякой полупериферийной экономике, застрявшей в своих 4% мирового ВВП. Так что не Англия - периферия евразийского рф-китайского союза, а наоборот - евразия субсистема всех тех британских договорняков, которыми они опутали свою треть земного шарика. И сколько бы Джонсон не ихображал из себя недотёпу - всё серьёзные политики знают, за ним стоит мощный олигархо-офшорный и экономико-корпоративный базис. Игнорировать который не получится никому. Если рф конечно хочет сохранить свои отношения с индийскими, гонконгскими, сингапурскими, арабскими, азиатскими и прочими полумонархическими режимами. Ну а ковид - просто удобная ширма, за которой легко косячить всякому политику. Это как с климатом - "такое обстоятельство непреодолимой силы", которое может похоронить, а может и вытащить наружу - всякие потайные договорняки. Форс-мажор меняет систему доминанты. Пока по функционалу "британская система" - недосягаемая величина для мультигегемонов, особенно для тех, кто привык наплевательски относиться к своим договорнякам.